АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в горных районах Алтая, Минусинской котловине, прилегающих районах Тувы, Монгольского Алтая и Синцзяна. Относится к эпохе ранней бронзы (IV — первая половина II тыс. до н. э.).
Первые раскопки афанасьевских памятников произведены В.В. Радловым в Горном Алтае в XIX в. Культура выделена С.А. Теплоуховым в 1927. В настоящее время на Алтае известно свыше 60 археологических памятников. Лучше всего исследованы могильники (Айрыдаш-1, Арагол, Балыктыюль, Бертек-33, Ело-1, II, Первый Межелик, Пещернин Лог и др.), поселения — слабее. Раскопки проводились приблизит, на 10 памятников — Алты-Айры, Малый Дуган, Кара-Тенеш и др. Интересный источник для исследования афанасьевской культуры пещеры Денисова, Иульчак, Каминная и др. На Алтае выявлены 2 афанасьевских культовых комплекса — Кара-Коба и Кучерла I (Куйлю). В Минусинской котловине культура известна прежде всего по материалам могильников. Наиболее изучены Афанасьевская гора, Барсучиха, Каменный лог, Красный Яр, Подсуханиха и другие. Значительное количество памятников исследовано полностью. На границе Хакасии и Тувы изучено многочисленное поселение Тоора-Даш, которое впервые дало надежную стратиграфическую колонку. Случаи обнаружения афанасьевские памятнмики в Монголии и китайском Синцзяне пока эпизодичны, эти памятники известны по отдельными находкам и захоронениям. Остатки афанасьевских жилищ обнаружены на поселении Кара-Тенеш (Горный Алтай). Вероятно, это были полуземлянки, углубленные на 0,15—0,2 м и имеющие подпрямоугольную форму, с несколькими каменными очагами, расположенные рядами вдоль стен. Конструкция стен, вероятно, срубная. Устойчива конструкция каменных очагов. Это кольцо диаметром 0,8—1,2 м. Камни врыты под углом от 45°. Глубина до 0,2 м. Дно выложено камнем. Такие очаги имели место на всей территории распространения культуры. На поселениях обнаружены керамика, аналогичная погребальной посуде, кости животных, каменные и костяные орудия. Крайне редко встречаются бронзовые изделия. На поселении Аскат-2 найден обломок литейной формы, что, несомненно, говорит о наличии бронзолитного производства. Яркие свидетельства хозяйственной деятельности получены при раскопках афанасьевских слоев в пещерах, использовавшихся для содержания скота. В Денисовой пещере обнаружены мощные (около 1 м) слои овечьих копролитов, остатки деревянного загона, а в предвходовой части — очаги и остатки хозяйственной деятельности. Наиболее изучены погребальные комплексы Афанасьевской культуры. Надмогильные сооружения представлены круглыми оградами из вертикально стоящих плит, кольцами, выложенными из блоков рваного камня, при этом внутри ограды устраивалось каменно-землянное сооружение. Сооружение возводилось над погребением. Для Алтая характерна 1 могила, в Минусинской котловине могло быть до 3 захоронений. В могилу помещали 1—2 умерших. В Минусинской котловине встречаются еще и коллективные усыпальницы на 5—8 человек, при этом имеют место вторичные погребения. Детей и подростков часто хоронили в небольших оградках — пристройках к кургану — со взрослыми. Могилы ориентированы по направлению Запад-Восток с отклонениями. В разной степени в могилах присутствует охра. Умерших помещали на спине, с согнутыми кверху коленями, в скорченном положении на правом боку, а также в вытянутом на спине, чаще всего головой на ЮЗ. Основной погребальный инвентарь — глиняная посуда (1—4 горшка). Остальные предметы из камня, кости, бронзы, золота встречаются единично. Культовые комплексы представлены 2 вариантами: 1-й в виде каменного круглого сооружения с очажной ямой в центре с фрагментами керамики, костями животных и т. д. 2-й вариант святилища выявлен на Кучерле. Здесь под скальным навесом обнаружены разновременные композиции петроглифов, а также материальные свидетельства связанных с ними культовых мистерий. Нижний, наиболее древний слой святилища представляет Афанасьевскую культуру, как, вероятно, и древнейшие изображения маралов. Афанасьевская посуда изготавливалась кольцевым ленточным способом. Форма и размеры — от миниатюрных емкостей до вмещающих несколько десятков литров. Преобладают яйцевидные остродонные сосуды, круглодонные корчаги, реже встречаются плоскодонные горшки и чаши-курильницы. Сосуды богато украшены сплошными оттисками гладкого или зубчатого штампа, образующими различные композиции в виде горизонтальной елочки, древовидных фигур и т. д. Венчик сосуда особо подчеркнут горизонтальным зигзагом или налепными валиками. Из металлических предметов следует отметить бронзовые, одно- и двулезвийные ножи, бронзовые кельт без отверстий и пазов для крепления, шилья, проколки, спиралевидные сережки. Высокого развития достигла каменная индустрия. Можно говорить о выраженной пластинчатой технике обработки камня. Из отщепов изготавливали наконечники стрел и дротиков, ножи, скребки, полированные и сверленные топоры. Широко использовалась кость и рог. Носители Афанасьевской культуры разводили мелкий и крупный рогататый скот. Существенным подспорьем в экономике была охота. Проблемы возникновения Афанасьевской культуры и ее внутренняя периодизация остаются дискуссионными. Традиционной является миграционная гипотеза, связывающая носителей данной культуры с ямной, фиксируемой в Восточной Европе. Достаточно убедительным представляется концепция центрально-азиатского происхождения Афанасьевской культуры на основе местного неолита. Определенное своеобразие в инвентаре, погребальном обряде и антропологических материалах позволяет ряду исследователей говорить о локальных вариантах культуры — восточной минусинской и западной горно-алтайской.
Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М. 1951; Грязное М.П., Комарова М.Н. Афанасьевская культура //Комплекс археологических памятников у г. Тепсей на Енисее. Новосибирск, 1979; Семенов В.А. Многослойная стоянка Тоора-Даш на Енисее (К проблеме периодизации культур эпохи неолита и бронзы Тувы //Древние культуры Евразийских степей. Л., 1983; Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986; Грязнов М.П. Афанасьевская культура на Енисее. СПб., 1999; Molodin V. Bronzezeit in Berg-Altai //Eurasia Antiqua Band 7. Mainz, 2001; Ларин О.В. Афанасьевская культура Горного Алтая: могильник Сальдыр-1. Барнаул, 2005.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей