Новости

Аэропорт Братск

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Аэропорт Братск
Аэропорт Братск
Автор: Дмитрий Петров
Международный аэропорт Братск
Международный аэропорт Братск
Новый аэропорт Братск, здание еще не построено
Новый аэропорт Братск, здание еще не построено
Старый аэропорт Братск
Старый аэропорт Братск
Встреча в аэропорту Братска Уильяма Аверелла Гарримана
Встреча в аэропорту Братска Уильяма Аверелла Гарримана
Автор: Говард Сочурек
Встреча в аэропорту Братска Уильяма Аверелла Гарримана
Встреча в аэропорту Братска Уильяма Аверелла Гарримана
Автор: Говард Сочурек
Премьер-министр революционного правительства Республики Куба Фидель Кастро (справа) и секретарь ЦК КПСС Александр Рудаков (слева) осматривают Братскую ГЭС.
Премьер-министр революционного правительства Республики Куба Фидель Кастро (справа) и секретарь ЦК КПСС Александр Рудаков (слева) осматривают Братскую ГЭС.
Автор: А. Ляпин

Аэропорт Братск международный аэропорт в 8 км от Братска. Второй по пассажирообороту аэропорт в Иркутской области. Аэропорт располагает всем необходимым для оказания полного спектра авиационных услуг, работает круглосуточно. Взлетно-посадочная полоса аэропорта позволяет принимать воздушные суда без ограничений по максимальной взлетной массе. В аэропорту находятся: кафе, бар, буфет, гостиница ОАО «АэроБратск», частная гостиница «Пилот».

Маршрутная сеть

Авиакомпании Назначения
Ангара Иркутск
S7 Airlines Москва (Домодедово)
Якутия Ленск, Москва (Внуково)
Nordwind Airlines (чартеры «Пегас Туристик») Анталья, Бангкок (с 16.10), Нячанг (с 22.10), Пхукет (с 17.10)

Принимаемые типы ВС

Аэропорт города Братск способен принимать следующие воздушные средства:

Ан-2, АН-12, АН-24, АН-26, АН-30, АН-72, АН-74, АН-124, АН-140, Ил–76, ИЛ-86, ИЛ-96, ИЛ-114, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Як-40, Як- 42, А-310, А- 319, А-320, Б-737, Б-747, Б-757, ATR-42, L-101, вертолеты всех типов.

Транспортное сообщение с городом

Сообщение общественным транспортом между аэропортом и городом Братск не существует с 1992. Несколько попыток организации коммерческих маршрутов до аэропорта Братск заканчивались их отменой в связи с отсутствием пассажиропотока. Несмотря на то, что отсутствие пассажиропотока, в свою очередь, вызванно отсутствием информирования в каком-либо виде об организации данных маршрутов населения Братска и агентств, осуществляющих продажу авиабилетов на территории Братска, в администрации г. Братска сложилось мнение, что сообщение общественным транспортом между аэропортом и городом Братском населением не востребовано, и в ближайшей перспективе организация маршрутов общественного транспорта между аэропортом и городом Братском не планируется.

История аэропорта Братск

В июле 1928 года пилот Демченко А. С. совершил первый полет над Братской землей на самолете Ю-13 "Юнкерс". Этот полет был связан с поисками в тайге профессора А. Л. Кулика, искавшего тунгусский метеорит. Несмотря на то, что авиация в Восточной Сибири бурно развивалась, Братский район и само село Братск еще долгое время оставались вдалеке от важных авиалиний страны. В декабре 1937 года во время выборов в Верховный Совет СССР авиация ВСГУ ГВФ обслужила село Братск и др., однако постоянного общения с селом Братск так и не было налажено.

Первым, имеющимся в местном архиве сведением о строительстве площадки для посадки самолетов в Братске, является "Решение исполкома Братского районного Совета депутатов трудящихся от 4 сентября 1941 года", но построен аэропорт Братск был только в июне 1956 года, первые рейсы стали совершаться в июле, их выполняли самолеты По-2, Як-12, Ан-2. В сентябре 1956 года на самолетах Ан-2 начались регулярные пассажирские рейсы Иркутск - Братск. В сентябре - декабре 1957 года были приняты первые самолеты Ли-2, Ил-12, Ил-14. Вскоре открылась и регулярная пассажирская авиалиния Иркутск - Братск - Москва. Рейсы выполнялись на самолетах Ил-14.

Твердая рука комсомольца-первопроходца вывела на прибрежной скале Падуна: "Здесь будет построена Братская ГЭС". Смелость планов, дерзновенные мечты строителей призвали на помощь не только промышленность нашей страны, но и гражданскую авиацию, ибо без воздушного транспорта строительство ГЭС было невозможным. Братские авиаторы вели аэрофотосъемки для проектирования промышленных гигантов и современного города на Ангаре. Все больше авиация нужна была геологам. В 1957 году братские авиаторы перевезли всего 3,5 тысячи человек, в 1960 году 33 тыс. человек, а еще через год 112,4 тысячи.

Исчезли в волнах рукотворного моря село Братск и первый аэродром, но осталась добрая память о первых полетах в этом таежном крае, о тех, кто был началом коллектива авиаторов Братска. Это Кошкарев Владимир Григорьевич, Мокиенко Анатолий Маркович, Пятижерцев Виктор Григорьевич, Логой Альфред Александрович, Рященко Владимир Александрович, связисты Чембарцев Владимир Петрович, Сигаев Виктор Андреевич, Антипин Владимир Максимович, Сурикова Полина Ивановна, Ахинин Петр Павлович, Макаров Анатолий Семенович, Мирошниченко Виталий Яковлевич, Щепов Иван Романович.

26 июня 1964 года приказом начальника Восточно-Сибирского территориального Управления ГВФ № 102Б с 1 июля 1964 года был организован Братский ОАО ВСТУ ГВФ. Командиром Братского авиаотряда был назначен Скирда Александр Иванович, заместителем по политчасти Кулаков Михаил Иннокентьевич. С 1967 года аэропорт Братск стал принимать самолеты Ан-12, Ан-24, Ил-18, а с февраля 1972 года-Ту-104. С начала 1975 года аэропорт Братск стал принимать самолеты Ту-154 из Москвы. На самолетах Як-40 были открыты авиалинии Братск - Красноярск - Новосибирск, Братск - Иркутск, Братск - Улан-Удэ и другие. Первыми в ВСУ ГА новый пассажирский самолет Як-40 освоили пилоты Братского ОАО: Могила П. Я., Тяжелков А. В., Рипп Е. С., Казимирский В. И., Кулаков Д. И. 17 июля 1970 г. первый самолет Як-40 прилетел в Братск. С 1 января 1974 года было введено в эксплуатацию здание АТБ.

В 1986-87 годах была сверстана программа перспективного развития Братского авиапредприятия, связанная как с развитием наземной базы, так и с эксплуатацией новой техники. В 1988-89 годах аэропорт Иркутска был закрыт на реконструкцию взлетно-посадочной полосы. И вся техника была перебазирована в Братск, где через ОАО "АэроБратск" осуществлялось большинство рейсов. 1 апреля 1988 года совершил посадку первый рейс из Москвы. В дальнейшем в сутки аэропорт принимал самолеты ТУ-154 до 25 единиц, не считая стыковочных рейсов, транзитных, грузовых. На основе этой работы по финансово-экономическому положению Братское авиапредприятие вышло в категорию прибыльных. На самом деле, оно было планово-убыточным, потому что самолеты ЯК-40 большого дохода не приносили: на килограмм привезенного груза и на километр пролетаемого расстояния слишком высок расход топлива, что дает низкую эффективность. В 1989 году ОАО "АэроБратск" приступил к собственной эксплуатации TУ-154, переучил экипажи, отправил на стажировку в Новосибирск, Москву, Якутск, Магадан. В октябре была сформирована эскадрилья TУ-154, и в новогоднюю ночь 1990 года был выполнен первый самостоятельный рейс по маршруту Чита-Братск-Омск-Москва и обратно. А до 1990 года московские рейсы осуществлялись Внуковцами. С этого дня начинается история эксплуатации самолетов ТУ-154 братскими авиаторами. Это позволило поднять экономику предприятия на качественно новый уровень. ОАО "АэроБратск" отправлял в то время 630 тысяч пассажиров в год, транзитных 400 тысяч - за год выходило 1 млн. пассажиров, в том числе на собственном парке перевозилось около 360 тысяч.

В 1987-88 годах были планы освоить большую технику, добиться статуса международного аэропорта и выйти на международные линии. Освоение техники произошло, но статус международного аэропорта можно было получить только через реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Старая полоса к 1990 году отработала свой ресурс и по несущей способности не обеспечивала прием большегрузных самолетов. В 1995 году новая полоса была построена и братский аэропорт стал международным. Через Братск стали летать международные грузовые рейсы. 

В июле 2007 года  в рамках рабочего визита первого заместителя главы администрации Иркутской области Юрия Параничева и мэра Братска Сергея Серебренникова в Канаду было рассмотрено сотрудничество по организации трансполярных авиационных грузовых перевозок через аэропорт "Братск". Делегация Иркутской области в составе пяти человек посетила города Су Сент Мари, Норд Бэй и провела встречу с министром транспорта провинции Онтарио Донной Кэнсфилд. Проект трансполярных перелетов между Северной Америкой и Азией с промежуточной посадкой в аэропорту города Братска, представленный канадской стороной, был рассмотрен администрацией Иркутской области в конце 2006 года. После чего были проведены переговоры между администрациями Братска и Су Сент Мари. Учитывая, что Братский аэропорт имеет допуски к приему практически всех типов воздушных судов, а техническое оснащение аэропорта и его инфраструктура способны обеспечить обслуживание этих полетов, администрация региона поддержала инициативу канадской стороны. Данный проект поддержан министром транспорта РФ Игорем Левитиным и министром транспорта провинции Онтарио Донной Кэнсфилд. Детальное рассмотрение проекта планируется в рамках обмена визитами министров транспорта. 

В настоящее время в авиационном парке авиапредприятия имеются 2 самолета ЯК-40, 7 вертолетов МИ-8. Пилоты ОАО «Аэропорт Братск» выполняют рейсы по обслуживанию ОАО «Востокнефтепровод», летают в северные районы Иркутской области, города Якутск, Ленск, Олекминск, Чульман. Во время весенне-летнего периода пилоты МИ-8 принимают участие в разведке очагов  возгорания  и тушении лесных пожаров. 

Спасатели, входящие в состав спасательной службы Братского авиапредприятия и региональной поисково-спасательной базы  оснащены необходимым оборудованием и транспортом.

Международные рейсы

В июне 2012 от одного из крупнейших туроператоров «Пегас-Туристик» на имя главы администрации пришло письменное уведомление о намерении запустить из Братска рейсы на Таиланд. В октябре 2012 года первым международным рейсом в Таиланд из Братска полетели 220 человек. На новом маршруте работает авиакомпания «Норд Винд».

Регистрация пассажиров первого рейса началась  за 4 часа до вылета. Чтобы ускорить процесс прохождения пограничного контроля в пункте пропуска установили компьютеры с современным программным обеспечением. Для удобства пассажиров в ближайшее время в аэропорту установят платёжные терминалы. Администрации Братска потребовался почти год, чтобы из стадии переговоров с потенциальными туроператорами перейти к реальным делам. Глава администрации Братска Елена Гольцварт отметила:

В мае 2013 года Братский аэропорт запустил новый рейс Братск - Анталия. Рейс, прежде чем появиться в расписании полетов братского аэропорта прошел массу согласований, урегулирований и бюрократических проволочек. Первый «турецким» бортом из Братска улетели 190 пассажиров. Перевозчик - авиакомпания «Норд Винд». В планах авиаторов охватить и другие популярные туристические направления. Такие, как Китай и Египет.

Интересные факты

В 1959 году Братск посетил Уильям Аверелл Гарриман — американский промышленник, государственный деятель. Был одним из ведущих американских дипломатов в отношениях с Советским Союзом во время и после Второй мировой войны. Он заинтересовался строительством ГЭС.

В мае 1963 года в Братск приехал кубинский лидер Фидель Кастро на поезде из Иркутска. В Братске Фидель Кастро гостил два дня. В первый день его встречало около двухсот человек. Было выставлено оцепление, натянуты веревки, чтобы дать дорогу для прохода Фиделя. Но как только люди увидели Кастро, все снесли — и оцепление, и веревки. Чудом удалось избежать давки. Фиделя привезли в ресторан "Падун", где были накрыты богатые столы. Он поднял первый бокал, выпил и сказал: "Ну а теперь покажите мне стройку!" И ни к чему не притронулся. Ему показали все новостройки города. Особенно революционера впечатлили размеры гидроэлектростанции. Покидая Братск, уставший Фидель Кастро Рус в неформальной обстановке заявил: "Все ничего, все понравилось, но вы слишком много едите и пьете". Провожали его на Братском аэродроме.

Авиакатастрофы и происшествия под Братском

Катастрофа Ил-18Д Дальневосточного УГА в районе Братска 29 февраля 1968 года

Экипаж 198 летного отряда принял самолет в Красноярске и в 17:03 произвел взлет. На борту находилось 64 взрослых пассажира и 11 детей (двое не были зарегистрированы). В 17:43:12 с борта поступило сообщение возбужденным голосом с недостаточно разборчивым содержанием. Первоначально оно было расшифровано «Летим, горим», затем «Полетели винты». Точно определить содержание сообщения, передача которого длилась 2 сек., не представилось возможным. Затем экипаж на связь больше не выходил. Организованными поисками разрушенный и сгоревший самолет был обнаружен в тайге в 13 км северо-западнее ст. Парчум Чунского района Иркутской области на удалении 165 км западнее аэропорта Братска в 10 км южнее трассы. В результате проведенного комплекса исследований было установлено, что единственным отклонением от нормальной работы техники явилась интенсивная утечка топлива в полете. Основная причина летного происшествия – возникновение и развитие острой аварийной ситуации в полете на высоте 8 000 м.  Непосредственную причину установить не представляется возможным. Наиболее вероятными причинами возникновения и развития аварийной ситуации могли быть: интенсивная потеря топлива и обнаружение экипажем явных или косвенных признаков пожара.

Катастрофа Як-40 4 мая 1972 года

Як-40, бортовой номер CCCP-87778, при заходе на посадку попал в сдвиг ветра и разбился. Погибли 18 человек — пассажиры и члены экипажа.

Экстремальная ситуация с Ан-24, рейс БратскУсть-Илимск

На высоте 3000 метров в момент снижения все почувствовали сильнейший удар по обшивке в области левого двигателя. Удар был такой силы, как будто по пустой бочке ударили топором. Фюзеляж начало потряхивать. Пассажиры забеспокоились. Вспоминает ветеран иркутской авиации, бортмеханик с 18-летним стажем Виталий Шастин:

Я осмотрел левый двигатель, внешне все было нормально. Объявили пассажирам, что все в порядке, а сами приняли решение идти на снижение. В итоге мы летели практически на одном правом двигателе. Приземлились благополучно. Как выяснилось позже, причиной удара была слетевшая резиновая накладка с системы обогрева двигателя. В фюзеляже обнаружили пробоину 5 х 8 см, то есть она могла пробить корпус насквозь. Страшно! Как раз напротив расположены тяги управления рулем высоты. Накладка могла их срезать, и тогда бы мы остались без руля. Это был заводской дефект.

30 августа 2001 года в аэропорту Братска совершил вынужденную посадку самолет АН-32 №48613 красноярской авиакомпании "СибАвиаТранс", выполнявший рейс Красноярск--Ленск. На его борту находились стройматериалы для якутского города. За 40 километров до Братска на высоте 6900 метров у самолета отказал один из двигателей. Экипаж запросил вынужденную посадку, которая прошла благополучно. Вынужденная посадка самолета АН-32 в Братском аэропорту произошла из-за технических недоработок по обслуживанию в аэропорту города Красноярска. Работники авиакомпании не учли реальные условия эксплуатации деталей самолета - в частности, "дюритовой муфты". В результате вибрации, высокого перепада температур в воздухе "дюритовая муфта" разошлась с топливным насосом низкого давления. Причина: ослабление затяжки хомутов на "муфте", вследствие чего отказал левый двигатель, и самолет совершил вынужденную посадку. После ремонта в братском аэропорту АН-32 отправился по запланированному маршруту в Ленск (Якутия). 

29 марта 2004 года утром в аэропорту города Братска случилось чрезвычайное происшествие с воздушным судном авиакомпании "Истлайн". В 5 часов 18 минут по иркутскому времени при взлете самолета ИЛ-76, бортовой номер 76797, следовавшего рейсом 344 по маршруту Шэньян-Братск-Радужный-Домодедово, не убралась передняя стойка шасси. На борту находились 9 членов экипажа и 46 тонн груза. Командиром было принято решение посадить самолет в аэропорту Братска. Полтора часа борт, вырабатывая топливо, кружил в воздухе, затем благополучно приземлился. 

Ссылки

  1. Сайт "АэроБратск"
  2. Братск, аэропорт, ОАО // справочник предприятий Сибирского федерального округа
  3. Из аэропорта Братска начали летать самолеты в Тайланд. В планах на следующий год – Турция и Китай // СИА
  4. Денис Медовщиков Братский аэропорт запустил новый рейс Братск - Анталия // Телекомпания "Братск"
  5. Ирина Кустова Трансполярные грузовые авиаперевозки пойдут через Братск // СМ Номер один, №29 от 26 июля 2007 года
  6. Елизавета Старшинина Бояться было некогда // Пятница №33 от 24 августа 2012 года
  7. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России //  archive.is
  8. Владимир Елясов ЧП в Братском аэропорту // Восточно-Сибирская правда
  9. Красноярское обслуживание подвело // Восточно-Сибирская правда
  10. Причина ЧП - плохое техобслуживание // Восточно-Сибирская правда
  11. Кастро Фидель // Наш Братск

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Братск | Транспортный комплекс