Алексеев, Анатолий Иванович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Автор: Алексеев А
Источник: baikalart.ru
Автор: Алексеев А
Источник: baikalart.ru
Автор: Алексеев А
Источник: baikalart.ru
Автор: Алексеев А
Источник: baikalart.ru
Автор: Алексеев А
Источник: baikalart.ru
Автор: Алексеев А
Источник: baikalart.ru

Алексеев Анатолий Иванович - живописец, Народный художник России, действительный член Академии художеств России, Почетный гражданин Иркутской области.

Биография

Анатолий Иванович родился 23 января 1929 года в колхозе «Родина» Шипуновского района Алтайского края.

С 1946 по 1950 г. учился в Иркутском художественном училище.

С 1950 по 1956 г. в Харьковском государственном художественном институте на живописном факультете у С.Ф. Беседина, А.П. Любимского, И.И. Карася.

Член Союза художников России с 1960 года.

В 1975 г. присвоено звание Заслуженного художника РСФСР,

В 1983 г. — Народного художника РСФСР.

С 1984 г. — член-корреспондент АХ СССР, с 1988 г. — Действительный член АХ СССР.

1964-1975; 1986-1987 г.г. -председатель правления Иркутской организации СХ, секретарь Правления Союза художников СССР и РСФСР,

Председатель зонального выставкома (более 40 лет).

16 лет занимался педагогической деятельностью — преподавал рисунок, композицию, живопись в Иркутском художественном училище.

Лауреат I премии Министерства культуры, Союза художников РСФСР и ЦК ВЛКСМ. Награжден дипломами Министерства культуры России, Почетными грамотами СХ РСФСР, Президиума Верховного Совета РСФСР.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, медалями.

Участие в выставках

  • межобластных и областных - с 1956 г.;

  • зональных - 1964, 1967, 1969, 1974, 1980, 1985 гг.;

  • республиканских (Москва) - с 1959 г.;

  • всесоюзных (Москва) - с 1956 г.;

  • зарубежных (ГДР, Цвиккау, Пллауэн, Карл-Маркс-Штадт) - 1978-1979; (Венгрия, Ниредьхаза-Шошто) - 1972 г.; (МНР, Улан-Батор, Сухэ-Батор) - 1973 г.; (Афганистан, Кабул) - 1984 г.; (Италия, Рим) - 1978 г.; (Чехословакия, Прага) - 1985 г.;

  • персональных (Иркутск, Ангарск) - 1973 г.; (Иркутск) - 1980 г.

Награды

Народный художник России, Действительный член Академии художеств России, Почетный гражданин Иркутской области.

Где учился

  • Иркутское художественное училище
  • Харьковский художественный институт

Ученики

  • Гимов Лев Борисович
  • Терещенко Валентин Степанович

Творчество

Одним из наиболее деятельных представителей является Л. И. Алексеев, который, будучи председателем зонального выставкома, немало сделал для развития изобразительного искусства края. Его усилия сосредоточены не только на том, чтобы организовать, но и направить работу художников, сплотить их ряды. Как живописец, Л. И. Алексеев в основном обращается к жанру тематической картины и портрета. Его волнуют темы современности и истории Сибири, ее революционного прошлого. Отправной точкой, одним из первых наиболее значительных его полотен стал триптих «Сибирь социалистическая» (1960), выполненный совместно с Г. В. Богдановым и Л. 11. Крыловым. Это произведение написано в традициях советской жанровой живописи начала 60-х гг. Грандиозное строительство художник видит прежде всего через человека и глубоко понимает всю ответственность миссии художника в историческом развитии Сибири. «Сибирь в наши дни,— говорил он в выступлении на IV съезде художников РСФСР,— властно втягивает в свою орбиту людей производства и строительства, науки и техники, деятелей культуры, литературы и искусства. Сегодня никто не удивляется, что художник стал участником всех значительных событий, которые происходят в Сибири.

Тема новостроек проходит через все творчество живописца, причем, как уже отмечалось, в этих произведениях доминирующим остается портрет. «Портрет строителя Иркутской ГЭС П. Подкорытова» (1958), «Молодые инженеры Вайкальска Т. Косу-мов, В. Овчарова и В. Литовченко» (1964), «Солдаты стройбата» (1965), «Портрет строителя Саяно-Шушенской ГЭС II. Кучелаева» (1972), «Строители-скалолазы Саянской ГЭС. С. Сельвоник, II. Кучелаев, К). Кологанов, Г. Семухин» (1974), «Василий Тузенко из Звездного» (1977) — перед нами проходят конкретные люди, каждый со своим именем, вполне определенными чертами, своим характером. Причем каждый — не просто отдельный человек, это социальный тин, общественно значимая личность. Художник зорко всматривается в жизненные процессы, выявляя к них не только типические черты людей труда, но и новые, сформировавшиеся духовные качества.

Не менее значительна для А. И. Алексеева тема воины и мира. Стремление показать человека в войне проявилось еще в его раннем произведении «Семья» (1961), получившем признание на всесоюзной выставке в Москве, в полотне «Война 1914 года» (1964), картине «Легендарная хроника» (1967), участвовавшей на республиканских и всесоюзных выставках, и, наконец, в триптихе «Каждый год 9 мая» (1979—1980), написанном к 40-летию Победы. По мысли художника, искусство может и должно увековечивать человеческий подвиг. Его произведения даже не столько повествуют о днях великих испытаний и побед, сколько раскрывают проблему личности, передают особенное, неповторимое в человеке, единичное в сочетании с общегосударственным. С течением времени художника все более интересуют проникновение в суть происходящего.

На этом этане для творчества А. И. Алексеева характерно стремление осознать себя и свое время, нащупать пить связи прошлого и современного, определить их духовную преемственность. Здесь затрагивается пласт жизненных проблем и сложных человеческих судеб. Показательным в этом плане является диптих «Родители» — произведение во многом автобиографичное, по концентрирующее и себе идеи вечные, общечеловеческие: высокую любовь к ближнему, верность родному очагу, намять. Нельзя не вспомнить в этой связи и портрет иркутского писателя Валентина Распутина. «Душевная интонация произведения, выраженная в психологическом сопоставлении напряженного, драматического внутреннего мира писателя и безмятежности его дочери,— отзывается о картине известный критик Л. Дмитренко,— невольно ассоциируется с главным качеством книг писателя — их пронзительной человечностью».

Год от года все сложнее и глубже становится характеристика персонажей, что является результатом проникновенного исследования и тонкого психологического анализа модели художником. Порой картина слагается медленно, подолгу изучается тема, подолгу пишутся к ней подготовительные этюды. Важно отметить глубоко уважительное и ответственное отношение художника к самому процессу создания картины — поспешность и случайность всегда были ему чужды. Произведения А. И. Алексеева сделаны уверенной рукой знающего и любящего свое дело мастера.

Литература

  1. Иркутская организация Союза художников России. 60 лет. Каталог-справочник.
  2. Иркутск, 1993. Т. Ларева. Художники Иркутска. Иркутск, 1994.

Ссылки

  1. Анатолий Иванович Алексеев // Артхив: сайт
  2. Анатолий Иванович Алексеев // Прибайкалье в лицах: сайт
  3. Анатолий Иванович Алексеев // Союз художников России: официальный сайт
  4. Анатолий Иванович Алексеев // Культура Приангарья: сайт
  5. Павел Дмитриевич Муратов. Алексеев Анатолий Иванович . Научная работа // Официальный сайт

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 26 августа 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.