АМУРЛАГ, Амурский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь Управления железнодорожного строительства ГУЛАГ НКВД на Дальнем Востоке (УЖДС НКВД на ДВ) (1938-41).
Создан как объект оборонно-стратегического значения с местопребыванием управления в Свободном Дальневосточного края на базе расформированного в 1938 БАМЛАГ. Основная производственная деятельность — завершение строительства вторых путей Транссибирской магистрали (станция Карымская (Чита)—Хабаровск—Ворошилов (Уссурийск), линии БАМ—Тында. Дополнительно заключенные использовались на строительстве и обслуживании авторемонтных и механических заводов, лесокомбинатов, в сельском хозяйстве. В 1938 численность заключенных составляла 125 313 человек, 1940 - 85 221, 1941 - 50 040 человек. (1941). По завершении строительства железной дороги лагерного подразделения расформированы между Буреинским и Свободненским исправительно-трудовыми лагерями.
Амурлаг в разные годы возглавляли: дивизионный интендант Н.А. Френкель (1938—40), майор госбезопасности И.Г. Петренко (1940-41).
Лит.: Еланцева О.П. Обреченная дорога. БАМ. 1932—1941 гг. Владивосток, 1994; Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. 1923-1960. М., 1998.
С.И. Ушакова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей