Алтайская духовная миссия // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ, основана в 1830 выдающимся миссионером  Макарием (Глухаревым).

Благодаря его деятельности она получила наиболь­шую известность среди духовных миссий РПЦ, действовав­ших на территории России в XIX — начале XX в. С середины XVIII в. миссионерская деятельность среди коренного населения Сибири стала сокращаться. В 1828 в Свят. Синоде созрело решение учредить миссии в тех пределах, где проживает коренное нерусское население. Указом Свят. Синода от 24 декабря 1828 архиепископу Тобольскому и Сибирскому Евгению (Ка­занцеву) предписывалось восстановить в Сибири долж­ность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799. В 1829 архимандрит Макарий Глухарев прибыл в Тобольск в распоряжение архиепископа Евгения и на протяжении 10 месяцев занимался подготовкой помощников, оформле­нием необходимых документов и выбором места свое­го миссионерского служения. В помощники себе он избрал 2 семинаристов.

Архимандрит Макарий составил правила, определявшие взаимные отношения миссионеров, в основе которых ле­жали традиции иноческого общежития и старчества, признание начальника миссии наставником в духовной жизни. При выборе места миссионерского служения архиепископ Евгений обратил внимание отца Макария на Бийский округ Томской губернии, где кочевали калмыки. Архимандрит Макарий согласился начать там миссионерскую деятельность. До учреж­дения Томской епархии (1834) Бийский и Кузнецкий округ Томской губернии, на которые распространялась деятельность Алтайской духовной миссии, входили в состав Тобольской епархии. С 1834 Алтайская духовная миссия перешла под управление Томских архиереев.

3 августа 1830 миссия оставила Тобольск и в начале сентября прибыла в село Улала (ныне — Горно-Алтайск). 7 сентября 1830 Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску. Этот день алтайские миссионеры считали днем рож­дения Алтайской духовной миссии. К 1834 большая часть улалинцев приняла крещение. Село Улала стало центральным станом Алтайской духовной миссии.

В начале деятельности миссии отец Макарий остался один с 70-летним старцем Петром Лисицыным. Через несколько лет у прп. Макария появились новые сподвижники: иеромонахи Анастасий и Парфений, священники Алексий Ионин, Алексий Глухарев (брат отца Макария), Василий Весский, Стефан Ландышев, воспитанники духовных училищ М. Негрицкий и Т. Экзерцев, студент ветери­нарного отделения Московской медико-хирургической акаде­мии А. Левицкий (впоследствии игумен Акакий), дьячок П. Тарбаев, отставной солдат А. Орлов, крестьянин Ф. Гилев, П. Ландышева (мачеха о. Стефана Ландышева) и София де Вальмон. Кроме обучения основам веры, они учили и лечили новокрещеных алтайцев и их детей, приобщали их к огородничеству, пекли хлеб, помогали хозяйственному обустройству.

Архимандрит Макарий проводил с новокрещеными внебо-гослужебные собеседования и учил их петь духовные песнопе­ния из составленного им сборника «Лепта». Изучив диалекты жителей Горного Алтая, архимандрит Макарий создал алтайскую азбу­ку, перевел для алтайцев почти все Евангелие, избран­ные места из Деяний святых апостолов, Первое послание Иоанна Богослова, многие псалмы, историю прав. Иоси­фа, другие избранные места из книг Ветхого Завета, крат­кий Катехизис, 10 заповедей с изъяснением, составил краткую Священную историю и вопросы на исповеди. Огромную помощь в переводах прп. Макарию оказал юноша телеут Михаил Чевалков, ставший впоследствии первым священником из алтайцев и известным алтайским пи­сателем. Понимая, что перевести всю Библию на алтайский язык в краткое время не удастся, в 1841 архимандрит Макарий составил на русском языке извлечения из Священного Писа­ния, назвав их «Алфавитом Библии». Его публикация на русском языке открывала путь для издания на алтайском языке. Но в 1840-е гг. Свят. Синод не приветствовал переводы Библии на русский язык. Рукопись «Алфавита Библии» по­лучила отрицательный отзыв бывшего ректора Санкт-Петербург­ской духовной академии епископа Винницкого Афана­сия (Дроздова), вследствие чего «Алфавит» отправили в архив. Начало книгопечатания на алтайском языке задержалось до середины 1860-х гг.

До приезда на Алтай архимандрит Макарий прошел в Екатеринославе школу старческого руководства у старца Ливерия, а также у старцев Глинской пустыни. Одним из основных в миссионерском служении архимандрит Мака­рий считал принцип, соответствовавший учению апос­тола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). Для этого потребовалась огромная самоотверженность. Алтайские мис­сионеры жили жизнью просвещаемых ими народов, го­ворили на их языке, знали их нужды, во всем помогали им. Направлениями деятельности Алтайской духовной миссии стали: проповедь Евангелия и совершение церковных служб на алтайском языке (для этого архимандрит Макарий ставил задачу постоянно разви­вать переводческое и издательское дело); устройство по всем станам школ и библиотек и через обучение грамоте — обучение новокрещеных церковной жизни; всесторонняя помощь но­вокрещеным, в особенности бедным и больным, забота о хлебе насущном для своей паствы. Некоторые селения (например, село Абай) образовались как селения новокреще­ных алтайцев. Здесь первой заботой миссионеров (осо­бенно в 1840—50-е гг.) было строительство новых домов для семей новокрещеных, приобретение в их хозяйства ско­тины, сельскохозяйственных орудий. Все окружающие привлекались к миссионерской работе.

За 13 лет и 8 месяцев руководства миссией прп. Макарием крещены 675 взрослых алтайцев и более 700 детей.

Заложив основание миссионерского дела на Алтае, архимандрит Макарий из-за болезни по собственному прошению уволился за штат и в 1844 выехал из Улалы. Преемником прп. Макария в руководстве Алтайской духовной миссии стал его ближайший помощ­ник — протоиерей Стефан Ландышев (1844—65). При нем за­метно увеличился штат миссии. В 1858 в ней трудилось уже 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика. За 21 год управления миссией протоиерей Стефаном св. крещение приняли более 2,9 тыс. человек, открыты 2 новых миссио­нерских стана, в 6 алтайских поселениях устроены церкви и мо­литвенные дома, в Мыютинском, Макарьевском, Черно-Ануйском, Кузедеевском, Урсульском, Чемальском и Кебезенском станах открыты миссионерские школы. Протоиерей Стефан положил начало устроению на Алтае миссионерских монастырей. В 1863 учреждена Улалинская женская об­щина новокрещеных, обращенная в 1881 в Улалинский Николаевский женский монастырь. В 1864 в селе Чулышман ос­нован Благовещенский монастырь. Позднее при обоих мо­настырях и при Чемальской женской общине (учрежденной в 1911) созданы приюты для детей-сирот. В 1863 протоиерей Стефан получил разрешение готовить новокрещеных для церковнослужения, т. е. для алтайцев и шорцев стало возможным вступление в духовное сословие. К 1865 была переведена и напечатана на алтайском языке Литур­гия свт. Иоанна Златоуста; Синод разрешил совершать богослужение на алтайском языке.

Время конца 1850-х — начала 1860-х гг. было трудным для Алтайской духовной миссии: миссионеров обвиняли в насильственном крещении инородцев и преследовали судебными тяжбами. В 1865 Синод назначил нового начальника миссии — ар­химандрита Владимира Петрова, который сумел не только оправ­дать миссионеров, но и предпринял активную деятельность по дальнейшему развитию миссии. Под его руководством к середине 1880-х гг. миссия достигла своего расцвета: открыва­лись новые станы, получившие наименование «отделе­ния миссии», увеличивалось число священников-мисси­онеров и других сотрудников миссии. К 1879 в 10 отделениях миссии насчитывалось 28 церквей и молитвенных домов. Кроме начальника Алтайской духовной миссии, миссионерские труды несли 12 миссионеров (1 игумен, 1 протоиерей, 3 иеромонаха и 7 священников), 2 диакона и 25 сотрудников миссии, состоявших в звании причетников, переводчиков (тол­мачей) и учителей миссионерских школ. В 1882 Киргизское отделение Алтайской духовной миссии стало самостоятельной Киргизской миссией. Согласно отчету обер-прокурора Синода, трудами алтайских миссионеров и некоторых приходских священников в 1879 крещение получили 313 язычников и 23 магометанина. В 13 миссионерских школах обучалось 310 человек (200 мальчи­ков и 110 девочек). Особое место занимало Центральное миссионерское училище в Улале. В 1879 в нем воспи­тывалось 18 мальчиков, которые изучали общеобразовательные и церковные дисциплины, обучались ремеслам.

В 1860—80-х гг. активно переводились книги на алтайский, шорский и киргизский языки, создавались оригинальные сочинения миссионеров на этих языках. Ряд книг на алтайском и шор­ском языках был опубликован в Казани с помощью пере­водческой комиссии свт. Гурия Казанского братства при участии Н.И. Ильминского: «Грамматика алтайского языка» (1869), «Алтайский букварь» (1882), «Шорский букварь» (1885), «Жития святых» (4 вып., 1882—84) и др. С конца 1880-х гг. книги на алтайском языке печатались в Томске и Бийске. В 1876 под руководством архимандрита Владимира создана переводческая комиссия Алтайской духовной миссии. Наибольший вклад в переводческую деятельность миссии внесли протоиерей Василий Вербицкий, иеромонах, впоследствии митрополит Московский, свт. Макарий (Невский) и протоиерей Михаил Чевалков. Благодаря трудам миссионеров сформировал­ся алтайский литературный язык, что, в свою очередь, стало решающим фактором консолидации тюркоязычных народностей Алтая в единый алтайский народ.

В 1875 в Улале открывается миссионерская больница, при ней — аптека; в 1877 создано приходское попечи­тельство для помощи бедным. Впоследствии такие попечительства создавались и в других отделениях миссии. В 1880 архимандрит Владимир возведен в сан епископа Бийского, викария Томской епархии, с сохранением управления Алтайской духовной миссии. Преемником епископа Владимира на посту началь­ника миссии стал епископ Бийский свт. Макарий (Нев­ский; 1884—91) — «второй Макарий», как звали его ново­крещеные алтайцы. Он поступил в Алтайскую духовную миссию в 1855, тру­дился в миссии 36 лет и прошел все ступени миссионерского служения — от учителя миссионерской школы до начальника миссии. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры он не оставлял попечения о миссии и был ее духовным руководителем. Епископу Макарию принадлежит особая заслуга в создании большого числа миссионерских школ и в деле издания книг на алтайском языке. В 1920 по предложению Свят. Патриарха Тихона ему пожиз­ненно присвоен титул митрополита Алтайского.

После свт. Макария Алтайской духовной миссией руководили Бийские епископы. В это время трудились выдающиеся мисси­онеры-подвижники протоиереи Арсений Ивановский, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и другие. С 1904 миссия противостояла распространению бурханизма — алтайской формы ламаизма. К 1917 Алтайская духовная миссия имела 31 мисси­онерское отделение, охватывавшее 434 селения с числом кре­щеных алтайцев и шорцев 46 729 человек. В состав миссии входили 3 миссионерских монастыря: Улалинский Нико­лаевский женский, Чулышманский Благовещенский мужской, Бийский Тихвинский женский (учреждена как община в 1897, с 1900 — монастырь) — и 2 миссионерские иноческие общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Ра­дость» в Чемале (учрежден в 1911) и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери (учреждена в 1913). К этому времени в 84 школах обучалось 3 297 человек  (2 071 мальчик и 1 226 девочек, из них детей коренных  жителей — 971 мальчик и 363 девочки). За время су­ществования с 1830 до 1917 Алтайской духовной миссии взрастила целую плеяду миссионеров, которых в дореволюционной литературе именовали «апостолами Алтая».

Летом 1917 распоряжением Временного правительства школы и школьной библиотеки на волне революционных преобразований были отоб­раны у миссии и переданы в ведение Министерства народного просвещения. После этого большинство школ прекрати­ло свое существование. С установлением в 1920 на Ал­тае советской власти централизованное управление Алтайской духовной миссии оказалось нарушено. В 1920—30-х гг. все миссионерские станы, монас­тыри, часовни и другие учреждения миссии закрыли.

Возрождение миссионерской деятельности среди алтайцев и шорцев началось в конце 1980-х гг. — в период празд­нования 1000-летия Крещения Руси. Один за другим стали возрождаться православные приходы в тех городах и поселках, где ранее находились центры отделений или ста­ны Алтайской духовной миссии. В конце 2005 в Горно-Алтайском благочинни­ческом округ Барнаульской епархии (образован в 1994) открыты 26 приходов (включая 4 приписных), в 13 из которых имеются миссионерские станы. В благочинническом округе служат 14 священнослужителей. Центр благочиния — Горно-Алтайск, где находится первый возрожденный в 1988 в Горном Алтае православный приход, бывший единственным до уч­реждения Барнаульской епархии. Настоятелем храма в честь Преображения Господня (освящен 18 августа 1991) является протоиерей Ростислав Киращук. В Республике Алтай — 17 храмов, из них 10 действующих и 7 строящихся или восстанавливающихся.

В 1998 в благочинническом округе восстановлен обы­чай алтайских миссионеров. 1 февраля каждого года, в день па­мяти прп. Макария Великого, собираться на братский съезд. Богослужение на алтайском языке возродил алтаец иеро­монах Макарий (Чулунов). С 1996 Барнаульской епархией на русском и алтайском языке издается газета «Алтайская Миссия», в которой наряду с разнообразными материалами по церковной жизни публикуются статьи, посвященные истории Алтайской духовной миссии и современным проблемам миссионерской деятельности.

Протоиерей Борис Пивоваров

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири