Новости

Археология байкальской природной территории // Карнышев А. Д. «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» 3-е изд. (2010)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Археология Байкала

Теплоход "Академик Шокальский" (гидрометеослужба), 1980-е годы
Теплоход "Академик Шокальский" (гидрометеослужба), 1980-е годы
Команда "Шокальского" за месяц до гибели (июль 1983). Слева-направо: Нефедьев В., Максимов В., Коновалова А.П. (повар), матрос не вышедший в тот рейс, Склянов С., Чернышева А.К., в первом ряду Соболев В.
Команда "Шокальского" за месяц до гибели (июль 1983). Слева-направо: Нефедьев В., Максимов В., Коновалова А.П. (повар), матрос не вышедший в тот рейс, Склянов С., Чернышева А.К., в первом ряду Соболев В.
Памятник на месте гибели теплохода "Академик Шокальский" (мыс Красный Яр, октябрь 1983 года)
Памятник на месте гибели теплохода "Академик Шокальский" (мыс Красный Яр, октябрь 1983 года)
В раскопках, которые проходят с 1994 года каждое лето на Байкале в районе Бугульдейки, участвуют как наши археологи, так и иностранные.
В раскопках, которые проходят с 1994 года каждое лето на Байкале в районе Бугульдейки, участвуют как наши археологи, так и иностранные.
Куркутский залив – один из самых теплых заливов Малого моря, находится недалеко от залива Мухор в сторону пролива Ольхонские ворота.
Куркутский залив – один из самых теплых заливов Малого моря, находится недалеко от залива Мухор в сторону пролива Ольхонские ворота.
Автор: Сергей Дзюба
Бухта Ая находится в 2,5 километрах от устья реки Анга, на тажеранском плато западного побережья Байкала.
Бухта Ая находится в 2,5 километрах от устья реки Анга, на тажеранском плато западного побережья Байкала.
Автор: Олег Королев

На север   от уникальной и прекрасной бухты Песчаной находится   почти   отвесная   лесистая гора,   на   склоне   которой поставлен памятный знак. Это - мыс Красный Яр, а знак стоит в память одной из самых круп­ных в последние десятилетия трагедии - гибели и последующе­го «таинственного» и бесследного исчезновения в пучинах свя­щенного моря теплохода «Академик Шокальский» вместе с семью членами экипажа (шесть мужчин и одна женщина). Катастрофа произошла 2 августа 1983 года, как раз в день Святого Ильи, в утренние часы на виду нескольких человек, которые ничем не могли помочь погибающим. В этот день дул порывистый ветер, шквалы которого то и дело меняли направление. Самые сильные шквальные смерчи несли с собой стены или столбы водяных брызг, которые, по-видимому, и сыграли свою роковую роль. От штор­ма корабль перевернулся, побыл некоторое время на поверхности воды и вскоре ... навсегда исчез. Кроме двух спасательных кругов и нескольких плавающих предметов, которые нашли сразу после трагедии, других каких-то останков самого судна и членов экипа­жа за двадцать с лишним лет обнаружить не удалось.

Эта трагедия напомнила и о случае, произошедшем на озере в 1956 году. Тогда капитан одного буксира, застигнутый штормом с гирляндой «си­гар» из леса не сумел обрубить концы. Освободившаяся от дере­вьев тяжелая оснастка буксира перевернула судно, утащила его на дно. И точно также никто не знает место погребения судна и лю­дей... Это наталкивает на размышления об ориентации байкальской стихии на принятие жертв, особенно если учесть давние трагедии, о которых пойдет речь.

Селение Бугульдейка - одно из крупных населенных пунктов на северо-западном берегу Байкала. Километров в десяти от Бугульдейки расположен мыс «Голый». Расстояние между этим мысом и мысом Средний в дельте реки Селенги, как считается официально, наименьшая ширина озера — чуть более 25 км.

С раскопками, которые с 1994 года ведутся в Ольхонском рай­оне и непосредственно вблизи Бугульдейки иркутскими учеными, связана одна из современных сенсаций о древней жизни на Байка­ле. Канадский археолог Анджей Вебер, участвующий в раскопках с иркутянами, дал итальянской газете Ca Stampa интервью, в ко­тором сказал, что около 5000 лет назад на байкальской территории произошел апокалипсис, в ходе которого погибли все аборигены того времени и охотники, и рыболовы. После этого в течение полутора тысячелетий возле Байкала совсем не жили люди, по­скольку за все это время отсутствуют какие-либо их захоронения. Иркутские же ученые, в частности, специалист в области неолита Н.Савельев, считают, что жизнь на Байкале не испытывала безлю­дья: одни племена уходили, и сразу им на смену приходили другие. Соответственно, на байкальских берегах менялась культура, уста­навливались иные религиозно-экологические воззрения, но отсут­ствия людей не было.

Но все же факт бесследного исчезновения в те времена (4,5-5 тыс. лет) представителей китойской культуры, которые расселялись в некоторых районах приангарья и Прибайкалья, археологи сегодня признают. Причем пребывание их на здешней земле сопровождает­ся загадками. При раскопках, к примеру, в «китойских» могилах находили кости без черепов (такие же останки без голов обнару­жены на другой стороне Байкала у деревни Фофоново: читайте об этом ниже). Одновременно обнаруживалось много древних могил, которые почему-то были пустыми. Присутствовали все признаки мо­гилы: погребальные предметы, сопровождающий ушедшего в мир иной охотничий или рыболовный инвентарь, а сам покойный, увы, отсутствовал. Ученые предполагают, что возможно это были могилы утопших: обряд требовал, чтобы похороны состоялись («Иркутский репортер», 5.02.2010 г.)

Мне ж хочется добавить свою ноту в понимание событий. На­верное, у древних людей того времени существовали добровольные жертвы уже тогда славившемуся свои жестким характером Байкалу и его божествам с целью их умилостивить, добиться от них покро­вительства не только сегодня живущих, но и потомков. А на земле на «добрую память» оставались могилы таких добровольцев, само­стоятельно ушедших в вечность, безропотно отдавших свою жизнь святому старцу, любящему жертвы. Вполне мог существовать своео­бразный ритуал: где и как это делалось, и какие люди больше под­ходили для данной церемонии.

О вероятности такого развития событий говорит и тот факт, что в китойских могильниках почти не обнаружено останков пожилых людей: все найденные в возрасте до 45 лет. Возможно, среди до­бровольно ушедших в байкальские глубины как раз и были люди старшего возраста. И еще одна авторская гипотеза. Если в то вре­мя произошел апокалипсис и значительная часть живущих погибла, для оставшихся это могло означать, что боги отвернулись от людей, больше не покровительствуют им. И такое понимание для выживших жертв катастрофы стало непосильным бременем и они в большинстве своем добровольно ушли в вечность вслед за своими сородичами. Стрессовая ситуация, вызванная произошедшими событиями, только способствовала этому...

О прошедшей в стародавние времена катастрофе в районе Бугульдейки свидетельствуют огромные валуны, которые находят в воде Байкала в этих местах, и которые были сдвинуты сюда какими-то подземными толчками. Некоторые иркутские геологи утверждают, что раньше вода из Байкала стекала не по Ангаре, а по речке Бугульдейке и дальше по Манзурке и Лене, а все изменила произошедшая не столь давно природная катасрофа. Кстати, на совсем недалеком противоположном берегу, в районе устья Селенги, так же часты тра­гедии подобного рода. И в давних легендах того берега, есть свидетельства о крушениях, происшедших на этом, которые видели люди (о чем мы еще скажем ниже).

Продолжая тему «развалов» и раскопок, отметим следующее. Местности по берегам Байкала вблизи острова Ольхон, особенно их юго-западную часть, можно уверенно назвать своеобразным археоло­гическим «заповедником». В 1914-1916 гг. специалист - археолог в Восточной Сибири Б.Э.Петри, раскопав в маленькой бухте Улан-Хада на остром, врезающемся в Малое море мысе Улан многослой­ное поселение, можно сказать, стимулировал эру многочисленных археологических открытий на Байкале. В 1959 г. несколько архео­логических экспедиций, боясь, что может быть затоплена береговая полоса и вместе с ней памятники истории, произвели под руковод­ством М.П.Грязнова раскопки. Этот год сейчас называют не иначе как «золотое Эльдорадо» байкальской археологии. На берегах Куркутского и Мухурского заливов, в бухтах Итырхей и Улан-Хада, на мысах Шибэтэ, Улан и Улярба найдены многочисленные захороне­ния в камнях, кольцевые кладки (могилы бронзового века), плиточные могилы, каменные оборонительные стены и сторожевые вышки.

Но все же первооткрывателем археологических памятников на Байкале считается участник Второй Камчатской экспедиции, швед по национальности Яков Линденау, путешествовавший по северо-востоку России с целью этнографического описания сибирских на­родов. Возвращаясь в сентябре 1745 года из Охотска и Якутска обратно вверх по Лене через деревню Качуг, и затем по Байкалу в Иркутск, скорее всего в районе Малого моря он встретил древ­нее укрепление, подобно виденному им у Качуга, на правом берегу Лены. По его мнению, городище на Байкале свидетельствовало о местопребывании здесь предков якутов до их переселения на сред­нюю Лену.

За Бугульдейкой и мысом Крестовским расположено одно из уникальных мест Байкала - гора, мыс и бухта с общим назва­нием Ая - что в переводе с эвенкийского означает «красивая». Местность действительно прелестна, но не только в этом главная уникальность этого края. Во-первых, недалеко от бухты в Тажеранском массиве расположена пещера «Мечта», в которой можно найти множество коридоров, гротов, залов, ходов. На 250 метрах таких природных образований интересующиеся найдут причуд­ливые формы сталактитов, сталагмитов, натечных образований кальцитов и др. Во-вторых, на северной стороне бухты Ая сохра­нились древние наскальные рисунки, которым, по меньшей мере, около 2500 лет: изображения человеческих фигур, оленей, быка, рыбы и овцы. У бурят существует мнение, что изображения на скалах были общественными онгонами (предметами поклонения) в эпоху большого развития общественной жизни, когда устраива­лись общие облавы на зверей; утверждают даже, что названные изображения представляют «Сатинских богов», особых, добрых существ людей божественного происхождения. Так что Ая и в этом плане выделяется. Вглубь «материка» от бухты располо­жены чудесные сосновые леса, где на холмах еще можно уви­деть гнездовья орла — могильника, занесенного в Красную книгу страны.

По соседству с этими местами, близ устья реки Анги, расположе­на гора Ехэ Ердо — оригинальное творение природы. Суть в том, что эта гора равносторонним холмом-куполом возвышается над достаточ­но широкой долиной реки Анги. Высота ее чуть более 33 метров, а диаметр - около 80 м. Конус горы хорошо просматривается с раз­ных мест поймы реки и с близлежащих гор. Уже в древности прибай­кальские народы водили возле этой горы хороводы и организовывали игры. «Ердынские игры» возрождены бурятами в начале 21-го века. Получился самобытный фольклорный и спортивный праздник.

Севернее байкальских мысов Улан-Нур и Орсо, невдалеке от юго-западной части Малого моря - залива Мухур (на некоторых картах — Мухор) расположен посёлок Шара - Тогот (в переводе с бурятского — лютиковый) еще известный под именем Черноруд. По­следнее название многие считают чисто русским. На самом деле это совсем не так. В этом месте жили буряты, имеющие своим тотемом волка - «шина». Бурятское происхождение шоно - от рода волка — впоследствии переделали в Черноруд.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.