Антипины, отшельники

Вы здесь

Антипины — семья отшельников, с 1982 по 2002 годы проживших в глухой тайге в Иркутской области. Инициатором отшельничества был Виктор Антипин (Марцинкевич), бывший геолог, который уговорил свою пятнадцатилетнюю падчерицу Анну Антипину (Третьякову) уйти из цивилизации. Они прошли сотни километров, у них родилось шестеро детей, четверо из которых выжили. В конце концов жена Виктора Анна с детьми вышли к людям, а оставшийся в одиночестве Виктор умер через год от голода.

    Концепция Антипина о жизни человека в дикой природе

    Виктор Марцинкевич с детства мечтал о возвращении человека в естественную среду обитания, что он назвал «эковозвратом». Он считал, что человек должен вернуться в дикую природу и жить в согласии с ней. А создавая и совершенствуя свою цивилизацию, человек губит и самого себя. Всю жизнь он мечтал основать «школу естества», чтобы человечество научилось выживать в естественной среде.

    Виктор считал, что для жилья нужно найти чистое и тихое место. Эталоном для него стала страна, которую он называл Факторией, которая однажды ему пригрезилась. В этой стране нет признаков цивилизации. И его дети, выросшие в таких условиях, не будут напичканы пороками общества, не будут пить, курить, материться. Он вывел три заповеди, по которым жила его семья и которые постоянно повторяла:

    1. Счастье жизни — в её простоте.
    2. Человек, стремись к естеству — будешь здоров.
    3. Болезнь — это сигнал к изменению образа жизни.

    Виктор считал, что человек должен довольствоваться малым. И брать нужно то, что природа тебе даёт. Поэтому он не имел огнестрельного оружия, хоть и был хорошим охотником.

    Виктор ещё до ухода в дикую природу знал таёжных отшельников Лыковых. Однако его не устраивали многие черты их жизненного уклада, в частности, их религиозность. «Вера мешает им жить, — не раз говорил он, — сковывает она их, несвободны они. Работать нужно, а не молиться», — говорил он.

    Биография Виктора до создания семьи[

    Виктор Гранитович Марцинкевич родился в 1950 году в Смоленске. Родители его из интеллигентных семей, высокообразованные: отец — чиновник областного масштаба, а мать работала сотрудницей библиотеки научного института. Получил два высших образования в Горьком, владел знаниями по астрономии, физике, биологии. С детства он много читал, много думал и пришёл к выводу о необходимости человечества жить в дикой природе. С детства мечтал стать лесником или вообще таёжником, хотя он слова «таёжник» не знал. Более того — он никогда не имел паспорта, так как считал его «унизительной меткой цивилизации».

    После учёбы отправился из Смоленска в Сибирь. На Киренгу с Лены пришёл тайгой. Он решил объехать всю Сибирь, чтобы изучить её природу и убедиться в её первозданности. Он решил стать отшельником, чтобы уйти от болезней, преступности и других пороков и жить, по его словам, «на тёплой земле».

    Биография Анны до создания семьи

    Анна Артемьевна Третьякова родилась в 1966 году в селе Коротково в Казачинско-Ленском районе Иркутской области. Родители её работали в леспромхозе, отец был охотником и рыболовом и часто брал Анну с собой. Анна закончила школу-восьмилетку в деревне Ермаки, затем её родители стали путешествовать по разным районам страны: Брянской области, Красноярскому краю, другим районам. Там нередко жили в лесу, добывали живицу, охотились.

    С восьми лет Анна охотилась на Подкаменной Тунгуске. Уже тогда она умела стрелять из любого ружья, а отец научил её делать петли и силки для мелких животных. Тайга для неё с детства была привычным делом, смыслом жизни. Это стало её основной предпосылкой к жизни вдали от цивилизации.

    Семья

    В 1982 году Анна переехала со своими родителями на свою малую родину. В том же году Виктор с тайги через Лену явился в деревню Коротково и попросился переночевать в доме матери Анны. Он познакомился с матерью Анны, и для Анны стал отчимом. Позже он полюбил Анну, чувство было ответным. Он рассказывал Анне сказки о стране Фактории, которая ему пригрезилась. В этой стране нет признаков цивилизации, а люди в ней живут по законам природы. И Анна была не против жизни в дикой природе. Через некоторое время она от него забеременела, и тогда Виктор предложил ей уйти вдвоём в лес. Они поняли, что могут вдвоём найти себе счастье. Своё западное происхождение Виктор скрывал как мог, и поэтому он взял себе фамилию матери гражданской жены — Антипин. По его мнению, такая фамилия лучше подходила для него как для матёрого таёжника. «Анти» — «против», утверждал он. Против цивилизации.

    В 1983 году Виктор и Анна отправились вглубь Эвенкийской тайги, за 200 км от ближайших населённых пунктов, и поселились в небольшой избушке. Там у них родился сын, назвали Северьяном, но он умер от простуды. Через год родился ещё один сын Ваня, который умер шестилетним, заболев клещевым энцефалитом. Может быть, его бы удалось спасти, но, во-первых, до ближайшей больницы было очень далеко, во-вторых, Виктор не отпускал Анну из леса под страхом смерти. Виктор сам говорил Анне, что в естественных условиях выживает сильнейший.

    В феврале 1986 года у Виктора и Анны родилась дочь. Зима была сложной, выжить удалось благодаря поимке Виктором оленя из прошедшего мимо их дома стада. Сначала они хотели назвать дочь Ассолью, по Грину, но в честь оленя, который помог ей выжить, решили назвать её Оленьей.

    После рождения Оленьи семья перебралась в более сытые, хоть и глухие районы — на реку Бирюсу. Там Виктору пришлось временно устроиться на работу в Химлесхоз заготавливать лес и смолу. Семье выделили участок в тайге и балок (временное жилище на полозьях). На участке они выращивали овощи, а в балке площадью восемь квадратных метров проживали. Но через год предприятие развалилось, и работа Виктора завершилась. Работников предприятия эвакуировали, но Виктор с семьёй отказался.

    После этого в семье родились Витя, Миша и Алеся. Старшего сына Виктор решил назвать своим именем, а младшего — в честь медведя — хозяина тайги. Имя дочки Алеси Виктор трактовал так: «Алоэ — дитя леса».

    Виктор, чтобы прокормить свою семью, был вынужден совершать выходы в ближайшую деревню за вещами. Приобретал продукты питания, одежду, обувь, газеты и прочее, а рассчитывался добытыми животными, изделиями из дерева, либо отрабатывал, например, заговаривал или готовил различные травы и сборы. С собой он приносил такие газеты, как Аргументы и факты и Комсомольскую правду. Его семья их регулярно перечитывала и поэтому знала, что творится на Большой земле. Самыми поражающими новостями стали распад Советского союза и теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Именно эти новости не позволили Анне отказаться от возвращения к людям и остаться с Виктором в тайге.

    Дети, выросшие в глухой тайге, с детства умели охотиться и ловить рыбу. В 8 лет Оленья, Витя и Миша ходили по «кружкам», где стояли петли на звериных бродах. Основной пищей в семье были белки, ушканы (зайцы), птицы, летом — орехи, грибы, ягоды, а также овощи с огорода и всё, что Виктор приносил из деревни.

    Одежду в семье мастерили сами. Анна сама шила и перешивала одежду. Она же учила детей грамоте, читать, писать, считать; сама читала книги, которые выменивал Виктор. Поэтому дети Анны и Виктора не были безграмотными. Оленья сама хорошо шьёт, вяжет, рисует, пишет песни и стихи. В её рукописном сборнике всё о природе и особенно тайге.

    Ни часов, ни календарей, ни радио, ни тем более телевизора в тайге не было. Семья вела самодельный календарь, а рождение детей определяла по естественным природным ориентирам — восходу и заходу солнца, первой капели, перелёту птиц и опаданию листьев. Также отмечали праздники — дни рождения, Новый год. Специально к празднику берегли белую муку, из которой пекли калачи, вешали на ёлку, а в новогоднюю ночь торжественно съедали.

    Со временем Виктор уже не мог прокормить семью, а Анна понимала, что ждёт её детей. Из-за этого в семье начались конфликты. Анна решила со своими детьми уйти из тайги к людям, но Виктор её не отпускал. Тогда Анна с Оленьей тайно решили обратиться за помощью к председателю Серебровского поселкового совета Василию Обухову. Он решил семью вывезти из леса. Виктор же отказался возвращаться к людям и остался в тайге.

    Смерть Виктора

    Виктора Антипина обнаружила мёртвым в своём вагончике старшая дочь Оленья. Умер Виктор Антипин 27 марта 2004 года. Причиной смерти стал голод. По другим же данным, Виктор Антипин за три недели до своей смерти простыл и слёг в своём жилище. Он ждал, что кто-нибудь придёт, но когда отчаялся, то написал свою предсмертную записку, в которой рассказал о своих предсмертных днях и завещал, чтобы его похоронили в тайге рядом с его жильём. Виктор Антипин был похоронен в тайге в районе реки Бирюса недалеко от его жилья, по его просьбе. По словам Анны Антипиной, она понимала, что муж не выживет в тайге один, но убедить его выйти к людям не смогла. Виктор даже искал спонсора, который снабдил бы его всем необходимым, чтобы уйти ещё дальше в тайгу, где не ступала нога человека.

    Жизнь Анны и детей после возвращения в цивилизацию

    В ноябре 2002 года Анне было тридцать шесть лет, а детям — Оленье, Вите, Мише и Алесе — соответственно шестнадцать, двенадцать, восемь лет и три года.

    Анну с детьми поселили в посёлке Сереброво Тайшетского района. Там им выделили пустой деревянный дом с тремя комнатами. Анне было не на что жить: образования у неё не было, а даже с образованием устроиться на работу непросто. Впоследствии Анна стала жить на пособия, которые получала на своих детей. Иногда летом продавала собранные грибы, ягоды, орехи, травы. Сельчане им помогли материально — известью для побелки стен и картошкой. Телепередача «Что хочет женщина» послала им 15 000 рублей, на которые они выкупили дом.

    Дети Анны, прожив длительное время в глухой тайге, ни разу не видели простейших бытовых приборов. Например, когда Витя услышал впервые шум работающего холодильника, он сильно испугался. Ещё он мечтал увидеть поезд. Оленья ни разу не видела других людей и даже не представляла, как они выглядят.

    В первое время дети испытали настоящий информационный шок. Увидев в первый раз телевизор, смотрели его шесть часов подряд: новости, фильмы, рекламу. А встретившись со сверстниками, стали с ними крепко дружить. Оленья же, прожив 17 лет в тайге, неохотно с ними общается, так как они пьют и курят. Она даже сходила на дискотеку, но ей там не понравилось: везде запах табака и перегара и матерные выражения.

    На дом к Антипиным стал приходить педагог, чтобы заниматься с детьми. Оленья за один год освоила программу 1-го и 2-го классов, но отказалась от различных наук: алгебры, физики, химии и др.

    Анне Антипиной пришлось доказывать в суде своё материнство в отношении собственных детей. Основным свидетелем в деле была Оленья, которая вместе со своим отцом принимала у матери роды младших братьев и сестры — Вити, Миши и Алеси. На суде Анна отказалась от фамилии Антипина, в пользу своей девичьей фамилии Третьякова: чтобы получать длительное пособие, нужно быть матерью-одиночкой. Оленья же отказалась от своего имени и получила паспорт с новым именем — Алёна.

    После получения документов все дети стали учиться в школе, хоть и с азов. С этого же времени у них появились первые друзья, которые стали оказывать им спонсорскую помощь — семья Алексея и Зои Морозовых.

    Спустя некоторое время Анна повторно вышла замуж за местного жителя, Александра Нагорных. Она родила ему ещё двоих детей — дочерей Снежанну и Светлану.

    Алёна Третьякова же отправилась в тайгу к своему отцу, но обнаружила его там мёртвым. Алёна похоронила отца и после этого вернулась в деревню, где стала жить своей жизнью: вышла замуж, работает уборщицей, так как устроиться на другую работу нет возможности. Несмотря на то, что в деревне Анне живётся лучше, чем в тайге со своим бывшим мужем, иногда Анну всё-таки тянет в тайгу, чего её новый муж не понимает. Можно сказать, что сейчас Анна Третьякова, в прошлом Антипина, живёт вполне благополучной и полноценной жизнью.

    Виктор Антипин всегда надеялся на какую-либо помощь, в частности, на принятие сути его эксперимента над возвращением человека в естественную среду обитания, на спонсора, который мог бы им помочь дом построить. Поэтому он писал много писем в Москву, в том числе Иосифу Кобзону. Но ответа ни на одно письмо он так и не получил. Тем не менее, его не забыли. В середине 2000-х ему стали писать письма единомышленники по поводу его идей. Однако его детям приходится отвечать, что уже поздно, нет этого человека в живых.

    Семья в 2014 году

    Анна Третьякова работает сторожем в школе в посёлке Соляная. Сыновья Витя и Миша отслужили в армии, после чего уехали из деревни, так как нет работы. Витя работает в соседнем посёлке на пилораме, женился, есть ребёнок, хотя отношения его с матерью разладились. Миша работает водителем в Ангарске. Они занимаются охотой, рыбалкой, не пьют, не курят, однако образования у них нет. Алеся учится в Иркутском колледже экономики сервиса и туризма. Дочки Снежанна и Света от второго брака учатся в школе.

    Оленья вышла замуж, родила дочку Таню. Её муж старше её почти на 10 лет, занимается охотой и рыбалкой, и завоевал её походами в тайгу. Интересно, что Оленья стала очень религиозной, читает Библию. После смерти её отца она стала ей помогать. Например, она в Библии вычитала, что мёртвые не видят нас нигде. Из-за большого количества домашних дел Оленья почти не ходит в лес. Сейчас она не тоскует по старой таёжной жизни, но раньше ей хотелось вернуться в тайгу. В её ближайшей перспективе — получить водительские права. Оленья доучилась в Тайшетском ДОСААФе и готовится сдать экзамены.

    Анна Третьякова поняла, что тайга её научила многому — ловить рыбу, колоть дрова, да и характер у неё остался сильным: она не спилась, не опустилась, даже не против была бы вернуться в тайгу, однако с возрастом у неё уже нет сил жить в таких условиях.

    Выходные данные материала:

    Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2018 | Дата последней редакции в Иркипедии: 31 января 2019

    Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

    Материал размещен в рубриках:

    Тематический указатель: Советский период | Современная история