Новости

Адвентисты седьмого дня // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ, одно из про тестантских течений. Название происходит от латинского  adventus — «пришествие» и указывает на одно из главных доктрин, по­ложений учения: скорое приближение Второго пришест­вия Иисуса Христа.

Основателем адвентистского движения считается Уиль­ям Миллер, пресвитер одной из баптистских общин штата Нью-Йорк. Во второй половине 1840-х гг. движение миллеритов распалось на несколько течений: евангелистские адвентисты, адвен­тисты седьмого дня, адвентисты первого дня, адвентис­ты грядущего века и др. Наиболее влияния среди них добилась группа под руководством Елены Уайт, впоследствии выросшая в современную Церковь христиан адвентистов седьмо­го дня (ЦХАСД). Организационное оформление ЦХАСД произошло в 1860. В 2000 в церковных списках адвентистов седьмого дня значилось более 11 млн верующих.

От остальных протестантов адвентисты седьмого дня отличаются уче­нием о Небесном Святилище, почитанием субботы, ве­рой в пророческий дар Елены Уайт, иным, нежели у большинства христиан, пониманием души, смерти и веч­ных мучений грешников в аду. Центральный орган адвентистов седьмого дня — Всемирный ЦХАСД с центром в Вашингтоне, структурными единицами которой являются дивизионы, унионы, кон­ференции и поместные церкви. Территории России входит в состав Евроазиатского дивизиона, поделен, на 7 унионов, 2 из них (Западно-Российский и Восточно-Российский) расположены в нашей стране. Территория Восточно-Российского униона делится на Дальневосточную и Западно-Сибирскую конферен­ции и Восточно-Сибирскую миссию.

В России первыми адвентистами в 1880-е гг. стали немцы-колонисты. С юга страны адвентизм начал рас­пространяться среди немецких колонистов (баптистов, штундистов, меннонитов), а также православного населения. В первое время, приняв адвентистов за ересь жидовствующих, власть подвергала их преследованиям. Позднее адвентизм стал рассматриваться как внутреннее дело немецких колонистов, пользовавшихся свободой вероисповедания. Первая русская община была организована в Ставрополе в конце 1880-х гг. (руководитель Ф. Бабиенко). Русские адвентистсткие общины создавались и существовали обособленно от немецких об­щин. До 1905 русские адвентисты проводили отдельно от немецких адвентистов собрания. Первое упоминание об адвентистах в Сибири относится к концу XIX в., когда царское правительство в 1883 сослало в Тобольской губернии несколько семей верующих. О распространении адвентизма в Сибири можно гово­рить применительно к началу XX в.

В 1906 адвентисты были уравнены в правах с бап­тистами, в 1907 создана Российская унионная конференция, преобразованная в 1908 в самостоятельный Российский унион. В 1907 в стране насчитывалось около 3 тыс. приверженцев адвен­тизма, к 1917 — 7 тыс. В 1910 в Сибирском миссионерском поле (подразделении церкви адвентистов седьмого дня, распространявшем свою деятельность на всю Сибирь) было 268 членов. В 1911 образован самостоятельный Сибирский унион, в 1915 только в Акмолинской области насчитывалось 355 адвентистов седьмого дня. В 1914 среди российских ад­вентистов начались внутрицерковные расхождения по вопро­су допустимости военной службы с оружием в руках. По данным Министерства внутренних дел Временного правительства, с 1 августа 1914 по 1 апреля 1917 за отказ от военной службы осуждено 837 человек, из них 70 адвентистов. В годы Первой мировой войны под предлогом борьбы с «немецким заси­льем» власти вновь ужесточили контроль над деятельностью адвентистов седьмого дня, выслав ряд руководителей общин.

1920-е гг. отмечены значительным ростом и укреплением адвентистских общин в СССР. В январе 1919 адвентисты, как и другие протестанты, освобождены от службы в армии (см. Альтернативная гражданская служба). В октябре 1920 в Москве учрежден Всероссийских союз общин адвентистов седьмого дня (ВСА-СД), насчитывавший 11 тыс. членов. Создано адвентистское издательство «Патмос», выпускавшее журнал «Благовестник», «Го­лос истины» и «Адвентистский вестник» (на немецком языке). Кроме того, краевые и областные адвентистские союзы издавали миссионерские журналы, брошюры.

В эти годы адвентисты Сибири получили возмож­ность создать свою организацию. В 1920 образован Сибирский союз союзов адвентистов седьмого дня с центром в Томске, который вклю­чал 4 филиала: Западносибирский (станция Булаево), Среднесибирский (Томск), Южносибирский (Кокчетав) и Восточносибирский (Ир­кутск). Партийно-советское руководство Сибири крайне негативно относилось к деятельности адвентистов седьмого дня. В декабре 1920 издается сек­ретный циркуляр Алтайского губкома РКП(б) «О необхо­димости агитационной борьбы против развивающегося религиозного движения евангелистов и адвентистов». В январе 1923 все молитвенные дома адвентистов седьмого дня в Сибири закры­ваются, общины ликвидируются в ходе крупной операции ПП ГПУ по Сибири по борьбе с сектантством (см. Евангельские христиане-баптисты). Председатель Сибирского союза сою­зов Я.Я. Вильсон был арестован в Томске еще в декабре 1922. Конфессию ослабляет также раскол, в резуль­тате которого в 1921 от нее отделились так называемые адвентисты седьмого дня Бога Живого под руководством проповедника Я.Ф. Чусова, каковых в Бийском уезде в январе 1923 насчи­тывалось 544 человек в составе 31 общины. Раскол был поддержан органами ГПУ.

Легальная  деятельность общин адвентистов седьмого дня в Сибири возобнови­лась во второй  половине 1923. К этому времени на территории края существовало 20 общин адвентистов седьмого дня численностью около 500 человек, к концу 1924 численность общин адвентистов седьмого дня выросла до 82 (1 797 членов). Всего в СССР в общинах адвентистов состояло в это время 10 414 человек. В 1920-е гг. адвентисты Сиби­ри деятельно проповедовали свое учение, настойчиво и энергично вели миссионерскую деятельность. Церковь отличалась развитой организацией, сочетавшей централизованное и автономное устройство. Она активно занималась издательской деятельностью, распространяла религиозную литературу. В Омске с ноября 1924 действовал Сибирский областной союз адвентистов седьмого дня (председатель Б. Шмидт), охватывавший своим влиянием адвентистские общины Си­бири, Казахстана и Южного Урала. С 1926 по 1933 ре­зиденция Союза находилась в Новосибирске (председатель И.Г. Горелик).

В середине 1920-х гг. среди адвентистов произошел ду­ховный и организационный раскол. В августе 1924 на V съезде адвентис­тов организован Всесоюзный союз адвентистов седьмого дня (ВСАСД). На нем под давлением властей церковь адвентистов седьмого дня сняла категоричный запрет на ношение оружия, такое же решение было принято и по поводу выхода на работу в суббо­ту. Во время VI съезда в мае 1928 несогласные с этими решениями так называемые адвентисты-реформисты организовали самостоятельную церковь, также обозначавшуюся аббревиату­рой ВСАСД: Верные и свободные адвентисты седьмого дня. Адвентисты-реформисты считали, что нравственный за­кон обязывает соблюдать все 10 заповедей без исклю­чения и в советских условиях, хотя это приводит к неизбежному конфликту с государством. Разделение на адвентистов и ад­вентистов-реформистов произошло и в Сибири. 2 автономные центральные структуры, имевшие одинаковое название, су­ществовали вплоть до 1990-х гг.

Все адвентистские общины, независимо от их принадлеж­ности, находились под пристальным вниманием государства. Проводились официальные проверки и полулегальные обследования общин, среди верующих вербовались осведомители. С конца 1920-х гг. на российских адвентистов обрушились репрес­сии. В Новосибирске, где функционировали 2 общины адвентистов седьмого дня — Березовская и Верх-Эстонская, в 1930 закрыт молитвенный дом. В 1934 арестовано все руководство ВСАСД во главе с председателем Г.И. Лебсаком. В 1936 в Горьком репрес­сирован бывший председатель Сибирского областного союза адвентистов седьмого дня И.Г. Го­релик. В ходе «Большого террора» в Сибири осужде­ны все руководители адвентистских общин региона: М.П. Бойченко, Н.П. Шабанов (Новосибирск), С.Т. Борщов (Бийск), М.И. Вальтер (Немецкий район), Т.Е. Гордаш, Д.П. Крав­чук (Омская область). В 1938 в Ленинграде закрыта пос­ледняя легальная адвентистская община на территории СССР.

Регистрация общин адвентистов седьмого дня возобновилась в 1945. В 1946 вновь сформирован Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня (ВСАСД). В послевоенный период длительное время о деятельности адвентистов в Сибири властям фактически ничего не было известно. Ситуация меняется в конце 1950-х гг., когда в Сибирь ссылаются активисты и руководители адвентистов. Так, П.А. Мацанов (председатель ВСАСД с 1952), высланный из Москвы за оказание помощи семьям репрессированных священ­нослужителей, с первых дней пребывания в Западной Сиби­ри начал активную организационную и пропагандистскую деятельность. Активно вел проповедническую деятельность П.Г. Сильман, приехавший в Сибирь из Горького. В 1962 в Сибири насчитывалось около 650 адвентистов, более всего в Новосибирской (около 120 человек) и Кемеровской (около 200 человек) областях.

В ходе гонений на церковь при Н.С. Хрущеве в декабре 1960 ВСАСД распущен, единая конфессионная структура ад­вентистов в СССР прекратила свое существование. По­ложение адвентистских общин меняется в 1965, когда государство отказывается от практики проведения карательных мероприя­тий в отношении многих религиозных объединений. Более того, с конца 1960-х гг. органы власти подталкивали лояльные, на их взгляд, объединения Церкви адвентистов седьмого дня к регистра­ции. Одной из первых в Сибири в октябре 1971 регистри­руется община в Иркутске. Адвентистские общины находи­лись под постоянным административным контролем, нередки были случаи привлечения адвентистских проповедников к суду по обви­нениям в религиозной пропаганде, вовлечении детей в религиозные общины. Судебные процессы над адвентистами состоялись в 1965 в Барнауле и в 1968 в Новосибирске.

Официальная регистрация организаций адвентистов седьмого дня как в Сибири, так и в РФ начинается с середины 1980-х гг., полное восстановле­ние церковной структуры произошло в 1990. С этого времени происходит постоянный рост числа их последователей, что связано со свободой совести и беспрепятственной миссионерской деятельностью, проведением массовых евангелистских кампаний. Один за другим открываются молитвенные дома адвентистов седьмого дня, образуют­ся новые общины. На 2006 Восточносибирская миссия адвентистов седьмого дня объединяет 45 церквей (3 208 членов), Западноси­бирская — 56 церквей (5 785 членов), Дальневосточная кон­ференция — 47 церквей (3 508 членов). Основные направления социальной деятельности церкви — работа с детьми, создание медицинских учреждений, благотворительность.

Лит.: Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998; Юнак Д. История Церкви христиан адвентис­тов седьмого дня: В 2 т. Заокский, 2002; Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920—1941 гг. Документы и матери­алы. Новосибирск, 2004; Горбатов А.В., Шиллер В.В. Адвентис­ты седьмого дня в Сибири. История и современность //Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2006. Вып. 3; Протестантизм в Тюменском крае: история и современ­ность. СПб., 2006.

В.П. Клюева, А.И. Савин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири