АГИОГРАФИЯ сибирская XVII в., вид церковной литературы — жизнеописания святых.
В области агиографии в Сибири в XVII в. было создано всего 2 жития — Василия Мангазейского и Симеона Верхотурского — и Сказание о явлении и чудесах Абалакской «Знамение» иконы Божией матери. Наиболее раннее из них — Сказание о Абалацкой иконе, где рассказывается, как вдове Марии из окрестностей села Абалак близ Тобольска во сне являлась икона Знамения Богородицы в сопровождении свв. Марии Египетской и Николая Мирликийского, приказывая строить церковь в Абалаке во имя Знамения. Явления повторялись несколько раз, прежде чем Мария решилась сказать о них своему духовному отцу и архиепископу. С этого времени начали строить церковь. В первоначальной редакции Сказание было создано в 1641, возможно Саввой Есиповым на основании следственного дела о явлении иконы в 1636. Текст ранней редакции, опубликованный А. Юрьевским, еще близок документу по манере изложения, но в нем уже исключены многие конкретные сведения, добавлены предисловие и риторское отступления с оценкой событий. В дальнейшем вплоть до 1670-х гг. Сказание пополняется рассказами о чудесах, принадлежащими разным лицам. Выделяется группа чудес середины 1640-х гг., связанная с именем свящ. Павла Стефанова (дополненных сведений нет), а также чудеса, записанные тобольским митрополитом Корнилием (1664—77) или по его распоряжению. Особенность Сказания — отсутствие явления иконы как такового: Мария видит ее лишь в своих видениях и потом узнает в копии Новгородской иконы. По образцу последней икона пишется тобольским иконописцем Матфеем Мартыновым. Ситуации, когда икона создается после обнародования чуда о ее явлении, не отмечается ни в одном из известных сказаний о чудотворных иконах. Абалакская икона была наиболее почитаемой святыней Сибири в XVII в. Сказание о ней во многом определило местную агиографическую традицию: близость документу, демократический характер чудес, влияние северо-русских литературных традиций.
Эти черты в наибольшей степени отразились в Житии Василия Мангазейского, созданном во второй половине XVII в. Оно сохраняет тип повествования, характерный для сибирской и северо-русской традиции, представляя особую жанровую разновидность — житие «святого из гробницы». В нем нет собственно жития как связной биографии подвижника, оно состоит из отдельных рассказов о чудесах и видениях от явившейся в Ст. Мангазее гробницы, благодаря которым узнается имя святого и сведения о его жизни. Эти рассказы напоминают части следственного дела, цель которого — доказать достоверность свершившегося чуда.
В настоящее время известно 5 редакторских памятника, все созданы в Туруханском Свято-Троицком монастыре. Тобольские церковные власти стремились к канонизации первого в Сибири святого и сообщали в Москву о всех мангазейских чудесах.
В концу XVII в. в Тобольском Архиерейском доме написана «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесех святаго и праведнаго Симеона, новаго Сибирскаго чюдотворца» — самое раннее агиографическое сочинение, посвященное св. Симеону Верхотурскому. Памятник создан по инициативе митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) и отчасти им самим, что повлияло на жанровую природу текста: традиционные житийные элементы сочетаются с ораторско-публицистическим и лирическим началом; большое внимание уделено описанию миссионерской деятельности Игнатия, теме христиан, просвещения Сибири. Как и Житие Василия Мангазейского, «Повесть...» не содержит подробной агиобиографии святого. Скудные сведения о нем вложены в уста старожила села Меркушино, 70-летнего старца Афанасия, не помнившего даже имени праведника (оно явлено в нескольких видениях разным лицам). В воспоминаниях очевидца св. Симеон предстает как пришедший «с Руси» смиренный странник. В Меркушине он подвизался тем, что шил особые нашивки на шубы (по легенде, не беря за это плату). По словам С.В. Бахрушина, Симеон Верхотурский «воплотил в себе тип гулящего человека, каких много забредало в Сибирь через Верхотурские ворота» (Бахрушин СВ. Научные труды. М., 1956. Т. 3, ч. 1. С. 353). После перенесения мощей святого в Верхотурский Николаевский монастырь «Повесть...» пополняется новыми чудесами, представляющими Симеона как юродивого, что оказало влияние на последующую церковную традицию его почитания. В первоначальном виде «Повесть...» не сохранилась, но легла в основу Ранней и Распространенной редакции, в последней добавляется множество новых посмертных чудес. В 1846 была составлена «Выписка из имеющихся в Верхотурском Николаевском монастыре Пермской епархии записей и других документов» о святом. Она использована при составлении поздних, вторичных редакций Жития, включающих лишь пересказ фабульной основы «Повести...». В поздних версиях появляются отсутствующие в «Повести...» элементы житийного этикета, достраивающие образ Симеона Верхотурского и являющиеся, очевидно, элементами народного представления о святом. С 1856 Житие Симеона Верхотурского, основанное на поздних версиях и свободном пересказе легенд, неоднократно издается (смотри, например, «Сказание о жизни и чудесах св. праведнаго Симеона Верхотурского чудотворца (ум. 1642). Соч. А. М.». СПб., 1857; «Подробное сказание о жизни и чудесах св. праведнаго Симеона, Верхотурскаго чудотворца». Ирбит, 1874 (переизание. Киев, 1879; Пермь, 1881); «Житие святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, и подробное сказание о явлении святых мощей его и о чудесах, от тех мощей проистекающих». М., 1887; «Житие св. праведнаго Симеона Верхотурскаго». М., 1912 (ил.).
Лит.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871; Дворецкая Н.Л. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). Новосибирск, 1984; Ро-модановская Е.К. Легенда о Василии Мангазейском // Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1986; Прохоров Г. М., Ромодановская Е.К. Житие Симеона Верхотурского //Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3, ч. 1; Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края: К 400-летию Верхотурья. Екатеринбург, 1998; Литературные памятники Тобольского архиерейского Дома XVII века. Новосибирск, 2001; Ромодановская Е.К. Сибирь и литература. XVII век. Новосибирск, 2002; Журавель О.Д. «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесех святаго и праведнаго Симеона, новаго Сибирскаго чюдотворца»: модификация агиографического канона // Славянский альманах 2002. М., 2003.
О.Д. Журавель, Е.К. Ромодановская
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей