На север от уникальной и прекрасной бухты Песчаной находится почти отвесная лесистая гора, на склоне которой поставлен памятный знак. Это - мыс Красный Яр, а знак стоит в память одной из самых крупных в последние десятилетия трагедии - гибели и последующего «таинственного» и бесследного исчезновения в пучинах священного моря теплохода «Академик Шокальский» вместе с семью членами экипажа (шесть мужчин и одна женщина). Катастрофа произошла 2 августа 1983 года, как раз в день Святого Ильи, в утренние часы на виду нескольких человек, которые ничем не могли помочь погибающим. В этот день дул порывистый ветер, шквалы которого то и дело меняли направление. Самые сильные шквальные смерчи несли с собой стены или столбы водяных брызг, которые, по-видимому, и сыграли свою роковую роль. От шторма корабль перевернулся, побыл некоторое время на поверхности воды и вскоре ... навсегда исчез. Кроме двух спасательных кругов и нескольких плавающих предметов, которые нашли сразу после трагедии, других каких-то останков самого судна и членов экипажа за двадцать с лишним лет обнаружить не удалось.
Эта трагедия напомнила и о случае, произошедшем на озере в 1956 году. Тогда капитан одного буксира, застигнутый штормом с гирляндой «сигар» из леса не сумел обрубить концы. Освободившаяся от деревьев тяжелая оснастка буксира перевернула судно, утащила его на дно. И точно также никто не знает место погребения судна и людей... Это наталкивает на размышления об ориентации байкальской стихии на принятие жертв, особенно если учесть давние трагедии, о которых пойдет речь.
Селение Бугульдейка - одно из крупных населенных пунктов на северо-западном берегу Байкала. Километров в десяти от Бугульдейки расположен мыс «Голый». Расстояние между этим мысом и мысом Средний в дельте реки Селенги, как считается официально, наименьшая ширина озера — чуть более 25 км.
С раскопками, которые с 1994 года ведутся в Ольхонском районе и непосредственно вблизи Бугульдейки иркутскими учеными, связана одна из современных сенсаций о древней жизни на Байкале. Канадский археолог Анджей Вебер, участвующий в раскопках с иркутянами, дал итальянской газете Ca Stampa интервью, в котором сказал, что около 5000 лет назад на байкальской территории произошел апокалипсис, в ходе которого погибли все аборигены того времени и охотники, и рыболовы. После этого в течение полутора тысячелетий возле Байкала совсем не жили люди, поскольку за все это время отсутствуют какие-либо их захоронения. Иркутские же ученые, в частности, специалист в области неолита Н.Савельев, считают, что жизнь на Байкале не испытывала безлюдья: одни племена уходили, и сразу им на смену приходили другие. Соответственно, на байкальских берегах менялась культура, устанавливались иные религиозно-экологические воззрения, но отсутствия людей не было.
Но все же факт бесследного исчезновения в те времена (4,5-5 тыс. лет) представителей китойской культуры, которые расселялись в некоторых районах приангарья и Прибайкалья, археологи сегодня признают. Причем пребывание их на здешней земле сопровождается загадками. При раскопках, к примеру, в «китойских» могилах находили кости без черепов (такие же останки без голов обнаружены на другой стороне Байкала у деревни Фофоново: читайте об этом ниже). Одновременно обнаруживалось много древних могил, которые почему-то были пустыми. Присутствовали все признаки могилы: погребальные предметы, сопровождающий ушедшего в мир иной охотничий или рыболовный инвентарь, а сам покойный, увы, отсутствовал. Ученые предполагают, что возможно это были могилы утопших: обряд требовал, чтобы похороны состоялись («Иркутский репортер», 5.02.2010 г.)
Мне ж хочется добавить свою ноту в понимание событий. Наверное, у древних людей того времени существовали добровольные жертвы уже тогда славившемуся свои жестким характером Байкалу и его божествам с целью их умилостивить, добиться от них покровительства не только сегодня живущих, но и потомков. А на земле на «добрую память» оставались могилы таких добровольцев, самостоятельно ушедших в вечность, безропотно отдавших свою жизнь святому старцу, любящему жертвы. Вполне мог существовать своеобразный ритуал: где и как это делалось, и какие люди больше подходили для данной церемонии.
О вероятности такого развития событий говорит и тот факт, что в китойских могильниках почти не обнаружено останков пожилых людей: все найденные в возрасте до 45 лет. Возможно, среди добровольно ушедших в байкальские глубины как раз и были люди старшего возраста. И еще одна авторская гипотеза. Если в то время произошел апокалипсис и значительная часть живущих погибла, для оставшихся это могло означать, что боги отвернулись от людей, больше не покровительствуют им. И такое понимание для выживших жертв катастрофы стало непосильным бременем и они в большинстве своем добровольно ушли в вечность вслед за своими сородичами. Стрессовая ситуация, вызванная произошедшими событиями, только способствовала этому...
О прошедшей в стародавние времена катастрофе в районе Бугульдейки свидетельствуют огромные валуны, которые находят в воде Байкала в этих местах, и которые были сдвинуты сюда какими-то подземными толчками. Некоторые иркутские геологи утверждают, что раньше вода из Байкала стекала не по Ангаре, а по речке Бугульдейке и дальше по Манзурке и Лене, а все изменила произошедшая не столь давно природная катасрофа. Кстати, на совсем недалеком противоположном берегу, в районе устья Селенги, так же часты трагедии подобного рода. И в давних легендах того берега, есть свидетельства о крушениях, происшедших на этом, которые видели люди (о чем мы еще скажем ниже).
Продолжая тему «развалов» и раскопок, отметим следующее. Местности по берегам Байкала вблизи острова Ольхон, особенно их юго-западную часть, можно уверенно назвать своеобразным археологическим «заповедником». В 1914-1916 гг. специалист - археолог в Восточной Сибири Б.Э.Петри, раскопав в маленькой бухте Улан-Хада на остром, врезающемся в Малое море мысе Улан многослойное поселение, можно сказать, стимулировал эру многочисленных археологических открытий на Байкале. В 1959 г. несколько археологических экспедиций, боясь, что может быть затоплена береговая полоса и вместе с ней памятники истории, произвели под руководством М.П.Грязнова раскопки. Этот год сейчас называют не иначе как «золотое Эльдорадо» байкальской археологии. На берегах Куркутского и Мухурского заливов, в бухтах Итырхей и Улан-Хада, на мысах Шибэтэ, Улан и Улярба найдены многочисленные захоронения в камнях, кольцевые кладки (могилы бронзового века), плиточные могилы, каменные оборонительные стены и сторожевые вышки.
Но все же первооткрывателем археологических памятников на Байкале считается участник Второй Камчатской экспедиции, швед по национальности Яков Линденау, путешествовавший по северо-востоку России с целью этнографического описания сибирских народов. Возвращаясь в сентябре 1745 года из Охотска и Якутска обратно вверх по Лене через деревню Качуг, и затем по Байкалу в Иркутск, скорее всего в районе Малого моря он встретил древнее укрепление, подобно виденному им у Качуга, на правом берегу Лены. По его мнению, городище на Байкале свидетельствовало о местопребывании здесь предков якутов до их переселения на среднюю Лену.
За Бугульдейкой и мысом Крестовским расположено одно из уникальных мест Байкала - гора, мыс и бухта с общим названием Ая - что в переводе с эвенкийского означает «красивая». Местность действительно прелестна, но не только в этом главная уникальность этого края. Во-первых, недалеко от бухты в Тажеранском массиве расположена пещера «Мечта», в которой можно найти множество коридоров, гротов, залов, ходов. На 250 метрах таких природных образований интересующиеся найдут причудливые формы сталактитов, сталагмитов, натечных образований кальцитов и др. Во-вторых, на северной стороне бухты Ая сохранились древние наскальные рисунки, которым, по меньшей мере, около 2500 лет: изображения человеческих фигур, оленей, быка, рыбы и овцы. У бурят существует мнение, что изображения на скалах были общественными онгонами (предметами поклонения) в эпоху большого развития общественной жизни, когда устраивались общие облавы на зверей; утверждают даже, что названные изображения представляют «Сатинских богов», особых, добрых существ людей божественного происхождения. Так что Ая и в этом плане выделяется. Вглубь «материка» от бухты расположены чудесные сосновые леса, где на холмах еще можно увидеть гнездовья орла — могильника, занесенного в Красную книгу страны.
По соседству с этими местами, близ устья реки Анги, расположена гора Ехэ Ердо — оригинальное творение природы. Суть в том, что эта гора равносторонним холмом-куполом возвышается над достаточно широкой долиной реки Анги. Высота ее чуть более 33 метров, а диаметр - около 80 м. Конус горы хорошо просматривается с разных мест поймы реки и с близлежащих гор. Уже в древности прибайкальские народы водили возле этой горы хороводы и организовывали игры. «Ердынские игры» возрождены бурятами в начале 21-го века. Получился самобытный фольклорный и спортивный праздник.
Севернее байкальских мысов Улан-Нур и Орсо, невдалеке от юго-западной части Малого моря - залива Мухур (на некоторых картах — Мухор) расположен посёлок Шара - Тогот (в переводе с бурятского — лютиковый) еще известный под именем Черноруд. Последнее название многие считают чисто русским. На самом деле это совсем не так. В этом месте жили буряты, имеющие своим тотемом волка - «шина». Бурятское происхождение шоно - от рода волка — впоследствии переделали в Черноруд.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей