Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Летопись Кротова

1769 года в январе месяце преосвященный Софроний посетил Кяхту и того же месяца обратился в Иркутск.

15 февраля в 11 часу пополудни на северо-западе были видимы два красных и один черный столбы и чувствуемо было землетрясение.

В марте месяце прибыл из Селенгинска в Иркутск с полком Пиан Варфоломеевич Якобий. Он в майе месяце отправился из Иркутска в Россию1.

В майе месяце открыт торг с китайцами на Кяхте2.

8 июля прибыл в Иркутск губернаторский товарищ полковник барон Иван Осипович Соловьев. Он скончался в Иркутске 15 майя 1772 года и погребен при Тихвинской церкви 17 майя с церемониею.

14 августа прибыли из Тобольска в Знаменский девьий монастырь игуменья Ироида3 с 12 монахинями.

Учреждена в Иркутске банковая контора, с тем, чтобы капитал ее не превышал более полумиллиона рублей. Она помещалась в том доме, что ныне казенная аптека4.

Примечания

1 Об отправке из Иркутска в Россию Селенгинского полка И.В. Якоби для участия в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. другие летописи не сообщают.

2 Запись об открытии русско-китайской торговли в Кяхте после очередного перерыва (1769) есть только в летописи В. Кротова. См. также примеч. 1 к 1764 г.

3 В сравнении с летописями П. Пежемского у В. Кротова в тексте чаще встречаются старая и разговорная формы русских личных имен (Амбросий, Ироида, Иосаф и др.).

4 В 1769 г. в России были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве банки для внедрения ассигнаций и обмена их на монеты. В стране стали открывать «променные конторы». В Сибири они были открыты в Тобольске (1776) и Иркутске (1779). Иркутской банковской конторе было выделено 500 тыс. р., но поступило только 355,5 тыс. р. Возглавлял контору известный ученый-натуралист A.M. Карамышев. Надо признать, что появление этих учреждений в Сибири оказалось несколько преждевременным. Сибирское купечество не обладало еще достаточным капиталом и не могло осуществлять кредитные операции в больших размерах. Власти не учли, что огромные сибирские расстояния, бездорожье, традиции заставляли местное купечество торговать по старинке, обменивая товары на пушнину. В результате обменные операции сибирских банковских контор были незначительны, а сами они убыточны для казны. Денежные суммы использовались в ростовщических целях либо взаимообразно использовались властями на другие цели. В итоге, просуществовав всего десять лет, Иркутская банковская контора была ликвидирована вместе с Тобольской в 1786 г. из-за малого обращения капиталов. В 1786 г. вышеназванные банки были реорганизованы в Государственный ассигнационный банк. Существовал до 1843 г. (СИЭ. Т. 2. Стб. 103; Иркутск в панораме веков. С. 97).

Автор: В. А. Кротов Источник: Летопись города Иркутска. 1652-1856 гг. / вступ. ст., публ., подгот. текста, коммент. Н.В. Куликаускене. —Иркутск: Сибирская книга (ИП Лаптев А.К.), 2013

Летопись губернского города Иркутска

1769 г. марта 18-го числа помянутый господин Кропотов преставился и погребен там же в Кяхтинском форпосте в нижней Николаевской церкви на паперти по входе на левой руке.

В сем 1769 году окончен в Иркутске постройкою начатый строиться в ма е месяце 1768 года архиерейский каменный дом; преосвященный епископ Софроний перешел 1770 года октября 31-го дня.

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Летопись Лосева

При Онинском зургане у хоринских бурят началась торговля по назначению главного тайши, которая продолжалась с 15 декабря по 20 января. На сей торговой ярмарке были купцы верхнеудинские, селенгинские и кяхтинские. Всего торгового общества, не исключая и бурят, было до 1500 человек. Здесь купцы вместо привозимого ими чаю, табаку, китайского шелку и лаковой столовой китайской посуды получили выгодно пушные товары разной мягкой рухляди, скотские кожи, сало и говядину. (Ныне торг на сей ярмарке простирается на сумму до 150 000 рублей.) Во время первой торговли на сей ярмарке любопытные от бурят узнали понятие их о мире и его бытии следующего содержания:

Божество изображается у них в виде трех шаров, объятых пламенем. Втуне бы было распространяться о сей запутанной идее, потому что они ее и сами не знают и истолковать не в силах, а остаются при одном непонятном звуке слов, от коих тщетно ожидать лучшего объяснения. Первый проповедник закона их, Шигемона, получивший посредством веры от Вседержателя начальство над сим светом, созданным из хаоса, и их система о мирах следующая:

a) Сумбер-ола, гора о трех отлогостях, из коих на каждой обитают духи, а на верху сей горы плоскость, занятая столицею Шигемониевою, от подошвы горы сей пространство объединяющая, и около четырех следующих миров наполнено бездною воды. Основание сей горы ниже морского дна, а верх над водою.

b) Моо-дсоту-тип, худогласный мир, в нем обитают особливого свойства люди, которые живут по 1000 лет и из них за 7 дней до кончины слышат голос, называющий человека по имени и предвещающий кончину; почему те люди, созывая сродников и ближайших, прощаются и учреждают свои дела заблаговременно.

c) Улемджи-беету-тип, теньчий мир, представляют Луною, о коей думают, что она из воды и стекла. Звезд считают более 10 000 000, и укырту-тип, также теньчий мир.

d) Нами обитаемый мир назван от некоторого бурхана, пришедшего на оный по сотворении человека, который увидел, что с дерева упавшее яблоко в воду, как выразило своим падением бульк.

e) Сии миры почитаются определенными так, что в настоящей жизни нельзя достигнуть, но разве во мзду содеянных в сей жизни добрых дел прилучится на котором-нибудь из них родиться. Солнце, освещая 4 мира сии попеременно, служит горному селению Шигемонию неугасимою лампадою. Шигемонию завидуют многие боги, обитающие повсеместно и признающие его первенство, коих число, как писано в одной их книге, паче песка морского.

Они в смутном своем понятии верят, что сотворение сего света не первое и не есть последнее, почему при расставании иногда благословляют друг другу о свидании в будущих бытиях новых миров. За добродетели — по их вере — душа человеческая может быть бурханом. Сие слово принимать можно иногда за святого, а иногда — за Бога. Творца называют Лама Гурбань-ердени, троической неразделенной святынею. Они каждому бурхану приписывают особливое небо.

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хронология | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 07 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: XVIII век | Летописи и хроники | Летопись Кротова | Шестидесятые | Хронологический
Загрузка...