АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ, основана в 1830 выдающимся миссионером Макарием (Глухаревым).
Благодаря его деятельности она получила наибольшую известность среди духовных миссий РПЦ, действовавших на территории России в XIX — начале XX в. С середины XVIII в. миссионерская деятельность среди коренного населения Сибири стала сокращаться. В 1828 в Свят. Синоде созрело решение учредить миссии в тех пределах, где проживает коренное нерусское население. Указом Свят. Синода от 24 декабря 1828 архиепископу Тобольскому и Сибирскому Евгению (Казанцеву) предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799. В 1829 архимандрит Макарий Глухарев прибыл в Тобольск в распоряжение архиепископа Евгения и на протяжении 10 месяцев занимался подготовкой помощников, оформлением необходимых документов и выбором места своего миссионерского служения. В помощники себе он избрал 2 семинаристов.
Архимандрит Макарий составил правила, определявшие взаимные отношения миссионеров, в основе которых лежали традиции иноческого общежития и старчества, признание начальника миссии наставником в духовной жизни. При выборе места миссионерского служения архиепископ Евгений обратил внимание отца Макария на Бийский округ Томской губернии, где кочевали калмыки. Архимандрит Макарий согласился начать там миссионерскую деятельность. До учреждения Томской епархии (1834) Бийский и Кузнецкий округ Томской губернии, на которые распространялась деятельность Алтайской духовной миссии, входили в состав Тобольской епархии. С 1834 Алтайская духовная миссия перешла под управление Томских архиереев.
3 августа 1830 миссия оставила Тобольск и в начале сентября прибыла в село Улала (ныне — Горно-Алтайск). 7 сентября 1830 Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску. Этот день алтайские миссионеры считали днем рождения Алтайской духовной миссии. К 1834 большая часть улалинцев приняла крещение. Село Улала стало центральным станом Алтайской духовной миссии.
В начале деятельности миссии отец Макарий остался один с 70-летним старцем Петром Лисицыным. Через несколько лет у прп. Макария появились новые сподвижники: иеромонахи Анастасий и Парфений, священники Алексий Ионин, Алексий Глухарев (брат отца Макария), Василий Весский, Стефан Ландышев, воспитанники духовных училищ М. Негрицкий и Т. Экзерцев, студент ветеринарного отделения Московской медико-хирургической академии А. Левицкий (впоследствии игумен Акакий), дьячок П. Тарбаев, отставной солдат А. Орлов, крестьянин Ф. Гилев, П. Ландышева (мачеха о. Стефана Ландышева) и София де Вальмон. Кроме обучения основам веры, они учили и лечили новокрещеных алтайцев и их детей, приобщали их к огородничеству, пекли хлеб, помогали хозяйственному обустройству.
Архимандрит Макарий проводил с новокрещеными внебо-гослужебные собеседования и учил их петь духовные песнопения из составленного им сборника «Лепта». Изучив диалекты жителей Горного Алтая, архимандрит Макарий создал алтайскую азбуку, перевел для алтайцев почти все Евангелие, избранные места из Деяний святых апостолов, Первое послание Иоанна Богослова, многие псалмы, историю прав. Иосифа, другие избранные места из книг Ветхого Завета, краткий Катехизис, 10 заповедей с изъяснением, составил краткую Священную историю и вопросы на исповеди. Огромную помощь в переводах прп. Макарию оказал юноша телеут Михаил Чевалков, ставший впоследствии первым священником из алтайцев и известным алтайским писателем. Понимая, что перевести всю Библию на алтайский язык в краткое время не удастся, в 1841 архимандрит Макарий составил на русском языке извлечения из Священного Писания, назвав их «Алфавитом Библии». Его публикация на русском языке открывала путь для издания на алтайском языке. Но в 1840-е гг. Свят. Синод не приветствовал переводы Библии на русский язык. Рукопись «Алфавита Библии» получила отрицательный отзыв бывшего ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Винницкого Афанасия (Дроздова), вследствие чего «Алфавит» отправили в архив. Начало книгопечатания на алтайском языке задержалось до середины 1860-х гг.
До приезда на Алтай архимандрит Макарий прошел в Екатеринославе школу старческого руководства у старца Ливерия, а также у старцев Глинской пустыни. Одним из основных в миссионерском служении архимандрит Макарий считал принцип, соответствовавший учению апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). Для этого потребовалась огромная самоотверженность. Алтайские миссионеры жили жизнью просвещаемых ими народов, говорили на их языке, знали их нужды, во всем помогали им. Направлениями деятельности Алтайской духовной миссии стали: проповедь Евангелия и совершение церковных служб на алтайском языке (для этого архимандрит Макарий ставил задачу постоянно развивать переводческое и издательское дело); устройство по всем станам школ и библиотек и через обучение грамоте — обучение новокрещеных церковной жизни; всесторонняя помощь новокрещеным, в особенности бедным и больным, забота о хлебе насущном для своей паствы. Некоторые селения (например, село Абай) образовались как селения новокрещеных алтайцев. Здесь первой заботой миссионеров (особенно в 1840—50-е гг.) было строительство новых домов для семей новокрещеных, приобретение в их хозяйства скотины, сельскохозяйственных орудий. Все окружающие привлекались к миссионерской работе.
За 13 лет и 8 месяцев руководства миссией прп. Макарием крещены 675 взрослых алтайцев и более 700 детей.
Заложив основание миссионерского дела на Алтае, архимандрит Макарий из-за болезни по собственному прошению уволился за штат и в 1844 выехал из Улалы. Преемником прп. Макария в руководстве Алтайской духовной миссии стал его ближайший помощник — протоиерей Стефан Ландышев (1844—65). При нем заметно увеличился штат миссии. В 1858 в ней трудилось уже 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика. За 21 год управления миссией протоиерей Стефаном св. крещение приняли более 2,9 тыс. человек, открыты 2 новых миссионерских стана, в 6 алтайских поселениях устроены церкви и молитвенные дома, в Мыютинском, Макарьевском, Черно-Ануйском, Кузедеевском, Урсульском, Чемальском и Кебезенском станах открыты миссионерские школы. Протоиерей Стефан положил начало устроению на Алтае миссионерских монастырей. В 1863 учреждена Улалинская женская община новокрещеных, обращенная в 1881 в Улалинский Николаевский женский монастырь. В 1864 в селе Чулышман основан Благовещенский монастырь. Позднее при обоих монастырях и при Чемальской женской общине (учрежденной в 1911) созданы приюты для детей-сирот. В 1863 протоиерей Стефан получил разрешение готовить новокрещеных для церковнослужения, т. е. для алтайцев и шорцев стало возможным вступление в духовное сословие. К 1865 была переведена и напечатана на алтайском языке Литургия свт. Иоанна Златоуста; Синод разрешил совершать богослужение на алтайском языке.
Время конца 1850-х — начала 1860-х гг. было трудным для Алтайской духовной миссии: миссионеров обвиняли в насильственном крещении инородцев и преследовали судебными тяжбами. В 1865 Синод назначил нового начальника миссии — архимандрита Владимира Петрова, который сумел не только оправдать миссионеров, но и предпринял активную деятельность по дальнейшему развитию миссии. Под его руководством к середине 1880-х гг. миссия достигла своего расцвета: открывались новые станы, получившие наименование «отделения миссии», увеличивалось число священников-миссионеров и других сотрудников миссии. К 1879 в 10 отделениях миссии насчитывалось 28 церквей и молитвенных домов. Кроме начальника Алтайской духовной миссии, миссионерские труды несли 12 миссионеров (1 игумен, 1 протоиерей, 3 иеромонаха и 7 священников), 2 диакона и 25 сотрудников миссии, состоявших в звании причетников, переводчиков (толмачей) и учителей миссионерских школ. В 1882 Киргизское отделение Алтайской духовной миссии стало самостоятельной Киргизской миссией. Согласно отчету обер-прокурора Синода, трудами алтайских миссионеров и некоторых приходских священников в 1879 крещение получили 313 язычников и 23 магометанина. В 13 миссионерских школах обучалось 310 человек (200 мальчиков и 110 девочек). Особое место занимало Центральное миссионерское училище в Улале. В 1879 в нем воспитывалось 18 мальчиков, которые изучали общеобразовательные и церковные дисциплины, обучались ремеслам.
В 1860—80-х гг. активно переводились книги на алтайский, шорский и киргизский языки, создавались оригинальные сочинения миссионеров на этих языках. Ряд книг на алтайском и шорском языках был опубликован в Казани с помощью переводческой комиссии свт. Гурия Казанского братства при участии Н.И. Ильминского: «Грамматика алтайского языка» (1869), «Алтайский букварь» (1882), «Шорский букварь» (1885), «Жития святых» (4 вып., 1882—84) и др. С конца 1880-х гг. книги на алтайском языке печатались в Томске и Бийске. В 1876 под руководством архимандрита Владимира создана переводческая комиссия Алтайской духовной миссии. Наибольший вклад в переводческую деятельность миссии внесли протоиерей Василий Вербицкий, иеромонах, впоследствии митрополит Московский, свт. Макарий (Невский) и протоиерей Михаил Чевалков. Благодаря трудам миссионеров сформировался алтайский литературный язык, что, в свою очередь, стало решающим фактором консолидации тюркоязычных народностей Алтая в единый алтайский народ.
В 1875 в Улале открывается миссионерская больница, при ней — аптека; в 1877 создано приходское попечительство для помощи бедным. Впоследствии такие попечительства создавались и в других отделениях миссии. В 1880 архимандрит Владимир возведен в сан епископа Бийского, викария Томской епархии, с сохранением управления Алтайской духовной миссии. Преемником епископа Владимира на посту начальника миссии стал епископ Бийский свт. Макарий (Невский; 1884—91) — «второй Макарий», как звали его новокрещеные алтайцы. Он поступил в Алтайскую духовную миссию в 1855, трудился в миссии 36 лет и прошел все ступени миссионерского служения — от учителя миссионерской школы до начальника миссии. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры он не оставлял попечения о миссии и был ее духовным руководителем. Епископу Макарию принадлежит особая заслуга в создании большого числа миссионерских школ и в деле издания книг на алтайском языке. В 1920 по предложению Свят. Патриарха Тихона ему пожизненно присвоен титул митрополита Алтайского.
После свт. Макария Алтайской духовной миссией руководили Бийские епископы. В это время трудились выдающиеся миссионеры-подвижники протоиереи Арсений Ивановский, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и другие. С 1904 миссия противостояла распространению бурханизма — алтайской формы ламаизма. К 1917 Алтайская духовная миссия имела 31 миссионерское отделение, охватывавшее 434 селения с числом крещеных алтайцев и шорцев 46 729 человек. В состав миссии входили 3 миссионерских монастыря: Улалинский Николаевский женский, Чулышманский Благовещенский мужской, Бийский Тихвинский женский (учреждена как община в 1897, с 1900 — монастырь) — и 2 миссионерские иноческие общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Чемале (учрежден в 1911) и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери (учреждена в 1913). К этому времени в 84 школах обучалось 3 297 человек (2 071 мальчик и 1 226 девочек, из них детей коренных жителей — 971 мальчик и 363 девочки). За время существования с 1830 до 1917 Алтайской духовной миссии взрастила целую плеяду миссионеров, которых в дореволюционной литературе именовали «апостолами Алтая».
Летом 1917 распоряжением Временного правительства школы и школьной библиотеки на волне революционных преобразований были отобраны у миссии и переданы в ведение Министерства народного просвещения. После этого большинство школ прекратило свое существование. С установлением в 1920 на Алтае советской власти централизованное управление Алтайской духовной миссии оказалось нарушено. В 1920—30-х гг. все миссионерские станы, монастыри, часовни и другие учреждения миссии закрыли.
Возрождение миссионерской деятельности среди алтайцев и шорцев началось в конце 1980-х гг. — в период празднования 1000-летия Крещения Руси. Один за другим стали возрождаться православные приходы в тех городах и поселках, где ранее находились центры отделений или станы Алтайской духовной миссии. В конце 2005 в Горно-Алтайском благочинническом округ Барнаульской епархии (образован в 1994) открыты 26 приходов (включая 4 приписных), в 13 из которых имеются миссионерские станы. В благочинническом округе служат 14 священнослужителей. Центр благочиния — Горно-Алтайск, где находится первый возрожденный в 1988 в Горном Алтае православный приход, бывший единственным до учреждения Барнаульской епархии. Настоятелем храма в честь Преображения Господня (освящен 18 августа 1991) является протоиерей Ростислав Киращук. В Республике Алтай — 17 храмов, из них 10 действующих и 7 строящихся или восстанавливающихся.
В 1998 в благочинническом округе восстановлен обычай алтайских миссионеров. 1 февраля каждого года, в день памяти прп. Макария Великого, собираться на братский съезд. Богослужение на алтайском языке возродил алтаец иеромонах Макарий (Чулунов). С 1996 Барнаульской епархией на русском и алтайском языке издается газета «Алтайская Миссия», в которой наряду с разнообразными материалами по церковной жизни публикуются статьи, посвященные истории Алтайской духовной миссии и современным проблемам миссионерской деятельности.
Протоиерей Борис Пивоваров
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей