Изучение динамики административного управления Байкальского региона - региона находящегося на стыке «геокультурных плит» помогает разобраться в историко-культурных предпосылках современных административных преобразований и условиях создания здесь особой экономической зоны. Трансграничность и транскультурность региона отразились во взаимодействии разных систем управления: военно-кочевой демократии средневековой Монголии, китайско-маньчжурской административной системы и российской системы управления инородцами провинции. Три абсолютно разных подхода с разными центробежными силами и разными традициями землепользования проявлялись на этой территории в разное время. Их сравнительный обзор помогает взглянуть на события настоящего периода сквозь призму исторического развития края.
Обширная территория, окружающая озеро Байкал является сегодня важным регионом стратегического развития российского Востока. В административном плане сюда входят Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области. Географически регион также обычно дробят, называя его Прибайкалье и Забайкалье относительно озера Байкал. Забайкалье - это территория юго-востока Восточной Сибири от озера Байкал на западе до границы с Китаем и Амурской областью на востоке, от Северо-Байкальского, Патомского и Олекмо-Чарского нагорий на севере до государственной границы России с Монголией и Китаем на юге. Прибайкалье (или Добайкалье) – территория, прилегающая к озеру Байкал с запада, в пределах Иркутской области.
Байкальский регион определяется нами как единый культурно-географический регион. В пользу такого предложения можно привести несколько важных аргументов. Во-первых, единство географического ландшафта, обусловленное местоположением мировой сокровищницы природного наследия - озера Байкал. Во-вторых, это исторически сложившийся этнокультурный регион Юго-Восточной Сибири РФ, имеющий опыт единого территориально-политического управления. Своеобразием, отличающим его от других регионов Сибири, является многовековое взаимодействие этнических культур монгольского, тунгусского, тюркского, самодийского, славянского происхождения в пределах территории исторического расселения бурят. В-третьих, это сохранение традиционных типов хозяйствования кочевников скотоводов и охотников. В-четвертых, это регион традиционного влияния мировой религии буддизма на фоне вариативного единства языческих верований [Сыртыпова, 2005, с. 7-17].
Первые европейцы, оставившие свидетельства о Байкале, воспринимали озеро и окружающие его земли как единый ландшафт. Карл Риттер полтора столетия назад писал, что «вокруг всего громадного бассейна Байкальского озера… находится множество молитвенных и жертвенных мест», и что начало почитания Святого моря, вероятно, «относится к языческому времени, предшествовавшему появлению русских, и что оно основано на туземных суеверных поверьях о духах». Англичанин Д. Белл, посетивший край около трехсот лет назад, сообщает о Святом море и окружающих его святых горах [Риттер, 1879, с. 5-6].
Уникальность региона состоит не только в его цельности, но и трансграничности, обусловленной: а) естественно-географическими параметрами Байкальской рифтовой зоны (на стыке геотектонических плит, место разрыва земной коры с тектонической активностью планетарного значения и эндемичными видами флоры и фауны); б) культурным взаимодействием, на так называемом стыке «культурных плит» Евразийских цивилизаций. Географическое положение Байкальского региона после его присоединения к России, установление международных связей России со странами Востока обусловили возникновение здесь транскультурного пространства, где особенно отчетливо ощущается диалог культур Востока и Запада. Кроме того, здесь сходятся азиатский север и юг как в плане экономическом, так и культурном. Эвенки и сойоты Бурятии занимаются оленеводством в условиях вечной мерзлоты, а южные регионы Бурятии - это уже полупустыня с верблюдоводческим хозяйством. Этнокультурный облик бурятского народа создавался в результате сложного исторического многовекового процесса борьбы и примирений, господства и подчинения, ассимиляции и отторжения, миграции и расселений, всесторонних взаимовлияний разных народов, культур, языковых семей, социальных устройств и мировоззренческих систем. Полисигментность составляющих этногенез и культурогенез современных бурят, уникальные геолого-морфологические, ландшафтно-географические условия – вот то, что хотелось бы отразить в названии Трансбайкалье.
«Встреча двух цивилизаций – русской и китайской – в середине XVII в. произошла в далекой Даурии», пишет читинский ученый Н.Н. Константинова [Энциклопедия…, 2002, с.147]. Именно здесь прошла граница, определившая пределы влияния Российской и Цинской империй. Очевидно, на этом рубеже иссякал завоевательный потенциал и той и другой стороны. Первый договор о границе между Россией и Китаем был заключен в 1689 г. близ Нерчинска (Нерчинский острог основан в 1656 г. на берегу реки Ингода). В соответствии с Нерчинским договором граница устанавливалась по реке Аргуни на всем ее протяжении, далее по реке Горбице, а от ее верховьев – по Становому хребту, далее по Амуру. Албазинский острог, построенный в 1676 г., по договору был ликвидирован, а жители его переселились в Нерчинск. Статьи Нерчинского договора носили общий характер, и регулирование пограничных отношений было официально определенным только по реке Аргуни. К западу от нее граница не была определена еще очень долгое время. Однако фактическое владение России установилось на всем пространстве между Ингодой и Ононом. В верхнем и среднем течении Онона, где не было ни острогов, ни караулов, охрану российских границ выполняли кочевники – хамниганы . В Западном Забайкалье российская сторона учредила для охраны границ караулы Желтуринский, Босинский, Цаган-Усинский и небольшие зимовья в долинах рек Джида, Селенга, Кяхта и Чикой. Чикой в широтном течении стал фактическим рубежом между русскими и монгольскими владениями.
В 1727 г. после долгих переговоров русской делегации во главе с царским посланником С. Л. Владиславичем-Рагузинским состоялось подписание Буринского договора с китайской стороной в 20 верстах от Кяхты. По условиям этого договора граница между Россией и Китаем проходила с востока на запад от сопки Абагайту до перевала Шабин-Дабага на Алтае: «Северная сторона Российскому империю да будет. А полуденная сторона Срединному империю да будет».
Ввиду обширности территории и малочисленности населения границы владений еще очень долго оставались весьма неопределенными. Вопросы землевладения и землепользования стали наиболее активно разрабатываться к концу XIX в., российской стороной в Забайкалье и китайской стороной на территории Внешней Монголии. В декабре 1896 г. в Санкт-Петербурге была учреждена комиссия под председательством В.Н. Куломзина для исследования состояния землевладения и землепользования в Забайкалье. Дело в том, что с 1764 г. Нерчинский горный округ как завод со всеми его месторождениями, разработками и прилегающим пространством входил в состав вотчинных земель императорской фамилии. Отсутствие точных границ императорской собственности усложняло землепользование на большей части Забайкальской области. Согласно описанию 1829 г. генерал-губернатора Восточной Сибири А.С. Лавинского, в округ входило «пространство земли между 131 и 138 градусами долготы и 48 и 54 градусами широты». На севере округ граничил с Баргузинским и Якутским округами, на востоке - доходил до границы с Китаем по реке Аргуни, на юге - до Улюрунгуя, рек Онон и Борзя, и на западе - до вершин Яблонового хребта. Комиссия Куломзина уточнила и картографировала кабинетские земли, установив, что они размещаются на территории четырех восточных уездов области: Читинского, Акшинского, Нерчинского, Нерчинско-Заводского. Петровский Завод, находился на территории Верхнеудинского уезда. Всего кабинетских земель в Забайкалье определено, по заключению Комиссии около 24 млн десятин.
Встреча двух великих цивилизаций происходила не в полном вакууме, но в пространстве и на фоне кочевой культуры монголов, потеснившей в свое время (приблизительно в XII–XVI вв.) бродячих охотников - тунгусов. Поэтому китайская и российская административные системы должны были учитывать местную специфику, имевшую исторические корни со времен Чингисхана. В 1206 г. после возведения на престол Великого хана Монголии Тэмучин, получив титул Чингисхана, ввел десятичной систему военно-административного управления страны. Он разделил все население на 95 мянган основных учетных единиц, которые могли выставить ополчение в тысячу воинов. Тысяча состояла из сотен (дзу) и десятков (арба(н)),население-войско делилось на Баруун-гар (правое, западное) и Зун-гар (левое, восточное) крылья, общее руководство осуществлялось центральной ставкой хагана (гол). Тысяча той эпохи была одновременно и административной единицей и наследственным владением нойонов, членов его дружины, военачальников и сподвижников.
Система военно-административной организации монгольского общества являлась модернизацией древней традиции коллективной облавной охоты. Охотничьи облавы были не только видом хозяйственной деятельности для номадов, но и формой подготовки воинов. Со времен хунну китайцам была известна тактика кочевников, когда они под видом проведения облавы на зверей на пограничных территориях вторгались к соседям, и охота превращалась в военную, захватническую акцию. Памятуя об этом, Цины в XVIII в. ввели жесткий контроль над организацией облавных охот монгольскими князьями. А сами монголы в эпоху Юань под страхом смертной казни или ссылки запрещали проведение охотничьих облав. Техника облавной охоты заключалась в кольцевом захвате, разворачивавшемся от центра (тубши, галши ) двумя крыльями: зун гар (левое) и баруун гар (правое) [Жамбалова, 1991, с. 94-110; Кореняко, 2002, с. 154]. В расшифровке терминов облавной охоты исследователи, начиная с Хангалова, слово галши понимают как производное от слова гал – огонь, хранитель, жрец огня. Однако в функциях галши, судя по описаниям, нет никакой связи с огнем, или какими-то манипуляциями с огнем, пусть даже и в понятии «родового неугасимого огня», как считает Жамбалова [Жамбалова, 1991, с. 115]. Гораздо более обоснованным было бы объяснять высокое назначение должности, призванной хранить трофеи и распределять добычу между всеми участниками облавы как голши – то есть, главный, основной, находящийся в центре, в отличие от баруун гар, зун гар – правого и левого флангов. В.В. Трепавлов, рассматривая систему крыльев в Монгольской империи XIII в., правильно отмечает, что применение триады баруун гар – гол – зун гар не ограничивалось военными структурами, но распространялось на структуру государства, его территории и населения, состоявшие из крыльев и центра, между которыми существовала иерархическая соподчиненность. Гол-ун улус представлял собой не только командно-войсковой центр, но и коренной юрт, фамильные владения чингисидов [Трепавлов, 1993, с. 10-21]. Эти вотчинные земли семейного очага наследовались младшим сыном в семье, преимущественное право которого было даже закреплено специальным термином – отхон (от корневого от/ут - огонь) - последыш. Согласно древней традиции срединный тумен в трехречье Онона, Керулена и Толы, колыбель державы монголов, отошел Тулую, младшему сыну Чингис-хана.
Исконно монгольскими социальными единицами учета в период мирного времени следует считать айл и хотон. Айл (аил) – стойбище одной семьи или группа юрт, как правило, кровно-родственных семей совместно совершающих кочевки. Хот(он) – ограда, город, группа родственных айлов, занимающих определенную территорию. Со времени вхождения бурят в состав России до 1822 г. хотон был самой малой административной единицей. В современном монгольском языке понятие хотона выражается парным сочетанием хот-айл. По определению Д. Гонгора «хот-айл – это объединение семей, кочующих совместно в пределах определенной территории, организующих совместный выпас скота и останавливающихся на одном и том же стойбище в процессе кочевки». Если хот-айл объединяет небольшое количество юрт, то хурээ – это объединение сотен и даже тысяч айлов (юрт). Летописцы эпохи Чингис-хана свидетельствуют о куренях (монг. kűre) – буквально «кругах», образуемых тысячей кибиток, окружавших ставку правителя. Нынешняя столица Монголии Улаан-Баатор ранее носила название Их-Хурэ, что значит «большой круг».
Сыновья Чингисхана получили наследственные уделы – улусы. Угэдэй-хан, вступивший на трон в 1229 г. после смерти отца, приложил огромные усилия для развития и улучшения институтов императорской администрации и усиления власти императора во внутренних и внешних делах. Его советник киданьского происхождения Елюй Чуцай ввел искусство извлечения выгоды из некочевых подданных путем введения налогов и сборов с их торговли и производства, использования природных залежей и т.д.
При Хубилай-хане (1260-1294) западные улусы – Джучи, Чагатая, государство Хулагуидов фактически отпали от Монгольской империи. Улусы Угэдэя, Тулуя и его сыновей образовали династию преемников империи Юань. Административная структура империи Юаньского периода была создана Хубилаем с элементами традиционной китайской системы. Государство делилось на провинции - muji (син-чжун-шу-шэн), области – aimaγ (лу, фу), округа – qošun (чжоу), уезды – somon (сянь) [ИВЦА, 1986, с. 260-277]. Реформированная Хубилай-ханом система управления империей была оценена как лучшая из когда-либо существовавших в Китае [Вернадский, 1997, с. 47].
В период феодальной раздробленности (XIV-XVII вв.) сформировалось деление на северных (халха), южных (Внутренняя Монголия) и западных (ойраты) монголов. В это время феодальные владения – улусы, стали именоваться туменами, а тысячи –отоками. После утверждения в Китае маньчжурской власти и постепенного процесса подчинения Монголии Цинскому двору у монголов некоторое время сохранялся военный характер административного деления и управления. Монголия делилась на 3аймака (корпуса), 37 хошунов (дивизий) и 72 сомона (эскадрона). В дальнейшем, в целях ослабления монголов, маньчжуры проводили политику постепенного дробления уделов. Монголия была разделена на внешнюю (северная и западная) и внутреннюю (южная). В 1725 г. из аймака Тушету-хана выделен особый четвертый аймак – Сайн-Ноен-хана, количество хошунов возрастает до 86. В 1727 г. была проведена реформа управления, после которой владетели аймаков, ханы потеряли свое политическое влияние и практически сравнялись с хошунными князьями – внутреннее управление делами северной Монголии было передано четырем сеймам (чуулган) под управлением не ханов, а избираемых из князей сейма старшин – даруг.
Внутренняя Монголия делится на 24 аймака и 49 хошунов, объединенных в 6 сеймов: Джерим, Джосоту, Джу-уда, Шилин-гол, Улан-цаб, Иеке-дзу. Хошуны делятся на сомоны. Баргуты, чахары и тумэты имеют особое управление. Итак, внутренниедзасаги делятся на 6 чулганов, по числу сеймов, и 49 гуса – сомонов.
К Внешней Монголии в порядке управления причислены Куку-нор, Илийская и Алтайская области. Всего, 7 хошунов – корпусов, поделенных на 149 дивизий – сомонов. В Кобдо и Урге учреждаются должности амбаней, ведущих надзор за гражданским управлением, а в Улясутае, главнокомандующий войсками внешней Монголии – Цзянь-Цзюнь получает право надзора и за гражданскими делами. Ургинские амбани (их два, один – маньчжур, другой - монгол) имеют право непосредственного сношения с Пекином и инспектирования вооруженных сил в Тушету-ханском и Сэцэн-ханском аймаках. Через улясутайского Цзянь-Цзюня решаются лишь самые важные вопросы, касающиеся всей Монголии. В 1793 г. особое устройство получила Барга, разделенная на 17 хошунов с особым амбанем во главе.
Это же деление на внутреннюю и внешнюю Монголию сохранилось и в ХХ в. В 1911 г. в Северной Монголии вспыхнула революция, и страна объявила себя автономной под верховным управлением ургинского первосвященника Богдо-гэгэна. В 1912 г. китайские власти (цзянь-цзюнь и амбани) были выдворены из Монголии и организовано национальное управление. В самом Китае пала маньчжурская династия и часть южной Монголии: Уланцабский, Шилингольский, Йехедзуский сеймы и Барга признали главенство ургинского хутухты. В октябре 1912 г. Россия признала автономию Монголии, в 1913 г. заключила договор с Китайской республикой относительно Монголии. В 1915 г. Россия, Монголия и Китай заключили соглашение, согласно которому внешняя Монголия была признана автономным государством под суверенитетом Китая и протекторатом России.
После революции 1917 г. в России и последовавшей гражданской войны, захватившей Сибирь, в среде монголов и бурят возникла идея панмонголизма. В феврале 1919 г. в г. Чите состоялась конференция монгольских племен, правда, без участия халхасцев, которая постановила образовать великую Монголию – от озера Байкал до Тибета и от Тяньшаня до Большого Хингана – и избрала временное правительство во главе с Нэйсэ-гэгэном. Однако уже осенью эта попытка провалилась, и временное правительство распалось. Китай не преминул воспользоваться этим, объявил нарушение условий Кяхтинского соглашения 1915 г., вновь ввел свои войска в Ургу и на некоторое время установил свою систему управления в Монголии. Однако в начале 1921 г. Монголия при поддержке русских военных отрядов барона Унгерна вновь объявила себя автономной республикой под властью Богдо-гэгэна. Вооруженные силы и гражданская администрация Китая вынуждены были покинуть территорию Монголии. Но уже в июне 1921 г. войска Советской России разбили белогвардейцев барона Унгерна. Главной политической силой стала Монгольская народная партия, которая избрала Временное правительство Монголии во главе с Богдо-гэгэном, так как его авторитет был очень высок среди народа. После смерти Богдо в 1924 г. Монголия были провозглашена республикой. Административное деление на аймаки сохранились, но были изменены их названия: аймак Тушэту-хана стал называться Богд-хан-уула, Цэцэн-хана – Хэнтэй-уула, Цзасакту-хана – Хангай-уула, Сайн-Ноен-хана – Цэцэрлик-Мандалон. Шабинское ведомство преобразовано в особый аймак, Кобдо разделен на два аймака, кроме того, в Монголию входят несколько самостоятельных хошунов.
В 1961 г. 110 монгольских рукописных карт, хранящихся в Берлинской государственной библиотеке, были опубликованы немецкими монголоведами В. Хейссиком и К. Загастером [Heissig, 1961]. Еще 16 рукописных карт из фондов библиотеки Токийского университета иностранных исследований, этот очень ценный, красивый и редкий вид документа стал доступен на CD-дисках в приложении к монографическому исследованию Х. Футаки и А. Камимуры [ОММ, 2006].
Исследования старой картографии Монголии В. Хейссика, К. Загастера, Э. Равдана, А. Камимуры и Х. Футаки свидетельствуют о том, что Цинская империя в начале-середине ХIХ в. стала обращать все более пристальное внимание на земли Монголии. По государственному указу Цинских властей в последней декаде XIX в. было произведено наибольшее количество карт различных регионов Монголии с их ландшафтным и пограничным описанием [МО, 1966; МО, 1978; Равдан, 2004; ОММ, 2006]. Производство земельных карт закрепляло договор землепользования и землевладения трех субъектов: цинского императора или правителя Монголии Богдо-хана, региональных князей и скотоводов. Монгольские ученые Нацагдорж и Гонгор систему землепользования в Монголии в цинский период понимают как право собственности императора, право обладания князя и право пользования аратов [Гонгор, 1978]. Японские ученые считают, что зарождение и развитие монгольской картографии связаны, прежде всего, с политикой цинского правительства и деятельностью комитета Ли-фань-юань (ОММ, 2006). В данном случае исследователи расходятся в оценке оригинальности монгольской картографии, японцы склонны считать, что картирование само по себе было привнесено монголам извне маньчжурами, а монголы настаивают на автохтонности традиции рисовать планы-схемы или «картины земель» (монг. γajar-un juraγ). Японские ученые обычно апеллируют к огромному архивному фонду маньчжурской бюрократии, материалы которого будто бы свидетельствуют о подчиненности правителя Монголии Богдо-хана Пекину. Сложно сказать, насколько это было реально, так как китайские источники представляли положение дел о взаимоотношениях с соседями со своей политической позиции. Но нельзя не отметить, что именно в цинский период картография в Монголии становится системой отъема и закрепления территорий.
Большинство сохранившихся и обнаруженных монгольских карт является описаниями границ хошунов и сомонов. Создание чуулган-хошунной системы административного управления Монголии в цинский период с системой выборных старшин (засаг-дарга) лишало политической власти родовичей-ханов и, таким образом, должна была произойти смена традиционной монгольской системы власти на маньчжурскую.
История административного управления России сибирскими регионами чрезвычайно сложна. Изменения административных границ и управлений обширного Байкальского региона продолжаются на протяжении вот уже трех с половиной столетий. Этот процесс был следствием все большего притока переселенцев из российских регионов и постепенного их чересполосного оседания в регионе. В целом – это тенденция поступательной экспансии российских управленческих структур на территориях этнических меньшинств и поглощение автохтонных форм управления российским самодержавием.
В XVI в. Сибирь как новый край Русского государства управлялась Посольским приказом, а с 1599 г.- приказом Казанского дворца, под управлением которого к началу XVII в. были сосредоточены все окраины страны. В 1637 г. управление Сибирью было выделено из Казанского приказа и сосредоточено во вновь учрежденном Сибирском приказе. Приказ ведал Сибирью во всех отношениях: административном, военном, финансовом, судебном и т.д. Ему было подчинено все население Сибири. Основной единицей административного деления Сибири в XVII в. был уезд. Формирование уездов в Сибири шло последовательно, по мере включения в состав Русского государства новых территорий. Территория сегодняшней Читинской области и Бурятии входила в Нерчинский уезд Тобольского разряда в 1682 г. были выделены Иркутский и Албазинский уезды.
В 1708 г. первой областной реформой была создана Сибирская губерния с центром в Тобольске, в состав которой входила вся Сибирь и приуральская часть Европейской России, она состояла из пяти провинций: Вятская, Соликамская, Тобольская, Енисейская, Иркутская. Бурятия входила в состав Иркутской провинции, во главе которой стоял вице-губернатор, подчинявшийся Сибирскому губернатору. Эта реформа не внесла ничего принципиально нового в управление ясачным населением Сибири (буряты, эвенки и др.), которое сохраняло свои традиционные структуры внутреннего управления. Царское прави¬тельство не разрушало организацию коренных народов, а стремилось опереться на нее, привлекая на свою сторону родоплеменную знать, через которую проводила свою политику. Поэтому уездное деление Сибири опиралось, с одной стороны, на систему русских военно-административных центров и крестьянских поселений - “присудки” (слобода или острог с прилегающими деревнями, починками) и на ясачные волости. Воевода управлял уездом при помощи аппарата съезжей (приказной) избы, приказчиков слобод, острожков и родоплеменной знати ясачного населения.
В 1730 г. была проведена вторая областная реформа, восстановившая Сибирс¬кий приказ, урезав его права по сравнению с XVII в. Тем не менее, Сибирский приказ руководил действиями сибирской адми-нистрации и контролировал ее. В 1736 г. Иркутская провинция была сделана самостоятельной и вверена особому вице-губернатору, подчиненному непосредственно Сибирскому приказу. Таким образом, было положено начало административного деления Сибири на Западную и Восточную.
В 1764 г. Иркутская провинция была выделена в особую самосто-ятельную губернию, которая состояла из Иркутской провинции с Иркутским, Киренским и Балаганским уездами, Удинской (Верхнеудинской) провинции с Удинским, Селенгинским, Баргузинским и Нерчинским уездами, кроме Нерчинских горных заводов, имевших свое управление, и Якутской провинции с Якутским, Илимским, Алданским и Олекминским уездами. Кроме провинций и городов с уездами в губерниях имелись комиссарства. Уездом управлял Нижний земский суд во главе с земским исправником и заседателем. Уезды разделялись на комиссарства, находившиеся в ведении земских комиссаров. В Иркутском уезде бурятское население находилось в ведении Кудинского, Верхоленского, Балаганского и Тункинского комисса¬ров. В Селенгинском уезде расселялись селенгинские, кударинские и баргузинские буряты. Хоринские буряты числились в Нерчинском уезде; эвенки в Нерчинском, а также в Баргузинском уездах.
В 1782-1783 гг. в Сибири было учреждено три наместничества - Тобольское, Колыванское и Иркутское, которые делились на области. В 1796 г. наместничества были упразднены; и Сибирь снова была разделена на две губернии - Тобольскую и Иркутскую. Губернии делились на области, области - на уезды. Бурятия, соответственно, входила в состав Иркутского наместничества и губернии.
Реформой 1822 г. по проекту М.М.Сперанского генерал-губер-наторская власть сохранилась, а Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства: Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское с административными центрами в Тобольске (с 1839 г. Омск) и Иркутске. Все дела Сибири были сосредоточены в ведении специально созданного Сибирского комитета. В состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства вошли Иркутская, Енисейская губернии, а также Якутская область и три особых управления: Охотское, Камчатско-Приморское и Троицкосавское (пограничное). В рамках этой реформы в том же 1822 г. был принят “Устав об управлении инородцев”, согласно которому учреждалось особое управление среди народностей Сибири вообще, из бурятского и эвенкийского населения в частности. По этому Уставу было учреждено двенадцать степных дум: семь - у западных бурят, пять - у восточных.
В 1839 г. из Хоринской степной думы выделилась Агинская степная дума. У эвенков Восточного За¬байкалья учреждалась Урульгинская степная дума и шесть инородных управ. Степная дума возглавляла несколько родовых управ, те в свою очередь - родовые управления. Степная дума состояла из тайши (главный родоначальник), заседателей (зайсана и шуленги), голов инородных управ. Делопроизводство Степных дум осуществлялось на монгольском языке и документация велась в старомонгольской письменности. Степная дума являлась высшей административной единицей, подчинявшейся ок¬ружному правлению. Вся территория, входившая в пределы думы, называлась ведомством. Система инородных управ, как форма территориального общественного управления, закрепившая право малых народов России на собственное административно-политическое хозяйствование, выявляла сложившуюся традиционную систему землепользования автохтонных этносов. Это административное деление носило, прежде всего, ландшафтно-экономический характер. Весьма любопытно, что данные ландшафтно-экономические районы имели определенные, каждый свои, ландшафтно-культовые центры. Например, для всего Байкальского региона, вплоть до Даурских степей это – остров Ольхон на Байкале, для Баргузинской долины культовой доминантой был и остается Барагхан, локализованный на Бархан-уула (одна из вершин Баргузинского хребта), для региона Восточных Саян и бассейна реки Селенги – Бурин-хан на вершине Мунхэ-Сардык, для Агинского округа – Алаг-хан в культовом горном комплексе Алханы Читинской области и т.д. Эта тема раскрывалась мной в отдельном монографическом исследовании [Сыртыпова, 2007], однако глубинные (естественно-природные, антропогенные или др.) причины возникновения подобных культовых центров (сакральных территорий, мест силы и др.) остаются тайной.
В 1851 г. была образована Забайкальская область с центром в городе Чите, с этого времени и до ноября 1920 г. Бурятия входила в ее состав. Забайкальская область до 1882 г. подчинялась Главному управле-нию Восточной Сибири, а затем в 1884 г. вместе с Амурской и Приморской областями перешла во вновь образованное Приамурское генерал-губернаторство. В 1906 г. новая передача опять в Иркутское генерал-губернаторство, выделившееся из Приамурского. Кстати, само Главное управление Восточной Сибири было ликвидировано в 1887 г., вместо него была учреждена канцелярия Иркутского генерал-губернатора.
В конце XIX - начале ХХ в. была проведена административная реформа, сначала у бурят Иркутской губернии, позже Забайкальской области, согласно которой степные думы и инородные управы заменялись органами волостного управления, установленными по русскому типу. Проводилась она по-разному и не одновременно для западных и восточных бурят. Степные думы в Иркутской губернии были ликвидированы и вместо семи дум к 90-м гг. ХIХ в. было образовано 23 инородные управы.
В 1901 г. было издано временное положение “Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области”. Согласно положению о реформе вместо степных дум и инородных управ вводились волостные правления, вместо должностей тайши и шуленг - должность волостного старшины и старосты.
С введением волостной реформы вводился институт крестьянских начальников. Крестьянские начальники именовались крестьянскими инородческими начальниками, соответственно - волостные инородческие правления. Введение ее было завершено к концу 1903 г. В Забайкальской области, на территории, заселенной бурятами, появились следующие волости: Агинская, Аларская. Балаганская, Баргузинская, Верхоленская, Идинская, Кударинская, Кудинская, Ольхонская. Селенгинская, Тункинская, Урульгинская, Хоринская. Волостная реформа у бурят Иркутской губернии проводилась с 1912 по 1916 г.
Таким образом, происходило постепенное сближение принципов управления русским и инородческим населением. Накануне Февральской буржуазно-демократической революции территория Бурятии входила в состав Забайкальской области и состояла из уездов: Верхнеудинского, Баргузинского, Селенгинского и Троицкосавского. Эти уезды объединяли в себе русское и бурятское население. Если реформа Сперанского 1822 г. давала легитимное признание традиционной территориально-родовой системы управления сибирских этносов, то уже в 1901 г. этническая система управления была подведена под общероссийские стандарты волостного управления. Активно проводилась политика переселения крестьян в Сибирь, где они наделялись землями, извлекаемыми из пользования скотоводов. Для земледелия, естественно, отводились наиболее плодородные территории речных долин и лесостепей. Низкая плотность населения, а также сезонный, по сути нормированный характер использования пастбищ кочевниками позволил утвердиться мнению о незанятости и неиспользованности наиболее производительных земель Трансбайкалья.
После революции 1917 г. принципы национального самоуправления начинают вновь возрождаться. В октябре 1917 г. после принятия на общебурятском съезде в г. Верхнеудинске «Статута о временных органах по управлению» бурятское население начинает отделяться от русского (территориально, хозяйственно и административно) и объединяться в сомоны, хошуны, аймаки, которые были образованы в основном в пределах территории прежних ведомств (степных дум и инородных управ). Так в Забайкальской области образовались аймаки: Агинский, Баргузинский (наряду с Баргузинским уездом), Хоринский и Селенгинский. В связи с организацией Селенгинского аймака был упразднен Селенгинский уезд, русское население которого присоединилось к Верхнеудинскому и Троицкосавскому уездам. В 1918 г. Верхнеудинский уезд разделился на 2 уезда: Верхнеудинский и Петровско-Забайкальский. В Иркутской губернии были обра¬зованы аймаки: Ангарский (Ангаро-Муринский), Тункинский и Эхирит-Булагатский.
Из семи аймаков, только два - Агинский и Баргузинский, имели сплошную территорию, остальные же владели землями, расположенными чересполосно с соседним русским населением. Аймаки пользо¬вались одинаковыми правами с уездами. После падения советской власти в Забайкалье (август 1918 г.) Забайкальская область была разделена ата-маном Семеновым на шесть районов. В состав одного из них вошли уезды: Верхнеудинский, Баргузинский, Селенгинский, Троицкосавский. Аймаки сохранились в том же положении, как и до падения советской власти.
В марте 1920 г. Прибайкалье было освобождено от интервентов и белогвардейцев. В связи с провозглашением Дальневосточной Республики (ДВР), в апреле 1920 г. территория Бурятии была разделе¬на на две части (граница между ними проходила по реке Селенге), которые входили соответственно в состав ДВР (к востоку от Селенги) и РСФСР (к западу от нее). Столица ДВР сначала находилась в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ), в октябре 1920 г. она переехала в Читу. 22 ноября 1920 г. правительство ДВР приняло постановление о выделении из Забайкальской области Прибайкальской области (губер¬нии с ноября 1922 г.), состоявшей из трех уездов: Баргузинского, Верхнеудинского и Троицкосавского. Вся территория, населенная бурятами, выделялась в особую Бурят-Монгольскую область ДВР (БМАО ДВР, январь-февраль 1921 г.), которая включала в себя аймаки: Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский. Область и аймаки, входившие в нее, сплошной территории и замкнутой границы не имели. Причина та же - чересполосное проживание русского и бурятского населения.
На территории Бурят-Монголии, которая вошла в состав РСФСР, в апреле 1920 г. был образован Усть-Селенгинский, позже Селенгинский уезд. 9 января 1922 г. здесь же была создана Бурят-Монгольская авто-номная область РСФСР (БМАО РСФСР), в ее состав вошли аймаки: Аларский, Боханский, Селенгинский, Тункинский и Эхирит-Булагатский. Аймаки делились на хошуны и волости, где соответственно проживали буряты и русские. Буряты составляли 70% населения.
После окончания гражданской войны, ликвидации ДВР (ноябрь 1922 г.) и присоединения ее тер¬ритории к РСФСР Президиум ВЦИК 30 мая 1923 г. принял постанов¬ление об объединении двух БМАО РСФСР и ДВР в одну Бурят-Монгольскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (БМАССР) с центром в г. Верхнеудинске. 1 октября 1923 г. была упразднена Прибайкальская губерния, а ее территория вошла в БМАССР, состоявшую из 8 аймаков: Агин¬ского, Аларского, Баргузинского, Боханского, Троицкосавского, Тункинского. Хоринского, Эхирит-Булагатского и Верхнеудинского уезда.
Положение о государственном устройстве БМАССР было утверж-дено 12 сентября 1923 г. [Семина, 1998, с. 131-137]. Площадь республики равнялась 397,5 тысяч км². Население составляло 435,5 тысяч человек, из них 243,4 тысячи человек, или 55,8% – буряты, 192,1 тысяча человек, или 44,2% - русские. Вне республики остались отдельные территории с бурятским населением около 25-30 тысяч человек [Санжиев, 2004, с. 20-25]. Это, между тем, составляло десятую часть этноса.
Согласно Постановлению ЦИК СССР от 26 сентября 1937 г. огромная территория Восточно-Сибирской области была разделена на Иркутскую и Читинскую области, шесть бурятских аймаков из Бурят-Монгольской Республики отошли во вновь образованные области. В состав Читинской области вошли 22 района с областным центром город Чита. Из состава БМАССР в Иркутскую область были переданы четыре бурятских аймака: Аларский, Боханский, Эхирит-Булагатский и Ольхонский, первые три вошли в состав Усть-Ордынского округа, а Ольхонский аймак остался за пределами округа. В Читинской области образованы Агинский и Улан-Ононский аймаки, сформировавшие Агинский национальный округ. Так возникли три автономных образования бурятского народа. В это же время была широко развернута кампания по разоблачению врагов народа, националистов, панмонголистов, японских агентов.
Большая часть Улан-Ононского аймака была передана в подчинение Читинской области и впоследствии получила название «Ононский район». Вне национальной автономии остались также буряты Борзинского, Оловяннинского, Красночикойского, Акшинского и других районов. Ононский район с центром в селе Нижний Цасучей был образован 5 февраля 1941 г.
По вопросу отторжения от Республики Бурятия территорий Агинского, Усть-Ордынского округов, Ольхонского, Ононского и других районов в 1991 г. Верховный Совет РБ принял специальное постановление, в котором было признано «нарушение суверенного права бурятского народа на самоопределение», выразившееся в изменении 8 июля 1938 г. статьи 14 Конституции БМАССР. Еще некоторое время осуществлялись попытки применить к коренному населению Бурятии закон РФ «О реабилитации репрессированных народов». ВС РБ 3 июня 1993 г. принял постановление о реабилитации народов РБ, признавая, что постановления ВЦИК и Президиума ЦИК БМАССР 1937 г . о разделе республики были приняты без согласия народов республики и ее высшего органа власти, что вызвало ряд негативных последствий. Однако движение не нашло поддержки на федеральном уровне.
В настоящее время регион продолжает переживать эпоху административных перемен - укрупнение регионов. 16 апреля 2006 г. был проведен общественный референдум, после которого Усть-Ордынский Бурятский автономный округ прекращает свое существование как самостоятельное государственно-территориальное образование и объединяется с Иркутской областью. 11 марта 2007 г. проведен аналогичный референдум по вопросу слияния Агинского Бурятского автономного округа с Читинской областью. Кроме того, объявлено о создании особой экономической зоны на территориях, непосредственно примыкающих к Байкалу.
Такова краткая история административных преобразований Байкальского региона. Трансграничность и транскультурность региона отразились в соседстве и взаимодействии разных систем управления – военно-кочевой демократии средневековой Монголии, китайско-маньчжурской административной системы и системы управления инородцами российской провинции. Три абсолютно разных подхода с разными центробежными силами и разными традициями землепользования имели влияние на этой территории в разное время, и каждый из них наложил свой отпечаток, различимый и в наше время. Монгольская десятичная структура с сильным центром-ставкой и двумя лабильными крыльями держалась на военной дисциплине и силе ханской харизмы. Административные единицы кочевой системы определялись, прежде всего, человеческими ресурсами, а потом уже территорией, которой они пользовались. Маньчжурская система управления стремилась к межеванию и дроблению территорий с целью ослабления центра и постепенного его нивелирования для усиления своего влияния извне. Российское самодержавие использовало традиционные инородческие структуры, но также постепенно вытесняло их волостной системой общероссийского администрирования с параллельной плановой миграцией населения с запада на восток. Глубинной же основой сохраняющегося административного районирования территории региона послужила система традиционных культов автохтонного населения, центры которых в настоящее время стали называть сакральными территориями, святыми местами или местами силы.
В советский период (1937 г.) в регионе была применена политика дробления пан-монгольских настроений. Постсоветские решения национального вопроса имеют обратный характер. Современная тенденция к укрупнению регионов выглядит как стремление к созданию моносистемы общероссийского пространства. Это спешная реакция центра на запоздалую попытку малого этноса залатать чересполосное административное деление на территориях исторического землепользования уже после утери ими традиционных социально-экономических устоев. Однако едва ли можно утверждать, что все условия для стирания границ этнотерриторий нацменьшинств уже созрели.
Современная тенденция развития международной политики в области культуры состоит в легитимном признании необходимости сохранения разнообразия, что невозможно без сохранения самобытности культурных ландшафтов. Если учесть исторические условия возникновения существовавшего до сих пор административного районирования в регионе, то основными факторами, сформировавшими спонтанные культурно-ландшафтные единицы, были: экономическая целесообразность, исходящая из ландшафтного единства, культурная монохромность и наличие культовой доминанты, обладающей универсальной социальной ценностью.
Хамниган – этноним, употребляемый монголами для обозначения тунгусо-маньчжурских народностей, но вопрос об этническом происхождении хамниган Ононской долины остается открытым, так как сами они себя идентифицируют по языковой принадлежности и в культурно-хозяйственном плане, как одно из монгольских племен.
Мянган – монг. тысяча.
Тубши – от монг. töb – центр, голши – от монг. γol – средина, či (shi) – суффикс деятеля.
Ясак от монг. jasaγ - Y/j в старомонгольской письменности пишутся одинаково, но читаются по ситуации: ясак - налог, дань, который платили обычно пушиной; засаг/дзасаг – закон, порядок, учреждение.
Григорий Михайлович Семенов (1890-1946 гг.) - один из самых известных и влиятельных лидеров Белого движения, под контролем которого во время гражданской войны находилась огромная территория Забайкалья.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей