АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА, система мер идеологического, законодательно-правового, организационного и репрессивного характера, осуществлявшихся Коммунистической партией и советским государством против религии, церкви, верующих в Советской России (СССР). Основные составляющие антирелигиозной политики: 1) идейно-теоретические — взгляды основоположников марксизма-ленинизма на религию, церковь, атеизм, программные установки коммунистической партии и постановления ее руководящих органов по данным вопросам, 2) законодательно-правовые, регулировавшие отношения государства и церкви, положение религиозных организаций в стране, права верующих и атеистов, 3) институционные — деятельность партийных, государственных и общественных органов и учреждений, связанная с решением «религиозного вопроса» в стране — от формирования систем атеистического воспитания и антирелигиозной пропаганды до судебных и внесудебных репрессий.
Начало антирелигиозной политики положено первыми декретами советской власти: «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918. Завершением стало принятие союзного закона «О свободе совести и религиозных организациях» (1990) с упразднением Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР. Большинство исследователей выделяет в антирелигиозной политике 2 больших этапа: 1) 1917 — конец 1930-х гг., 2) 1940-е гг. -1990. Для первого характерно отношение к религии, церкви как к политическим опасным институтам и священнослужителям как «классово чуждым элементам» (подрыв основ религиозно-церковных институтов, массовые репрессии против священства и рядовых верующих). На втором этапе противостояние советской политической системы институтам религии и церкви переводилось в плоскость идеологической борьбы с «антинаучным мировоззрением», достижения цели атеистического перевоспитания его носителей. Антирелигиозная политика в период своего становления (1917 — середина 1920-х гг.) характеризовалась открытой конфронтацией советского государства с основными конфессиями, прежде всего РПЦ. Антирелигиозная политика периода утверждения тоталитарного режима в конце 1920-х — конце 1930-х гг. являлась органичной частью политики «чрезвычайщины», сочетая институционное разрушение религиозных организаций с продолжением массовых репрессий против священнослужителей и верующих. Антирелигиозная политика в 1940-х — середины 1950-х гг. выражалась в осуществлении линии прагматичной либерализации (допущение некоторой активизации деятельности лояльных государству конфессий, главным образом РПЦ, в военные и послевоенные годы) при сохранении общего отрицательного отношения к религии и продолжении преследования ряда религиозных организаций (истинно-православные христиане (ИПХ), свидетели Иеговы и другие). В конце 1950-х — середине 1960-х гг. антирелигиозная политика характеризовалась усилением антирелигиозной и атеистической пропаганды в контексте «перехода к строительству коммунизма». Во второй половине 1960-х — 1990 антирелигиозная политика проявлялась в масштабных и постоянных пропагандистских кампаниях в сочетании с рутинным контролем над всеми проявлениями религиозной жизни в стране.
Первыми законодательными актами советской власти были национализированы все церковные и монастырские земли, отменялись религиозные привилегии и ограничения, из ведения Церкви изымались учебные заведения, регистрация актов гражданского состояния. Декретом от 23 января 1918 объявлялись свобода совести, отделение Церкви от государства, из официальных документов устранялись указания на религиозную принадлежность. Разрешалось исполнение религиозных обрядов, если они не противоречили общественному порядку. Религиозные общества лишались права юридического лица, все их имущество объявлялось народным достоянием. По Конституции 1918 священнослужители попадали в разряд «лишенцев». Основной законодательный акт, определивший статус и деятельность религиозных организаций, — постановление ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 «О религиозных объединениях», носил в основном запретительный характер. Религиозным организациям запрещалось создавать кассы взаимопомощи, общества по обучению религии, оказывать материальную помощь своим членам, выполнять обряды вне стен молитвенных зданий. Вводилась обязательная регистрация религиозных организаций, их молитвенных помещений, священнослужителей и религиозного актива.
В 1920—30-е гг. политику в религиозной сфере формировали и осуществляли Комиссия по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)—ВКП(б) (Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)—ВКП(б)), VIII (V) отдел Наркомата юстиции, отвечавший за проведение в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», Постоянная Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (с 1934 — при ЦИК СССР), VI отделение Секретного отдела ВЧК-ГПУ—ОГПУ СССР (затем — III отделение Секретно-политического отдела (СПО) ОГПУ, X отделение СПО НКВД СССР), «Союз воинствующих безбожников».
Антирелигиозная политика в Сибири соответствовала общегосударственной политике. С первых дней своей победы новая власть в регионе установила конфронтационные отношения с духовенством и религиозным активом всех конфессий. Представители религиозных организаций подвергались арестам, судебным преследованиям и самым жестким мерам наказания (вплоть до расстрелов), как правило, по ложным обвинениям. В апреле 1918 за сочувствие и поддержку находившихся в ссылке Николая II и членов его семьи был арестован и предан мученической смерти епископ Тобольский Гермоген (Долганов). Тогда же за организацию выступления верующих против Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Томске арестовали епископа Анатолия, а в Омске — архиепископа Сильвестра. В феврале 1920 были заточены в Иркутскую тюрьму 5 видных иерархов Сибири: епископы Томский Антоний, Барнаульский Гавриил, Петропавловский Мефодий, викарий Тобольской епархии Иринарх. В 1925 на Алтае по инспирированной властью так называемому делу Сорочьего Лога (название села, где находился «святой» источник, служивший местом массового паломничества верующих) осуждены епископ Барнаульский и Бийский Никодим (Шатунов), сельский священник отец Максимилиан и другие. По мере ужесточения избирательного законодательства к числу подлежавших лишению избирательных прав «служителей культа» наряду с духовенством относили и активную часть прихожан (церковные старосты, хористы и другие), что повлекло увеличение численности данной категории «лишенцев» в Сибири с 7,1 тыс. в 1927 до 8,2 тыс. человек в 1929 (около 5% в составе «лишенцев» региона). Сложение церковного сана не гарантировало в дальнейшем от дискриминации и репрессий. Среди бывшего духовенства доля лиц, восстановленных в гражданских правах, до 1936 оставалась ничтожной.
Одно из стратегических направлений антирелигиозной политики состояло в подрыве экономических основ религиозно-церковных организаций. В первые послереволюционные годы началась ликвидация монастырей (к 1922 разогнано 40 из 50 имевшихся в крае обителей), духовных учебных заведений. В рамках общероссийской кампании по «вскрытию святых мощей» осквернены мощи особо почитаемых в Сибири святителей Иоанна Тобольского и Иннокентия Иркутского. Широкомасштабная акция по изъятию церковных ценностей (1922) вылилась в массовое ограбление Церкви, и не только православной; ценное имущество изымалось из костелов, синагог, мечетей. Обирались не только крупные городские, но и небогатые сельские храмы. В августе 1922 из Томска в Москву было отправлено 32 ящика с церковными ценностями с содержанием драгоценных металлов весом около 2 т. В Красноярске в 1922 было изъято свыше 79 пудов серебра и 532 бриллианта. Попытки иерархов, духовенства и верующих препятствовать разграблению храмов квалифицировались как контрреволюционная деятельность. В Томске за противодействие изъятию церковного имущества подверглись аресту и преданы суду 33 священника во главе с епископом Виктором (Богоявленским).
Важной составляющей антирелигиозной политики в 1920-х гг. стала негласная поддержка властями внутреннего раскола в РПЦ на «староцерковников», сохранивших верность патриарху Тихону, и «обновленцев» — сторонников советской реформы РПЦ как эффективного способа ее ослабления. В Сибири также образовывались параллельные управленческие структуры Церкви, боровшиеся между собой за приходы и верующих. В 1924 в Сибирском крае у «обновленцев» было 1 158, у «тихоновцев» — 807 приходов. К 1927 соотношение изменилось в пользу «староцерковников». В их юрисдикции находилось 1 566, у «обновленцев» осталось 724 храмов.
С первых лет существования нового режима в практику антирелигиозной политики вошла агитационно-пропагандистская работа, масштабы которой постоянно расширялись. Вопросы организации антирелигиозной пропаганды неоднократно обсуждались на партийных форумах, получали отражение в постановлениях парткомитетов разных уровней, в том числе Сиббюро ЦК РКП(б) (Сибкрайкома) и губернских (окружных) комитетов ВКП(б). Особую активность в антирелигиозной пропаганде проявлял Союз воинствующих безбожников — одна из крупнейших общественных организаций, численность и размах деятельности которой постоянно возрастали. В Сибири ее численность за 1920—30 возросла до 130 тыс.
В школе насаждалось антирелигиозное воспитание. Отношение к религиозным обрядам и праздникам часто разделяло детей и родителей. В 1929 в одной из школ Новосибирска 87 % опрошенных учеников на вопрос, верят ли они в Бога, ответили отрицательно, и только 7 % дали утвердительный ответ. Около 39% детей указали, что в их семьях имеются иконы. Анкетный опрос, проведенный в 2 школах Анжеро-Судженска, показал, что в 49,7% семей опрошенных учеников сохраняются иконы, 45,6% ответили, что в их семьях отмечаются церковные праздники, 19,2 % сообщили, что их дома посещают священнослужители.
В первые годы советской власти активно пропагандировалась и внедрялась замена церковных обрядов и праздников советскими. Однако в 1920-е гг. 11 важнейших церковных праздников наряду с советскими оставались днями отдыха, получив статус «особых». Мощное наступление на религию постепенно приносило свои результаты — религиозные праздники вытеснялись из быта. Партийные и комсомольские ячейки проводили агитацию, призывая население отказаться от празднования церковных дат. Особенно активно такие акции осуществлялись в 1929, чему способствовало развертывание социалистического соревнования. Взамен религиозных традиций внедрялась так называемая советская обрядность: крестины заменялись октябринами, венчание — комсомольскими свадьбами, проводились Антипасхи, крестные ходы уступили место демонстрациям и т. д.
С конца 1920-х гг. натиск на религиозные организации приобрел характер планомерного институционного разгрома. Идеологически он обосновывался «наступлением социализма по всему фронту», пропагандистски — усилившимся сопротивлением священнослужителей и активной части верующих государственной политике. К традиционным обвинениям конфессий и священства в контрреволюции добавились «вредительство», «сопротивление коллективизации», «развал колхозов», «подготовка антисоветских восстаний» и т. п. Репрессии породили в 1930 массовые формы протеста и сопротивления населения антирелигиозным кампаниям. Согласно данным ОГПУ, из прошедших в стране 13 754 протестанских выступлений 1 487 были связаны с закрытием церквей и снятием колоколов, из 2 339 выступлений, спровоцированных «изъятием и ущемлением антисоветского элемента», часть связывалась с арестами и высылкой духовенства. 28 апреля 1930 в Новосибирске при закрытии Старокладбищенской церкви сопротивление властям оказала примерно 1 тыс. верующих. С 15 апреля до 7 мая 1930 в селе Бураново Черепановского района прихожане, чтобы не допустить арест местного священника Федоровича, разогнали местные органы власти. В этот период в Сибири были частыми внесудебные расправы над священниками, рядовыми верующими. Среди 3,5 тыс. арестованных органами ОГПУ в Западной Сибири в июне — июле 1931 духовенство составляло 3,5%. В 1931 сфабриковано дело Союза богоспасающей России, организацию которого связывали с епископом Ялуторовским Серафимом (Коровин). Вместе с ним обвинялись еще 56 человек, в том числе 4 благочинных, 11 священников и 8 монашек. Весной—летом 1933 Барнаульский оперсектор ОГПУ за принадлежность к организации и деятельности мифического «Белогвардейского заговора» провел массовые аресты священнослужителей и мирян на Алтае (среди 937 арестованных было 97 «попов и церковников», в том числе руководство Бийской епархии и значительная часть сельского духовенства; из осужденных «тройкой» ПП ОГПУ расстреляны 177 человек, среди них «участники церковно-монархической организации Алтая»). По делу так называемого Союза спасения России, «разоблаченного» в Томске в середине 1930-х гг., отдана под суд и приговорена к расстрелу большая группа православных священников, в том числе епископы Ювеналий (Зиверт), Сергий (Дмитриевский). За участие в старообрядческой организации «Сибирское братство» были приговорены к разным мерам наказания 283 человек, в их числе 3 старообрядских епископа, 32 священника и другие руководители общин, свыше 70 монахов. Всего в ходе массовой операции НКВД по приказу № 00447 от 30 июля 1937 репрессировано 50 769 «церковников и сектантов», что составило около 6,6% от числа жертв «кулацкой» операции (см. «Большой террор»).
Антирелигиозное наступление в этот период стимулировалось необходимостью поиска средств на индустриализацию. В стране проводились широкомасштабные и целенаправленные изъятия у религиозных объединений земельных участков, всех построек, включая собственно храмы. Бывшие молитвенные, монастырские здания, помещения духовных учебных заведений и руководящих органов церквей переоборудовали под клубы, библиотеки, красные уголки, но чаще отдавали под склады, зернохранилища, сараи, тракторные мастерские или попросту разрушали. Церковные колокола повсеместно снимали и отдавали на переплавку. К концу 1930-х гг. в результате антирелигиозной политики религиозная жизнь в Сибири в ее институационном измерении была практически уничтожена.
В годы Великой Отечественной войны в регионе, как и по всей стране, произошло массовое возрождение религиозных общин. Временное ослабление преследований за веру, начавшееся с 1943 после встречи И.В. Сталина с иерархами РПЦ, позитивно сказалось на деятельности религиозных организаций. С 1943 по 1948 последовательно воссозданы Новосибирско-Барнаульская, Омско-Тюменская, Красноярская, Иркутская епархии. С разрешения властей возобновили свою работу храмы РПЦ: 15 — в Кемеровской, 14 — в Тюменской, 13 — в Иркутской, 6 — в Новосибирской, 5 — в Омской, 4 — в Томской, 3 — в Читинской областях, 16 — в Красноярском и 11 — в Алтайском крае. Тем не менее численность открытых в Сибири церквей значительно уступала соответствующим показателям в европейских областях страны.
Подавляющее большинство религиозных организаций, не связанных с РПЦ, не получило официального разрешения на свою деятельность. В Западной Сибири открылись всего 2 старообрядческие церкви белокриницкого согласия (Новосибирск, Томск), 2 мусульманские мечети (Новосибирск, Омск), 2 синагоги (Омск, Новосибирск), зарегистрировано от 1 до 5 в каждой области (крае) поместных общин церкви Евангельских христиан-баптистов (ЦЕХБ). В это время в Сибири не был открыт ни один католический костел, не добились регистрации общины меннонитов (единично они стали регистрироваться только в 1970-е гг.), лютеран (первая община в регионе стала законно действовать в 1972), адвентистов, пятидесятников, старообрядцев-беспоповцев. На протяжении всего послевоенного периода в крае незарегистрированных религиозных обществ, действовавших явочным порядком, было в несколько раз больше, чем разрешенных организаций, основную часть которых составляли приходы РПЦ.
В 1940-е гг. для проведения антирелигиозной политики создавались новые государственные структуры — Совет по делам Русской православной церкви (1943) и Совет по делам религиозных культов (1944), объединенные в 1966 в один Совет по делам религий при Совете министров СССР. Они выполняли функцию посредника в отношениях между государством и религиозными организациями, но фактически были основными контролирующими органами. На местах — в областях, краях — эти структуры были представлены уполномоченными, которые сосредоточивали в своих руках контроль над религиозными организациями и вмешивались во внутреннюю жизнь последних. Уполномоченные координировали свою деятельность не только с парткомами, но и органами внутренних дел и госбезопасности. ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ были активными субъектами антирелигиозной политики, занимаясь не только негласным контролем, вербуя агентов внутри религиозных обществ, собирая, фабрикуя и применяя «компромат» против руководителей и активистов, но и выполняя свойственную им функцию организатора репрессий. Последняя выполнялась и в послевоенный период, хотя и в несопоставимых с довоенным уровнем масштабах. В 1948—1950 в Сибири были арестованы и обвинены по политическим мотивам несколько священников РПЦ, проводились почти войсковые операции (с окружением, прочесыванием местности, сжиганием жилищ, крестов, икон, древних книг и арестами) против старообрядцев Белотаежной пустыни в Томской области и Дубчесских скитов в Красноярском крае (1951). В 1949 и 1951 из европейской части страны были высланы большие группы представителей «Свидетелей Иеговы» и расселены в Иркутской (6 245 человек) и Томской области (3 118 человек), истинно-православных христиан и истинно-православной церкви — в Тюменской (391 человек) и Томской области (448 человек), Красноярском крае (147 человек).
Конец 1950-х — начало 1960-х гг. ознаменовался новым широкомасштабным не только идеологическо-пропагандистским, но и институциональным наступлением на религиозные организации. За 1960—68 в по стране были ликвидированы, сняты с регистрации 5 588 православных церквей, или 43% от имевшихся к началу указанного периода, 69 католических костелов, 69 лютеранских храмов, 27 синагог, закрыто 28 монастырей, несколько духовных учебных заведений. В регионе сеть православных приходов также сократилась. В 1950 действовала 91 православная церковь, в 1965 на территории Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской, Читинской, Иркутской областей, Алтайского и Красноярского края осталось всего 59. За следующее 15-летие к ним прибавилось всего 8 храмов.
В борьбе против свободы совести государство использовало законодательно-правовые институты таким образом, чтобы они служили целям антирелигиозной политики. Советское законодательство о культах практически полностью парализовало жизнь религиозных организаций в СССР. Право разрешительной регистрации давало государству возможность манипулировать численностью религиозных обществ. Существовал список конфессий (Свидетели Иеговы, пятидесятники, ИПХ—ИПЦ, иоанниты и другие), чьи организации не подлежали регистрации как антигосударственные и (или) «изуверские». Объединения разрешенных к существованию конфессий регистрировались также крайне редко и неохотно. К незарегистрированным организациям применялись меры уголовно-административного характера как к нарушителям советского законодательства о религиозных культах: их собрания разгоняли, руководителей и активистов обществ подвергали штрафам, задерживали, отдавали под суд. В конце 1950-х —1960-е гг. государство усилило преследования членов религиозных объединений: в уголовное и административное законодательство внесен ряд соответствующих статей. В 1960—70-х гг. против верующих особенно часто применялись статьи 142 («Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви») и 227 («Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов») Уголовного кодекса РСФСР. По ним в Сибири были осуждены руководители и активисты Совета церквей евангельских христиан-баптистов, Свидетелей Иеговы, церкви адвентистов седьмого дня и пятидесятников. В Омской области в 1962—64 было рассмотрено 8 дел с применением статьи 227, по которой более 20 человек получили наказание в виде отбывания в лагерях сроком 3—5 лет. Верующих привлекали к уголовной ответственности за распространение заведомо ложных и порочащих советскую действительность сведений, антисоветскую агитацию и пропаганду, нарушение общественного порядка, отказ получать паспорта, служить в армии, тунеядство и бродяжничество и др.
Государство жестко контролировало материальную сторону жизни зарегистрированных обществ, не имевших статуса юридического лица. Земельные участки, постройки, доходы духовенства облагались высоким налогом. Власти часто находили нарушения в хозяйственной деятельности зарегистрированных приходов, обвиняли священнослужителей в сокрытии доходов. В разное время как нарушителей финансовой дисциплины власти пытались отдать под суд благочинного Алтайского края В. Голосова, руководителя Иркутской епархии архиепископа Вениамина (Новицкого), Новосибирского епископа Доната (Щеголева).
В 1970—80-е гг. органами КГБ проводилась работа по дискредитации и ликвидации так называемого религиозного диссидентства. Его представителями считались отдельные члены официально признанных государством конфессий, выступавшие против бесцеремонного вмешательства государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций, а также против позиции своего церковного руководства, безропотно принимавшего такое вмешательство. В РПЦ возникновение диссидентства связано с деятельностью Г. Якунина, Н. Эшлимана, Д. Дудко и др. По данным спецслужб, некоторые служившие в сибирских храмах священники, в том числе сибирские иерархи — архиепископы Иркутский Вениамин (Новицкий) и Новосибирский Павел (Голышев), симпатизировали взглядам этих диссидентов. Наиболее мощное движение диссидентов возникло в ЦЕХБ, что привело к официальному расколу в ней в 1961. Баптисты создали Комитет в поддержку узников совести. Материалы о преследовании верующих они передавали в западную печать. Против руководителей и сторонников отколовшейся от Всесоюзного Совета ЕХБ части церкви государство через КГБ вело борьбу (аресты, судебные приговоры, убийство в тюрьме алтайского баптиста Н. Хмары). Судебное и внесудебное преследование верующих этой церкви в Сибири продолжалось с 1963 (первые процессы над баптистам-раскольникам в Барнауле и Славгороде (Алтайский край)) вплоть до 1980-х гг.
Идейным вдохновителем и организатором антирелигиозной политики являлась Коммунистическая партия. В решениях партийных съездов, в том числе в 3-й Программе КПСС (1961), пленумов по идеологическим вопросам ставилась задача усиления антирелигиозного воспитания населения страны. Принят ряд специальных постановлений ЦК ВКП(б)—КПСС «Об организации научно-просветительской пропаганды» (1944), «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды» (1954), «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» (1960), «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения» (1964) и др., актуализировалась антирелигиозная работа. К выполнению постановлений привлекался широкий круг государственных (советы всех уровней, милиция, органы госбезопасности, финансовые и налоговые службы), общественных (комсомол, профсоюз, общество «Знание», советы атеистов), партийных организаций и учреждений. Постоянно усложнялась и бюрократизировалась система антирелигиозного агитпропа. Помимо агитационно-идеологических отделов парткомов к ней в разной степени были подключены все воспитательно-образовательные учреждения (от детских садов до вузов), культурно-досуговые центры (клубы, библиотеки, избы-читальни, дома культуры, театры, киноустановки), СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). Они проводили атеистические и антирелигиозные мероприятия — лекции, семинары, классные часы, лектории и кинолектории, общественные читки, выставки литературы, диспуты, выпускали агитационные листки, публиковали статьи, обличительные заметки, фельетоны и т. д. Устраивались так называемые суды общественности над религиозными активистами. Значительная часть антирелигиозных мероприятий, пропагандистского материала отличалась низким теоретическим уровнем.
В академических и вузовских центрах развернулась «научно-исследовательская» работа по проблемам религии и атеизма. В стране в 1960—90 были защищены сотни кандидатских, докторских диссертаций историко-философского плана, изданы большими тиражами монографии, сборники статей, брошюры, в целом направленные на дискредитацию религии и Церкви и показ их «исторической бесперспективности в социалистическом обществе».
Проводившаяся в течение 70 лет антирелигиозная политика имела вполне очевидные следствия. Произошло массовое отторжение людей от религии. К началу 1990-х гг. результаты атеизации в стране и в Сибири выразились в сокращении численности верующих и количества религиозных организаций, снижении участия в церковных обрядах, замене у большинства населения религиозного мировоззрения на рационально-безрелигиозное. За годы советской власти подверглись разгрому традиционные институты, каналы и формы религиозной социализации, несколько поколений людей выросли в условиях отсутствия положительного знания о вере. Сохранившиеся церковные институции оказались частично дискредитированными вынужденной политикой приспособления к советскому строю.
Советская историография понятиями антирелигиозная и, особенно, антицерковная политика предпочитала не пользоваться, считая приоритетными тематику атеистского воспитания, этапы его становления, преодоления религиозных пережитков и т. п. Основные направления и проявления антирелигиозной политики на разных этапах советской истории получили широкое освещение в современной научной литературе. В трудах Л.Л. Регельсона, Н.Н. Покровского, С.Г. Петрова, Д.В. Поспеловского, М.И. Одинцова, М.В. Шкаровского, О.Ю. Васильевой, Н.А. Кривовой, Т.А. Чумаченко и других рассматривается положение РПЦ в условиях ее преследования со стороны советского государства. О преследованиях уральского и сибирского старообрядчества в XX в. писали Н.Д. Зольникова, Ю.В. Боровик, И.В. Куприянова и другие. О.А. Лиценбергер анализирует аналогичную политику относительно католических и евангельско-лютеранских церквей. Зарубежные авторы акцентировали внимание на показе антигуманитарной сущности коммунистического режима через освещение преследования в СССР религиозных организаций и верующих (У. Флетчер, М. Бурдо, Р. Конквест, В. Заватски и др.). Антирелигиозная политика на региональном сибирском материале исследуется А.В. Горбатовым, О.А. Гайлит, Н.А. Неживых, А.И. Савиным, Л.И. Сосковец и другими.
Лит.: Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930; Политбюро и церковь. 1922—1925 гг.: В 2 кн. Новосибирск; М., 1997, 1998; Лютеране в Сибири. Омск, 2000; Протестантизм в Сибири: история и современность. Омск, 1998; Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917—1998 гг.). Барнаул, 1999; Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920—1941 гг. Документы и материалы. Новосибирск, 2004.
Л.И. Сосковец
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей