Новости

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Летопись Кротова

1768 года 18 октября проехал чрез Иркутск в Кяхту полковник Иван Иванович Кропотов для переговоров с китайцами и о прекращении обоюдных неудовольствий, размена трактата и возобновления торга.

Тогда же проехал в Нерчинск генерал-майор Петр Иванович Ивашев с полковником Васильем Дмитревичем Тулубьевым за производством следствия о похищении казенного серебра и других злоупотреблений.

Устроены почтовые станции от Иркутска до Томска1.

Примечания

1 Сведения о почтовых станциях, открывавшихся между Томском и Иркутском, есть лишь в летописи В. Кротова. В других иркутских летописях этого важного сообщения нет.

Автор: В. А. Кротов Источник: Летопись города Иркутска. 1652-1856 гг. / вступ. ст., публ., подгот. текста, коммент. Н.В. Куликаускене. —Иркутск: Сибирская книга (ИП Лаптев А.К.), 2013

Летопись губернского города Иркутска

1768 г. апреля 18-го числа прибыл в Иркутск отправленный по именному ея императорскаго величества повелению на китайскую границу полномочным комиссаром господин полковник Иван Иванович Кропотов, из Иркутска отбыл за Байкал море мая 25-го числа, в Чикойскую Петропавловскую крепость прибыл июня 5-го, а в Кяхтинский форпост прибыл того же июня 13-го числа. Трактат с китайскими амбанями заключил того же года октября 18-го числа, размена была с пушечною пальбою, и тогда же торг начался.

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Летопись Лосева

Вследствие предположения, в 1752 году учиненного полковником Якобием, имевшим начальство в Селенгинске, по просьбе зайсанов подгородных 17-ти родов утверждены иркутским начальством духовные бурятские власти: ширету-цорджи и бандиды-ламы, которые равняются по их епископскому достоинству. У сих бурятских духовных властей построены молитвенные храмы в Верхнеудинском уезде, всех счетом восемь:

1) В Табангутском роду при реке Джиде, имел прихожан 749.

2) В Атаганском роду при южном крае Гусиного озера у речки Загусатае — 750 прихожан.

3) В Цонгольском роду, вверх по Чикою и на нижнем изголовье Калгайтайского луга, по течению Хилка на правой стороне — 758 прихожан.

4) В Подгородном и Хатангинском родах, при устье нового Темника — 768 прихожан.

5) В втором и третьем Табангутских родах вверх по Селенге — прихожан 762.

6) В Атагановом роду на Джиде — 763 прихожанина.

7) В Ашехабатском роду по Хилку-реке, по течению на левой стороне по речке Кирете — 769 прихожан.

8) В Сартоловом роду на Джиде — 769 прихожан.

О ламах из молитвенных храмов (кумирен), по их дацан киданах, по делам известно — о чем кратко, значит; ниже.

9) Бывший в Сибири для разграничения между Российскою и Китайской империями чрезвычайный и полномочный посол граф Савва Владиславич в данном от себя (1728, июня 30) повелении пограничным дозорщикам (надзирателям за тишиною, спокойствием и благоустройством) между прочим предписал: «Лам заграничных, чужих подданных, в улусы ясашных иноверцев не принимать и не пропускать, а довольствоваться теми только, кои в 1727 году между империями границ остались в Российской стороне». Причиною такового возбранения было то, что как между ламами есть многие обманщики, то шалостями и непорядками простодушных бурят чтобы не грабили. Он же предписал: «Если и оставшихся в Российской стороне лам будет недостаточно, в таком случае имеют ламы выбрать собою от каждого рода по два мальчика благоразумных и к науке охотных, хотя из сирот или кто похочет отдавать; из тех, обучившихся монгольской грамоте, для иноверцев, в подданстве Российском состоящих, в ламы помещать и весьма нужно их обнадеживать милостию императорского величества».

10) По силе сего положения переписаны были все ламы для составления решительного о числе их положения; сверх того обязаны они все сего года подпискою под смертной казнию, чтобы из заграницы не имели они никаких связей — сие мнение было еще и в прошедшем 1748 году. Вследствие сего и учреждены между ламами верховные их власти: 1) гылун, 2) гыцул, 3) банди. Из сих отличного достоинства в молитвенных храмах сидят в креслах на местах особых с известным числом подушек, называемых ширетуи. Из оных избираются для управления духовными и прихожанами их для обрядов службы и благочиния, а именно: а) бандида-лама; Ь) цорджи-лама; с) дзасак-лама; d) чандза-лама; е) далама; f) гыпкуй-лама; g) нарба-лама; h) тыкылчи-лама. Сверх того по различным познаниям в науках ботанике и хирургии даются похвальные титлы по совету высших духовных властей. Приметная почетность видна у них и в одеждах: обыкновенная простая одного покроя с косым воротником; главное отличие гылунов или гыцулов и бандиев в том, что они носят на поясе в кошельках, называемых цабари, с пером или кистью для писания. Во время молитвоприношения гылуны имеют девять одежд, из которых важнейшая (торжественная) называется чойго, наподобие епанчи без рукавов, представляет снаружи вид молитвенного храма, изображенного шитьем с колоннадами и вратами, по сторонам с окнами.

11) Старший духовный из гылунов имеет одежду, называемую чацарь, которую надевают как мантию, и имеет перевязь красную чрез плеча и опояску длиною до 5 аршин, называемую джанчи, в изображение того, как Шегемоний (сын Всевышнего), быв воплощенный, носил. Ширетуй, или местный духовный настоятель, имеет колокольчик для начатия пения и играния трубами.

12) Основатель их секты или первый проповедник закона ламского Шигемони был прежде устроения сего света воплощенный смертный; но едина вера и добродетель возвела его на чреду к позавидованию многих бурханов (святых), признающих его первенство,— секта сия имеет начало в Индии и называется далай-ламскою, как обыкновенно они говорят. Духовные по нем знатные особы: номон-хан, царь писания, хамбу-лама и прочие. Забайкальские буряты во всех улусах при каменных и деревянных дацанах, или капищах, имеют всех по штатам лам 150, кроме монашествующих, о которых донести имею особенно впредь, в своем месте.

13) Особливого примечания заслуживает бывшая трекратная публикация, учиненная бывшим г. иркутским губернатором Адамом Ивановичем Брилем, который имел особенное попечение об улучшении хлебопашества и всех, в том занимающихся по изданному законоположению, ибо начертанным в губернаторском наказе разрешением [предписано] отдавать чиновникам для хозяйственного заведения землю, по определению его в губернской канцелярии делано исполнение. Чиновники и сибирские дворяне, с пользою Отечеству во время свое службу продолжавшие, хотя удовольствованы были от начальства пустопорожними землями при самом начале публикации, но как они не имели у себя своих людей, а в работы нанять было некого, то отдавали посадским распахивать из половины. Лишь только землю расчистили и завелись хлебопашеством, то посадские, позавидовав домоводственному хозяйству, просили начальство, чтоб земли те отдал им, посадским, за хлебный или денежный оброк. Посему вскоре и розданы, то чиновники и дворяне, недолго пользовавшиеся, не учинили совместной пользы, хотя высочайшая милость на Сибирский здешний край давно была известной, но часто переменявшиеся начальники губернии, в краткое время управления их, не успели прежде того времени рассмотреть. А служащие и отставные чиновники за оброк обрабатывать землю по скудному состоянию вольнонаемными людьми не могли иметь возможности. Напротив, богатые чиновники, имевшие поместья в России, не пожелали укорениться пребыванием в Сибири, то о возобновлении права на владение земель не испрашивали.

NB. Улучшить состояние чиновников к благу общества и порядок раздавания или продажи земель на обзаведение домоводственного хозяйства зависит от высокого попечения главного начальника по известным к сему предметам:

a) В указе 1728, марта 15, в силу указа высокого Сената 1727, ноября 18 дня 2-м пунктом изображено: «Сибирских дворян, детей боярских, казаков и прочих служивых чинов по присланной в Сенат в 1725 году, августа 27 дня ведомости, для посылок и служб из денежного жалованья с землею, по указу тайного Верховного совета, марта 31 дня, 1727 года велено прибавить в Якутск и быть 1500 человекам. Сумма оным по штату положена 58 201 рубль, ржи — 26 369, овса — 6271, круп — 1120 четвертей. В Сибири дворянам без жалованья служить неможно, понеже людей и крестьян не имеют и купить негде, и для того предположено, дабы вместо жалованья землями с пристойными угодьями удовольствовать с таким обнадеживанием, что у них и их детей то пожалование вечно останется». Оный ветхий подлинник хранится в Иркутском архиве.

b) В указе Правительствующего Сената 1717 года, апреля 24 дня изображено разрешение: «Сибирским дворянам, детям боярским, разночинцам отдавать из ссыльных женатых с детьми и холостых, написанных в подушный оклад, таких, кто домов своих не имеет, коих из платежа подушных кто взять пожелает».

c) Для усиления землепашества и распространения новых поселений в указе Правительствующего Сената 15 октября 1767 года изображено, «что вместо набора рекрут в солдаты населять в нужнейшие места».

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хронология | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 07 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: XVIII век | Летописи и хроники | Летопись Кротова | Шестидесятые | Хронологический