АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ, одно из про тестантских течений. Название происходит от латинского adventus — «пришествие» и указывает на одно из главных доктрин, положений учения: скорое приближение Второго пришествия Иисуса Христа.
Основателем адвентистского движения считается Уильям Миллер, пресвитер одной из баптистских общин штата Нью-Йорк. Во второй половине 1840-х гг. движение миллеритов распалось на несколько течений: евангелистские адвентисты, адвентисты седьмого дня, адвентисты первого дня, адвентисты грядущего века и др. Наиболее влияния среди них добилась группа под руководством Елены Уайт, впоследствии выросшая в современную Церковь христиан адвентистов седьмого дня (ЦХАСД). Организационное оформление ЦХАСД произошло в 1860. В 2000 в церковных списках адвентистов седьмого дня значилось более 11 млн верующих.
От остальных протестантов адвентисты седьмого дня отличаются учением о Небесном Святилище, почитанием субботы, верой в пророческий дар Елены Уайт, иным, нежели у большинства христиан, пониманием души, смерти и вечных мучений грешников в аду. Центральный орган адвентистов седьмого дня — Всемирный ЦХАСД с центром в Вашингтоне, структурными единицами которой являются дивизионы, унионы, конференции и поместные церкви. Территории России входит в состав Евроазиатского дивизиона, поделен, на 7 унионов, 2 из них (Западно-Российский и Восточно-Российский) расположены в нашей стране. Территория Восточно-Российского униона делится на Дальневосточную и Западно-Сибирскую конференции и Восточно-Сибирскую миссию.
В России первыми адвентистами в 1880-е гг. стали немцы-колонисты. С юга страны адвентизм начал распространяться среди немецких колонистов (баптистов, штундистов, меннонитов), а также православного населения. В первое время, приняв адвентистов за ересь жидовствующих, власть подвергала их преследованиям. Позднее адвентизм стал рассматриваться как внутреннее дело немецких колонистов, пользовавшихся свободой вероисповедания. Первая русская община была организована в Ставрополе в конце 1880-х гг. (руководитель Ф. Бабиенко). Русские адвентистсткие общины создавались и существовали обособленно от немецких общин. До 1905 русские адвентисты проводили отдельно от немецких адвентистов собрания. Первое упоминание об адвентистах в Сибири относится к концу XIX в., когда царское правительство в 1883 сослало в Тобольской губернии несколько семей верующих. О распространении адвентизма в Сибири можно говорить применительно к началу XX в.
В 1906 адвентисты были уравнены в правах с баптистами, в 1907 создана Российская унионная конференция, преобразованная в 1908 в самостоятельный Российский унион. В 1907 в стране насчитывалось около 3 тыс. приверженцев адвентизма, к 1917 — 7 тыс. В 1910 в Сибирском миссионерском поле (подразделении церкви адвентистов седьмого дня, распространявшем свою деятельность на всю Сибирь) было 268 членов. В 1911 образован самостоятельный Сибирский унион, в 1915 только в Акмолинской области насчитывалось 355 адвентистов седьмого дня. В 1914 среди российских адвентистов начались внутрицерковные расхождения по вопросу допустимости военной службы с оружием в руках. По данным Министерства внутренних дел Временного правительства, с 1 августа 1914 по 1 апреля 1917 за отказ от военной службы осуждено 837 человек, из них 70 адвентистов. В годы Первой мировой войны под предлогом борьбы с «немецким засильем» власти вновь ужесточили контроль над деятельностью адвентистов седьмого дня, выслав ряд руководителей общин.
1920-е гг. отмечены значительным ростом и укреплением адвентистских общин в СССР. В январе 1919 адвентисты, как и другие протестанты, освобождены от службы в армии (см. Альтернативная гражданская служба). В октябре 1920 в Москве учрежден Всероссийских союз общин адвентистов седьмого дня (ВСА-СД), насчитывавший 11 тыс. членов. Создано адвентистское издательство «Патмос», выпускавшее журнал «Благовестник», «Голос истины» и «Адвентистский вестник» (на немецком языке). Кроме того, краевые и областные адвентистские союзы издавали миссионерские журналы, брошюры.
В эти годы адвентисты Сибири получили возможность создать свою организацию. В 1920 образован Сибирский союз союзов адвентистов седьмого дня с центром в Томске, который включал 4 филиала: Западносибирский (станция Булаево), Среднесибирский (Томск), Южносибирский (Кокчетав) и Восточносибирский (Иркутск). Партийно-советское руководство Сибири крайне негативно относилось к деятельности адвентистов седьмого дня. В декабре 1920 издается секретный циркуляр Алтайского губкома РКП(б) «О необходимости агитационной борьбы против развивающегося религиозного движения евангелистов и адвентистов». В январе 1923 все молитвенные дома адвентистов седьмого дня в Сибири закрываются, общины ликвидируются в ходе крупной операции ПП ГПУ по Сибири по борьбе с сектантством (см. Евангельские христиане-баптисты). Председатель Сибирского союза союзов Я.Я. Вильсон был арестован в Томске еще в декабре 1922. Конфессию ослабляет также раскол, в результате которого в 1921 от нее отделились так называемые адвентисты седьмого дня Бога Живого под руководством проповедника Я.Ф. Чусова, каковых в Бийском уезде в январе 1923 насчитывалось 544 человек в составе 31 общины. Раскол был поддержан органами ГПУ.
Легальная деятельность общин адвентистов седьмого дня в Сибири возобновилась во второй половине 1923. К этому времени на территории края существовало 20 общин адвентистов седьмого дня численностью около 500 человек, к концу 1924 численность общин адвентистов седьмого дня выросла до 82 (1 797 членов). Всего в СССР в общинах адвентистов состояло в это время 10 414 человек. В 1920-е гг. адвентисты Сибири деятельно проповедовали свое учение, настойчиво и энергично вели миссионерскую деятельность. Церковь отличалась развитой организацией, сочетавшей централизованное и автономное устройство. Она активно занималась издательской деятельностью, распространяла религиозную литературу. В Омске с ноября 1924 действовал Сибирский областной союз адвентистов седьмого дня (председатель Б. Шмидт), охватывавший своим влиянием адвентистские общины Сибири, Казахстана и Южного Урала. С 1926 по 1933 резиденция Союза находилась в Новосибирске (председатель И.Г. Горелик).
В середине 1920-х гг. среди адвентистов произошел духовный и организационный раскол. В августе 1924 на V съезде адвентистов организован Всесоюзный союз адвентистов седьмого дня (ВСАСД). На нем под давлением властей церковь адвентистов седьмого дня сняла категоричный запрет на ношение оружия, такое же решение было принято и по поводу выхода на работу в субботу. Во время VI съезда в мае 1928 несогласные с этими решениями так называемые адвентисты-реформисты организовали самостоятельную церковь, также обозначавшуюся аббревиатурой ВСАСД: Верные и свободные адвентисты седьмого дня. Адвентисты-реформисты считали, что нравственный закон обязывает соблюдать все 10 заповедей без исключения и в советских условиях, хотя это приводит к неизбежному конфликту с государством. Разделение на адвентистов и адвентистов-реформистов произошло и в Сибири. 2 автономные центральные структуры, имевшие одинаковое название, существовали вплоть до 1990-х гг.
Все адвентистские общины, независимо от их принадлежности, находились под пристальным вниманием государства. Проводились официальные проверки и полулегальные обследования общин, среди верующих вербовались осведомители. С конца 1920-х гг. на российских адвентистов обрушились репрессии. В Новосибирске, где функционировали 2 общины адвентистов седьмого дня — Березовская и Верх-Эстонская, в 1930 закрыт молитвенный дом. В 1934 арестовано все руководство ВСАСД во главе с председателем Г.И. Лебсаком. В 1936 в Горьком репрессирован бывший председатель Сибирского областного союза адвентистов седьмого дня И.Г. Горелик. В ходе «Большого террора» в Сибири осуждены все руководители адвентистских общин региона: М.П. Бойченко, Н.П. Шабанов (Новосибирск), С.Т. Борщов (Бийск), М.И. Вальтер (Немецкий район), Т.Е. Гордаш, Д.П. Кравчук (Омская область). В 1938 в Ленинграде закрыта последняя легальная адвентистская община на территории СССР.
Регистрация общин адвентистов седьмого дня возобновилась в 1945. В 1946 вновь сформирован Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня (ВСАСД). В послевоенный период длительное время о деятельности адвентистов в Сибири властям фактически ничего не было известно. Ситуация меняется в конце 1950-х гг., когда в Сибирь ссылаются активисты и руководители адвентистов. Так, П.А. Мацанов (председатель ВСАСД с 1952), высланный из Москвы за оказание помощи семьям репрессированных священнослужителей, с первых дней пребывания в Западной Сибири начал активную организационную и пропагандистскую деятельность. Активно вел проповедническую деятельность П.Г. Сильман, приехавший в Сибирь из Горького. В 1962 в Сибири насчитывалось около 650 адвентистов, более всего в Новосибирской (около 120 человек) и Кемеровской (около 200 человек) областях.
В ходе гонений на церковь при Н.С. Хрущеве в декабре 1960 ВСАСД распущен, единая конфессионная структура адвентистов в СССР прекратила свое существование. Положение адвентистских общин меняется в 1965, когда государство отказывается от практики проведения карательных мероприятий в отношении многих религиозных объединений. Более того, с конца 1960-х гг. органы власти подталкивали лояльные, на их взгляд, объединения Церкви адвентистов седьмого дня к регистрации. Одной из первых в Сибири в октябре 1971 регистрируется община в Иркутске. Адвентистские общины находились под постоянным административным контролем, нередки были случаи привлечения адвентистских проповедников к суду по обвинениям в религиозной пропаганде, вовлечении детей в религиозные общины. Судебные процессы над адвентистами состоялись в 1965 в Барнауле и в 1968 в Новосибирске.
Официальная регистрация организаций адвентистов седьмого дня как в Сибири, так и в РФ начинается с середины 1980-х гг., полное восстановление церковной структуры произошло в 1990. С этого времени происходит постоянный рост числа их последователей, что связано со свободой совести и беспрепятственной миссионерской деятельностью, проведением массовых евангелистских кампаний. Один за другим открываются молитвенные дома адвентистов седьмого дня, образуются новые общины. На 2006 Восточносибирская миссия адвентистов седьмого дня объединяет 45 церквей (3 208 членов), Западносибирская — 56 церквей (5 785 членов), Дальневосточная конференция — 47 церквей (3 508 членов). Основные направления социальной деятельности церкви — работа с детьми, создание медицинских учреждений, благотворительность.
Лит.: Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998; Юнак Д. История Церкви христиан адвентистов седьмого дня: В 2 т. Заокский, 2002; Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920—1941 гг. Документы и материалы. Новосибирск, 2004; Горбатов А.В., Шиллер В.В. Адвентисты седьмого дня в Сибири. История и современность //Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2006. Вып. 3; Протестантизм в Тюменском крае: история и современность. СПб., 2006.
В.П. Клюева, А.И. Савин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей