Новости

Адмиралтейство в Иркутске // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

АДМИРАЛТЕЙСТВО в Иркутске, подразделение Морского ведомства, созданное для руководства судоходст­вом и морскими исследованиями в Сибири.

Первый шаг к созданию адмиралтейства предпринят в 1754: издан указ Сената о назначении в Иркутск адмиралтейской команды, а также учреждена навигацкая школа (школа навигации и геодезии) в Иркутске. В 1764 в Иркутск прибыл штур­ман Михаил Татаринов. Помимо командования адмиралтейством ему было поручено управление навигацкой школой и одновременное руководство Морским управлением, созданным при резиденции генерал-губернатора Восточной Сибири в том же году. В ведение адмиралтейства перешла Охотская морская команда, наряду с другими рабо­тами производившая топографическую съемку берегов Байкала.

В 1765 М. Татаринов подготовил место для адмиралтейства в ус­тье реки  Ушаковки у Знаменского монастыря, построил эл­линги для судов и казармы для рабочих (позже все со­оружения перенесены за Ушаковку). Для безопасности плавания по Байкалу адмиралтейство выстроило маяк у входа в залив Прорва возле Посольского монастыря. При адмиралтействе находились 3 офицера и около 90 нижних чинов Морского ведомства. Тем не менее на протяжении всего существования адмиралтейства в его штате ощущалась нехватка кадров: штурманов, мат­росов, корабельных мастеров. В год на содержание адмиралтейства шло 2,1 тыс. руб., на ремонт судов — 200 руб.

В 1803 утверждены штаты для Охотского порта, по которым его начальник одновременно являлся комендантом го­рода. В Охотске строились небольшие транспортные су­да для местных надобностей. Но в 1812 из-за неудобного положения порта морское управление переведено в Петропавловск.

К моменту организации адмиралтейства по Байкалу ходил 1 малый бот, найденный М. Татариновым в плохом состоянии. По заказу адмиралтейства мастером Лапиным построено 2 новых бота, стоивших казне по 1,2 тыс. руб. Всего до 1839 в Иркутске построено 23 парусных судна: 1 швертбот, 3 большие почтовые лодки, 1 дощаник, 1 шхойт, 1 пакет­бот («Александр»), 1 галиот, 4 транспорта (в том числе «Ер­мак», «Иркутск», «Иртыш»), 11 ботов («Кузьма-свято-городец», «Борис и Глеб», «Бурят», «Адриан и Ната­лья», «Николай», «Ермак» и др.) и судно «Посольск» на Лиственничной пристани. В версте от истока Анга­ры функционировала Никольская пристань, где зимо­вал парусный Байкальский флот. Суда ходили в среднем по 10 лет из-за того, что Адмиралтейств-коллегия не учиты­вала навигацких особенностей озера (резкие ветры с частой сменой направления, крутые и короткие волны, боковой дрейф, бортовая качка) и предписывала строить обыч­ные морские боты, не прислушиваясь к мнению управля­ющих Иркутским адмиралтейством. По этой причине к концу 1830-х гг. адмиралтейство не выдержало конкуренции с частными предпринимате­лями, имевшими пригодные для местных условий большие парусные лодки. К тому же появились первые проекты организации на Байкале пароходного сообщения (1838).

В 1838 в Иркутск из Санкт-Петербурга прибыл капитан-лейтенант Васильев с приказом о расформировании Бай­кальской флотилии. В 1839 казенное судоходство на озере прекратили, и адмиралтейство закрыли.

Лит.: Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. М.; Л., 1939; Большаков В.Н. Очерки истории речного транспорта Сиби­ри. XIX век. Новосибирск, 1991.

Е.Н. Ту манин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири