Алсаткина Анжелика Борисовна (4 августа 1961), художник-дизайнер ОГБУК «Усть-Ордынский национальный центр художественных народных промыслов», член Союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, заслуженный деятель культуры Усть-Ордынского Бурятского округа.
Анжелика Алсаткина родилась в Иркутске, где окончила детскую художественную школу, архитектурный факультет ИрГТУ. В 1983 вместе с мужем по распределению уехала в город Краснокаменск Читинской области. В 1992 с семьей переехала в поселок Усть-Ордынский. Организовала там первый в истории УОБАО окружной центр художественных народных промыслов с выставочным залом, дизайнерской, столярной, швейной, ювелирной мастерскими. Изучала и собирала в экспедициях материалы по декоративно-прикладному искусству предбайкальских бурят.
«Когда начала создавать центр, оказалось, что у иркутских бурят нет ни своего костюма, ни своего орнамента. Ведь в нашей национальной одежде есть родовые отличия: например, в Забайкалье на бурятский костюм значительное влияние оказали Китай и Монголия, иркутские же буряты более архаичны, — вспоминает А. Алсаткина. — Но в советское время мы шли к общей «национальности» — советский народ, и фактически весь местный этнический материал был нивелирован. Пришлось собирать его с нуля: ездить в экспедиции по районам: в мороз, распутицу, на перекладных. А научное обоснование всех вещей, которые сейчас делают в центре: костюмов, орнаментов, украшений, — собирать по крохам по различным музеям — в Красноярске, Улан-Удэ, Петербурге. Нельзя было допустить, чтобы бурятская национальная культура превратилась в пыль времён.
Сейчас в центре работают два члена Союза художников, два кандидата наук по этнографии и искусствоведению, прекрасные мастера бурятских промыслов. С выставками своего центра Алсаткина объездила пол-России, побывала за границей. И… ушла с престижной должности, руководствуясь всё тем же принципом, что начальником у нас может быть каждый, а творцом — нет»[1].
Анжелика еще дизайнер и модельер – автор костюмов в этническом стиле.
Из интервью С А. Алсаткиной
«- Что вас вдохновляет на работу?
- Меня вдохновляет эпос «Гэсэр», его масштабный, космический взгляд на вещи. Когда я была в Монголии, я поняла, откуда это взялось. Там есть такие каньоны и ущелья! Или есть обычная галька, а есть величиной с дом. Я поняла, откуда у кочевого народа родились такие образы, такое миропонимание и ощущение космоса.
А вообще, как известно, именно народная культура служит основой для профессионального искусства. Грех не использовать все то, чем мы обладаем. Фактически на грани поэзии, музыки, живописи рождаются подобные произведения. Вдохновляет и сам материал. Особенно, когда он все время перед глазами, постоянно рождаются новые идеи. В разном состоянии и при разном свете сам материал по-другому работает. Один только конский волос имеет более 700 оттенков. Поэтому получается, что живописцы используют палитру, а мы используем краски природы.
- А какое значение несут в себе орнаменты, которые вы используете в большом количестве в своих работах?
- У меня очень много солярных знаков, которые имеют во многих культурах мира примерно одинаковое значение: солнце, тепло, благополучие, достаток. Многие работы посвящены мироустройству. У меня есть работы, которые называются «Древо жизни», «Дерево мироздания», «Мировая ось»... Все они, как правило, трехчастны, и каждая часть представляет свой мир. Верхний мир - это небо, в среднем мире живем мы, люди, а нижний мир - это мир плохого, черного, загробного. Эти знаки понятны для всех народов.
- Какой материал вам сегодня ближе всего?
- У меня сейчас такой период, что я просто влюблена в волос и войлок, мне хочется познать все возможности этих материалов: пластические, архитектурные, скульптурные. А дальше, наверное, будет период металла, потому что я жду сына, который сейчас закончил факультет художественной обработки металла бывшей Мухинского училища в Санкт-Петербурге. Скоро он должен вернуться в Усть-Орду, и мы будем вместе работать. У нас уже есть свои проекты, которые я пока не хочу раскрывать, но точно могу сказать, что еще не раз придется удивить публику»[2].
А. Алсаткина член Союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, заслуженный деятель культуры Усть-Ордынского Бурятского округа, народный мастер Иркутской области, лауреат премии Губернатора Иркутской области за достижения в области культуры и искусства (2012), обладательница Гран-при III Международного фестиваля модельеров национального костюма «Подиум ЭТНО „Содружество“», проходившего в Иркутске в 2010.
Является автором книг по искусству прибайкальских бурят и иллюстратором литературных произведений. Ведёт активную образовательную работу.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей