АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА, предусмотрена законодатвом ряда стран для граждан, считающих для себя невозможным по религиозно-этическим мотивам проходить действительную военную службу с оружием в руках и участвовать в боевых действиях.
В императорской России альтернативная гражданская служба была введена для членов неопротестантской конфессии меннонитов, которые, начиная с 1874, в соответствии с «Общим уставом о воинской повинности» освобождались от ношения оружия и проходили службу в мастерских морского ведомства, в пожарных командах и в особых подвижных командах лесного ведомства. Менонитская молодежь призывного возраста проходила альтернативную гражданскую службу преимущественно в 9 лесничествах, которые содержались на средства меннонитских общин. В Сибири для этих целей в 1914—17 служило лесничество Исилькуль. Во время Первой мировой войны было мобилизовано около 22 тыс. меннонитов в возрасте от 21 до 45 лет, из них около 5 тыс. служили санитарами, остальные занимались валкой леса, заготовкой древесины и выжигом угля в командах лесного ведомства. После Февральской революции право меннонитов на альтернативную гражданскую службу было подтверждено Военным министерством Временного правительства. Временное Сибирское правительство в августе 1918 в ответ на ходатайство руководителей общин также отдало указание о призыве меннонитов только в санитарные части.
В Советской России альтернативная гражданская служба введена декретом СНК РСФСР «Об освобождении от военной повинности по религиозным убеждениям» от 4 января 1919 и распространялась преимущественно на меннонитов, баптистов, евангельских христиан, адвентистов, молокан, духоборов и толстовцев. Военная служба решением суда заменялась им санитарной службой преимущественно в «заразных госпиталях» или иной общественно-полезной работой по выбору самого призывника. Принятие декрета стало возможным благодаря иллюзорным представлениям В.И. Ленина и В.Д. Бонч-Бруевича о сектантах как носителях идей социального и экономического равенства, наиболее склонных к восприятию и усвоению коммунистических идей. Постановлением Президиума ВЦИК от 16 сентября 1921 «О пересмотре дел лиц, осужденных по религиозным мотивам» расширяло сферу применения труда пацифистов, допуская их использование на сельскохозяйственных работах и работах по специальности. К концу 1922 порядок освобождения от военной службы регулировался также циркулярами Наркомата юстиции (НКЮ) РСФСР от 5 июля 1919 «О применении декрета об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям» и «Об уклонении от воинской повинности по так называемым "религиозным убеждениям"» от 4 августа 1920, а также декретом СНК РСФСР от 14 декабря 1920, существенно ограничивавшими сферу действия декрета от 4 января 1919. Во время Гражданской войны не сложилось единой практики использования труда пацифистов, оно было спорадическим и зависело от инициативы местных властей. Для меннонитов Сибири первым правовым актом местных властей, регулирующим вопросы альтернативной гражданской службы стало постановление Сибревкома от 20 апреля 1920 «Об освобождении меннонитов от военной службы», в соответствии с которым служба в армии заменялась для них направлением в местной комиссии по трудовой повинности для выполнения работ, не связанных с военными действиями.
В соответствии с циркуляром НКЮ РСФСР от 5 ноября 1923 «О порядке разбора дел об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», право на освобождение от военной службы и прохождение альтернативной гражданской службы сохранили члены только тех конфессий, в чьем вероучении отказ от службы был до 1917 официально признан в качестве обязательного догмата (духоборы, меннониты, молокане и члены русской мистической секты «нетовцев»). Члены других церквей могли быть освобождены только при условии, что сам заявитель или его семья пострадали до 1917 за отказ от военной службы. В результате к 1924 от военной службы были освобождены около 700 человек.
В 1925 в ходе военной реформы положение об освобождении от воинской обязанности по религиозным убеждениям и прохождении альтернативнай гражданской службы было включено в Закон об обязательной военной службе, которым подтверждалась практика, введенная инструкцией НКЮ от 5 ноября 1923. Освобожденные от службы лица обязывались принимать участие в общественно-полезных работах, в том числе в борьбе с эпидемиями, эиизоотиями, лесными пожарами, выполнять земляные работы. Организация работ возлагалась на НКВД союзных республик и их местные органы. В военное время пацифисты должны были направляться в особые команды по обслуживанию тыла и фронта. Если в мирное время пацифисты не привлекались на работы, то они облагались местными исполнительными комитетами особым налогом в пользу военных инвалидов. Так как государство, не имея средств для организации труда «религиозников», было вынуждено отказаться от привлечения их к общественно-полезным работам, уплата специального военного налога выступала до конца 1920-х гг. в качестве эрзаца альтернативной гражданской службы.
Впервые массовый призыв лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям, для прохождения альтернативной гражданской службы в трудовых частях был осуществлен в 1927 на Украине. В 1929—30 в соответствии с приказами НКВД № 108 от 31 мая 1929 и № 108 от 12 марта 1930 «Об использовании труда граждан, освобожденных от воинской службы по религиозным убеждениям», основной формой прохождения альтернативной гражданской службы стало отбытие трудовой повинности на терпентинных промыслах государственного треста «Лесохим». Местные власти могли также сами решать вопросы прохождения альтернативной гражданской службы. На территории Омского военного окружного лица, освобожденные от военной службы по религиозным убеждениям, обязывались в течение 5 лет с перерывами отбывать земледельческой работы в совхозах округа. В декабре 1929 на лесозаготовки, организованные Омским исправительным трудовым домом на территории Пологрудовской дачи Тарского лесничества, было привлечено более 200 верующих пацифистов. В 1932 постановление СНК СССР № 336 от 15 марта 1932 привлечение граждан, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям, к работам, заменяющим эту службу, возлагалось на Наркомат труда (НКТ) СССР. Для прохождения альтернативной гражданской службы в мирное время граждан призывали в особые трудовые части НКТ СССР, исполняющие работу оборонно-стратегического назначения по линии Наркомата путей сообщения, Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта. План их использования подлежал согласованию с Наркоматом по военным и морским делам. Лица, отказавшиеся от своих пацифистских убеждений, могли быть перечислены в РККА только на основании особого ходатайства командования трудовых частей. Срок альтернативной гражданской службы составлял 2 года. Осенью 1933 особые трудовые части были ликвидированы, лица, проходившие альтернативную гражданскую службу в составе отдельных взводов включены в части тылового ополчения. Альтернативная гражданская служба ликвидирована в результате невключения положения о ней в закон СССР «О всеобщей воинской повинности» от 1 сентября 1939. В Российской Федерации Закон об альтернативной гражданской службе принят Государственной думой 28 июня 2002 и вступил в силу 1 января 2004.
Лит: Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920—1941 гг.: Документы и материалы. Новосибирск, 2004; Савин А. И. К вопросу об альтернативной гражданской службе пацифистов в СССР в конце 1920-х — первой половине 1930-х годов // Немцы в Сибири: история, язык, культура: Матер, междунар. науч. конф. Красноярск, 2005.
А.И. Савин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей