АДМИРАЛТЕЙСТВО в Иркутске, подразделение Морского ведомства, созданное для руководства судоходством и морскими исследованиями в Сибири.
Первый шаг к созданию адмиралтейства предпринят в 1754: издан указ Сената о назначении в Иркутск адмиралтейской команды, а также учреждена навигацкая школа (школа навигации и геодезии) в Иркутске. В 1764 в Иркутск прибыл штурман Михаил Татаринов. Помимо командования адмиралтейством ему было поручено управление навигацкой школой и одновременное руководство Морским управлением, созданным при резиденции генерал-губернатора Восточной Сибири в том же году. В ведение адмиралтейства перешла Охотская морская команда, наряду с другими работами производившая топографическую съемку берегов Байкала.
В 1765 М. Татаринов подготовил место для адмиралтейства в устье реки Ушаковки у Знаменского монастыря, построил эллинги для судов и казармы для рабочих (позже все сооружения перенесены за Ушаковку). Для безопасности плавания по Байкалу адмиралтейство выстроило маяк у входа в залив Прорва возле Посольского монастыря. При адмиралтействе находились 3 офицера и около 90 нижних чинов Морского ведомства. Тем не менее на протяжении всего существования адмиралтейства в его штате ощущалась нехватка кадров: штурманов, матросов, корабельных мастеров. В год на содержание адмиралтейства шло 2,1 тыс. руб., на ремонт судов — 200 руб.
В 1803 утверждены штаты для Охотского порта, по которым его начальник одновременно являлся комендантом города. В Охотске строились небольшие транспортные суда для местных надобностей. Но в 1812 из-за неудобного положения порта морское управление переведено в Петропавловск.
К моменту организации адмиралтейства по Байкалу ходил 1 малый бот, найденный М. Татариновым в плохом состоянии. По заказу адмиралтейства мастером Лапиным построено 2 новых бота, стоивших казне по 1,2 тыс. руб. Всего до 1839 в Иркутске построено 23 парусных судна: 1 швертбот, 3 большие почтовые лодки, 1 дощаник, 1 шхойт, 1 пакетбот («Александр»), 1 галиот, 4 транспорта (в том числе «Ермак», «Иркутск», «Иртыш»), 11 ботов («Кузьма-свято-городец», «Борис и Глеб», «Бурят», «Адриан и Наталья», «Николай», «Ермак» и др.) и судно «Посольск» на Лиственничной пристани. В версте от истока Ангары функционировала Никольская пристань, где зимовал парусный Байкальский флот. Суда ходили в среднем по 10 лет из-за того, что Адмиралтейств-коллегия не учитывала навигацких особенностей озера (резкие ветры с частой сменой направления, крутые и короткие волны, боковой дрейф, бортовая качка) и предписывала строить обычные морские боты, не прислушиваясь к мнению управляющих Иркутским адмиралтейством. По этой причине к концу 1830-х гг. адмиралтейство не выдержало конкуренции с частными предпринимателями, имевшими пригодные для местных условий большие парусные лодки. К тому же появились первые проекты организации на Байкале пароходного сообщения (1838).
В 1838 в Иркутск из Санкт-Петербурга прибыл капитан-лейтенант Васильев с приказом о расформировании Байкальской флотилии. В 1839 казенное судоходство на озере прекратили, и адмиралтейство закрыли.
Лит.: Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. М.; Л., 1939; Большаков В.Н. Очерки истории речного транспорта Сибири. XIX век. Новосибирск, 1991.
Е.Н. Ту манин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей