Академический мост (неофициальное название Новейший) — мост через реку Ангару в Иркутске, соединяющий Октябрьский и Свердловский округа города. Строительство велось с 1996 по 2013. На правом берегу Ангары имеет съезды на улицы Пискунова, Третьего Июля и Верхнюю набережную Ангары, на левом — на улицу Старокузьмихинскую и на объездную дорогу Первомайский—Университетский.
Общая длина моста — 1615 метров. Протяжённость сооружения вместе с прилегающими транспортными развязками — 4374 метра. Состоит из двух параллельных конструкций общей шириной 32,5 метра. Русловая часть моста перекрыта монолитными, предварительно-напряженными пролетами, устраиваемыми методом навесного бетонирования. Данный метод бетонирования применялся в России впервые. Опоры моста возведены из сборно-монолитного железобетона. Имеет по три полосы для автомобильного движения в каждую сторону, шириной по 10,5 метров, по краям которых расположены огороженные пешеходные тротуары шириной 1,5 метра. Покрытие проезжей части моста — из двухслойного асфальтобетона с общей толщиной 100 миллиметров на дренажном слое. Также возведены две сложные двухуровневые автомобильные развязки, пешеходные лестницы и путепроводы.
В декабре 1995 было принято постановление мэра города Иркутска Б.А. Говорина о строительстве нового моста через Ангару. Генеральным проектировщиком был назначен Иркутскгипродорнии. В сентябре 1998 постановлением Правительства РФ предусматриваются субвенции из Федерального дорожного фонда на строительство моста. После проведения конкурсных торгов генеральным подрядчиком определён Мостоотряд-125 из Коломны, совместно с ОАО «Иркутскмостострой». Разработка технологии и СВСиУ (прилётные строения правобережной эстакады и русловая часть моста) — ОАО «Институт Гипростроймост». В августе 1999 начались непосредственные работы по возведению моста. К июню 2002 возведены береговые опоры и начались подготовительные работы к возведению русловой части моста. В январе 2003 началось бетонирование 105-метровых русловых пролётов. Из-за проблем с финансированием работы затягивались, возведение пролётной части моста было завершено только к 2007. 27 октября 2007 был открыт первый пусковой комплекс моста для одностороннего движения с правого берега Ангары на левый. Параллельно велись работы по обустройству второй полосы движения, открытие которой планировалось к ноябрю 2008, однако из-за финансовых неурядиц и проблем с расселением жителей из зоны строительства, не позволивших вовремя сдать развязки, открытие второй очереди неоднократно откладывалось. Двухстороннее движение было открыто только 10 декабря 2009. Работы по возведению развязок и путепроводов на обоих берегах — третьей и четвертой очередей мостового комплекса продолжались с 2010 по 2013.
В 2011 мост получил официальное название — Академический. В обиходе также используются названия Новейший и Новый мост, что вносит определённую путаницу («Новым мостом» в Иркутске традиционно называют Иннокентьевский).
Планируется изменение схемы движения общественного транспорта в Иркутске, с запуском по Академическому мосту как автобусных, так и троллейбусных маршрутов. При этом планируется использовать троллейбусы с запасом автономного хода (на аккумуляторах), чтобы сэкономить на устройстве контактной сети.
В отдалённой перспективе планируется расширение улицы Пискунова, на которую выходит основной съезд моста на правом берегу, и превращение её в многополосную магистраль вплоть до улицы Ширямова и международного аэропорта «Иркутск». Перспектива заложена в генеральном плане города, однако проект реконструкции не готов.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей