1691 год
В Вознесенском монастыре при старце Исайе заложена деревянная церковь во имя Образа Тихвинской Божьей Матери. Освящена в 1692 г.
1692 год
Во исполнение указа Сибирского приказа от 1691 г. Иркутскому воеводе о запрещении по реке Баргузин пашенного дела как наносящего вред соболиному промыслу, все служилые люди из Баргузинского острога со всем скарбом и сельскохозяйственным инвентарем были погружены на суда, перевезены к Иркутску и поселены в окрестных селах вокруг города.
1696 год
2 ноября. Получена грамота Сибирского приказа с требованием «написать на холсте» чертеж города для составления атласа Зауральских земель.
1697 год
28 марта. В Пасху, при хождении со святыми иконами и животворящим крестом по помосту вокруг Спасской церкви, последний от многолюдства обвалился, и многие прихожане побились до смерти.
28 мая. По грамоте Сибирского приказа енисейский иконник Максим Прокопиев представил «Иркутский чертеж до Кудинской слободы», вошедший затем в знаменитый атлас Семена Ремезова. Чертеж был отправлен в Тобольск.
Для пожарного времени построено два амбара, в каждом находилось двое вил железных и к ним шесть колец с пробоями для быстрого растаскивания домов.
На колокольне Спасской церкви поставлены «часы с перечасьем».
1698 год
Священнослужители Спасской церкви донесли Сибирскому и Тобольскому митрополиту Игнатию, что храм сильно обветшал и проводить в нем службы невозможно.
1699 год
1 января. На этот день в Иркутске было: ПО посадских дворов (в 1681 г. 27, в 1686 г. 32), число казаков конных 143, пеших 150 человек (в 1673 г. 25, в 1681 г. 44). Всего проживало в городе около 1000 человек, в том числе служилых 428, дворян 2 (Андрей и Яков Бейтоны).
Подьячими приказной избы избраны А. Курдюков, Е. Самойлов, Т. Ослоповский и Е. Романов.
Для приведения в исполнение приговоров в Иркутске работал «заплечных дел мастер» Гаврила Пастухов.
Причтом иркутского Знаменского монастыря в истоке Ангары, у пристани в с. Никольском, освящена часовня в честь свт. Николая.
1700 год
Великий Государь Петр Алексеевич повелел для хранения и продажи товаров построить в Иркутске гостиный двор.
Автор: Колмаков Ю.П. Источник: Иркутская летопись 1661-1940 гг. / Составитель, автор предисловия и примечаний Ю.П. Колмаков. - Иркутск: "Оттиск", 2003.
1695 год
Отправлен из Москвы воевода Полтев, которой дошед Ыркуцкаго ведомства до Идинскаго острога, помре.
1696 год
Жена ево Полтева с малолетным сыном Николаем пришла в Ыркуцк, и казаки, согласясь, усоветовали быть оному малолетному Полтеву управлять в Ыркуцкой канцелярии до указу**, а к нему выбрали в товарыщи сын[a] боярскаго Ивана Перфильева. А Савелова за обиды сменить. И потом пошли несколко казаков к Савелову в дом и взяли в канцелярию слушать указу. И при том говорили, ежели честно не пойдет, то взят будет нечестно. И оной Савелов в канцелярию пошел, а Полтева малолетнова дятка принес на руках. А Перфильева привели и Савелова сменили. Со слезами Полтев плакал, к матери просился. А Перфильев в команду вступить не желал, а Савелову команды здать не хотелось. И были оные Полтев и Перфильев 1699 году по октябрь месец.
**Малчик воеводою был избран.
1698 год
Апреля 8 дня приехал в Ыркуцк отправленной в Китай с казною первый купчина Спиридон Лянгусов, которой того ж году и отправился из Иркуцка, а з границы в Китай отправился 1699 года.
1699 год
Прибыл из Москвы воевода Иван Николев и Полтева с Перфильевым сменил и был по 1701-й год. А Николай Полтев с матерью отпущен в Москву.
В октябре месяце прибыл отправленной в Китай с казною купчина Григорей Боков, которой и отправился из Ыркуцка в 1700-м году.
Прибыл ис Китай с корованною казною купчина Лянгусов и того ж году отправился из Ыркуцка наниз.
Бывшей воевода Афанасей Савелов отпущен в Москву сентября 19 дня.
По грамоте из Сибирскаго приказу велено бывшему в Мангазее воеводе Юрью Шишкину быть в Ыркуцке воеводою. А прежде ехать в Красноярск и обще с воеводами илимским Федором Качановым, с нерчинским Петром Мусиным-Пушкиным изследовать о бывшем красноярском воеводе Мироне Башковском, а в Ыркуцк отпустить ему Шишкину на смену Николеву сына своего Михаила, который и прибыл в Ыркуцк в 701-м году ноября 6 дня и Николева сменил.
Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996
Летопись губернского города Иркутска
В 1691 г. апреля 4 дня прибыл из Москвы в Иркутск с грамотой о рождении государыни цесаревны Феодосии Иоанновны стольник Федор Оттаков.
В 1692 г. в октябре месяце прибыл из Москвы в Иркутск воевода князь Иван Гагарин11 и прежняго воеводу Кислянскаго сменил и был по октябрь месяц 1695 г., а Кислянский отбыл в Москву.
В 1693 г. в июле месяце оный Гагарин зачал в Иркутске строить город деревянный.
В 1693 г. начата в Иркутске за городом12 строить первая соборная Богоявленская церковь деревянная.
Прибыл из Москвы в Иркутск отправленный в Китай посланник Елизарь Избрант, который и отправился в Китай, а возвратился из Китая и отправился в Москву в 1694 г.
В 1695 г. в октябре месяце прибыл из Москвы в Иркутск воевода Афанасий Савелов и князя Гагарина сменил и был по октябрь месяц 1696 г. и в бытность свою чинил служивым немалыя нападки и обиды, так что и от выдачи жалованья немалыя брал взятки.
В 1696 г. в июне месяце прибыли из-за Байкала моря на дощаниках пятидесятники: селенгинский Максим Березовский, удинский Иван Алемасов с служивыми в 200 человек, якобы за хлебным жалованьем, и из них некоторые намерены были воеводу Савелова убить, который, сведав их бунт, заперся с служилыми в городе с таким мнением, ежели те злодеи приступ станут чинить, тогда намерен был стрелять; и стоя они под городом, чинили жителям онаго обиды и зорничество, почему и послали их уговаривать, по провиант же на жалованье им по приказанию Савелова посылали самих их на Усть-Белу, токмо они по упрямству своему туда за тем провиантом плыть не захотели; тогда воевода Савелов паки послал к ним служилых под видом уговаривания, а между тем велел у дощаников отрубить причалы, что и было исполнено, и тем самым принудил их плыть вниз по Ангаре; о каковых поступках Савелов писал в Москву в Сибирский приказ с нарочными служивыми, о коих сведав, помянутые злодеи на дороге их караулили, и когда на них наплыли, то зачали стрелять и одного из них убили, а другаго, поймав и насыпав песку, в воду посадили, а двое ушли в лес и уплыли к Москве, и потом из Сибирскаго приказу в 1698 г. прислана грамота с повелением о том бунте исследовать и разыскивать, и по следствию главные по тому бунту заводчики повешены.
В 1696 г.13 августа 11 из иркутских подгородных улусов новокрещеные, сын боярский Петрушка Таншин и Васька Степанов да с ними мунгальская законница Эрдени-тоин да мунгальских выходцев 40 человек, изменя бежав, и отогнали у разных чинов конный табун, за которыми из Иркутска посланы были служивые люди, кои, нагнав их, учинили с ними бой, и на том бою из служивых одного убили да одного служивого же и двух братских ранили, однако ж половину табуна от изменников отбили и потом паки за ними погнались и, не доехав до Тункинскаго острогу, догнав, учинили вторичный бой, на коем Петрушку и законницу, также и других, побили да 10 человек в полон взяли и привезли в Иркутск, кои и казнены смертью.
В 1695 г. отправлен из Москвы воевода Семен Полтев, который, дошед до Иркутскаго ведомства до Идинскаго острога, помре, а жена его с малолетним сыном Николаем в 1696 г. пришли в Иркутск, где казаки согласясь сделали совет, чтоб быть оному малолетнему Полтеву в управлении дел в Иркутской канцелярии впредь до указу, а к нему выбрали в товарищи сына боярскаго Ивана Перфильева, а Савелова за обиды сменить14 , и потом пошли несколько казаков в дом к Савелову и звали в канцелярию слушать указу, проговаривая при том, если он честно не пойдет, то взят будет нечестно, и потому Савелов принужден идти в канцелярию, а малолетнего Полтева принес в оную дядька на руках, куда и Перфильева привели, и Савелова сменили, из коих Полтев слезно плакал, к матери просился, а Перфильев в командование вступить не желал, Савелову же сдать команды не хотелось; однако ж оные Полтев с Перфильевым были 1699 г. по октябрь месяц.
1698 г. апреля 8 дня прибыл в Иркутск отправленный в Китай с казною первый купчина Спиридон Лянгусов, который в том же году отправился из Иркутска, а с границы в Китай отбыл в 1699 г.
1699 г. прибыл из Москвы в Иркутск воевода Иван Николев и Полтева с Перфильевым сменил и был по 1701 г., Полтев же с матерью отпущен в Москву.
1699 г. в октябре месяце прибыл в Иркутск отправленный в Китай с казною купчина Григорий Боков, который и отправился из Иркутска в 1700 г.
Прибыл из Китая с караванною казною купчина Лянгусов15 и того же года отправился из Иркутска наниз.
1699 г. сентября 19 дня бывший воевода Афанасий Савелов отпущен в Москву16.
1699 г. по грамоте из Сибирскаго приказа велено бывшему в Магазее воеводе Юрию Шишкину быть в Иркутске воеводою17, но с тем, чтоб прежде ехать в Красноярск и обще с воеводами илимским Федором Качановым и нерчинским Петром Мусиным-Пушкиным исследовать там о бывшем воеводе Мироне Башковском, а в Иркутск ему, Шишкину, на смену Николеву отпустить сына своего Михаила, который и прибыл в Иркутск ноября 6 дня и воеводу Николева сменил.
11 Иван Петрович Гагарин пользовался доверием правительства и лично царя Петра I. Ему был поручен надзор за высланными в сибирские города мятежными стрельцами, причем даны полномочия, не доводя до сведения царя, казнить смертью всех, «кто заведет смуту или будет уличен в укрывательстве мятежников и воров».
12 Имеется в виду строительство церкви за пределами острога, на посаде.
13 Летопись П.И. Пежемского относит бегство бурят и казнь конокрадов к 1695 г. Там же указана фамилия новокрещеного сына боярского: Тайшин.
14 Эпизод избрания иркутским воеводой малолетнего Николая Полтева в данной летописи изложен более подробно, чем в других источниках. Летопись П.И. Пежемского сообщает об этом событии под 1695 г. Прибывший в 1695 г. на воеводство Афанасий Савелов (в летописи П.И. Пежемского везде пишется «Савельев») за короткий срок вызвал массовое недовольство как жителей города, так и бурятского населения. Летом 1696 г. Иркутск выдержал осаду бурят из близлежащих улусов и восстание прибывших из Забайкалья казачьих отрядов.
15 Летопись П.И. Пежемского относит возвращение купеческого каравана Спиридона Лянгусова (в ней фамилия указана как Лишусов) к 1700 г.
16 По сведениям И.К. Кирилова, в 1725 г. стольник Афанасий Савелов заведовал в Москве раскольнической конторой синодского ведомства. Он занимался сбором денег с раскольников, а «с бородачей — за бороды денег». Не бедствовал он, по-видимому, и материально, так как был совладельцем двух заводов — в Московской губернии и Твери.
17 Летопись П.И. Пежемского относит назначение на воеводство Юрия Шишкина к 1701 г. Этот эпизод изложен здесь более детально, чем в летописи П.И. Пежемского. Юрий Шишкин до 1702 г. находился к Красноярске, занимаясь следствием по делу воеводы Мирона Башковского, а Иркутском управлял его сын Михаил. По прибытии Юрия Шишкина в июне 1702 г. в Иркутск Михаил стал при отце воеводским товарищем.
Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996
1691 год
Апреля 4-го прибыл из Москвы с грамотою о рождении государыни царевны Феодосии Иоанновны стольник Федор Атласов.
В Якутске начальствовал стольник и воевода Иван Михайлович Гагарин.
1692 год
В октябре прибыл в Иркутск из Москвы воевода князь Иван Гагарин63 и прежнего воеводу Кислянского сменил, а Кислянский отбыл в Москву.
Для безопасности границ по повелению китайского богдохана по Амуру построен город Тейтсикарь, который и стал заведывать жителей амурских, кои покорились маньчжурам по случаю испрошенного против россиян им вспоможения, которое состояло в многочисленном войске.
Тейтсикарь, город на северной стороне Амура, окружен двойною стеною, первая обнесена сваями, а другая сделана из земли, так как и домы их построены из земли же. Власть градоначальника простирается и на вновь построенные тогда же города: Мергень и Сахалян, Мудур Улахотонь, то есть Черныя реки. Как по окончании мирного с Китаем дела при первой расторжке россияне, купчины получали много барыша, то на возвратном пути боярин Головин получил весьма милостивую царскую грамоту и несколько золотых и серебряных медалей для награды бывших в свите посольской чиновников, а по прибытии в Москву пожалован боярин Головин генералом кригс-комиссаром, да и к китайскому богдохану для уверения царского дружелюбия послан посол Избрант Идес, родом датчанин64.
1693 год
Прибыл в Иркутск отправленный из Москвы в Китай посланник Елизар Избрант, который и отбыл в Китай.
В июле воеводою Гагариным построен деревянный город с башнями, а за городом построена первая соборная Богоявленская церковь деревянная. Тогда в Иркутске крепостное строение было возобновлено воеводою князем Гагариным.
1694 год
В Иркутске получена первая печать серебряная, на ней вырезан бабр, несущий во рту соболя с надписью бабр.
Бывший в Китае посланник Елизар Избрант возвратился оттуда и отправился в Москву.
Забайкальские монголы, бурятами называемые, из закитайской границы перешедшие добровольно, объявили себя российскими подданными и ясашно платежными. Они называются вообще цонгольские буряты и разделяются на табангутские и даурские роды. Сих родов был владетель Ботон-хан, который с семействами всех своих родовичей объявил себя российским подданным в городе Селенгинске.
1695 год
Из подгородных иркутских улусов новокрещеные: сын боярский Петрушка Тайшин, Ванька Степанов, да с ними-мунгальский законница Ердани-ноин, да мунгальских выходцев 40 человек, изменив, бежали августа 11 дня, у разных людей конные табуны отогнали. За ними послана погоня, которая, нагнав, вступила с ними в бой. Из служивых одного убили, одного ранили, а из бунтующих двоих ранили, половину табунов отбили. Бунтовщики пустились в бег, служивые их преследовали и, не доехав Тункинского острога, нагнали, вторично вступили в бой, и на том бою изменники Петрушка, законница и другие убиты, а остальные 10 человек в полон взяты, кои, по приводе в Иркутск, и казнены.
В октябре месяце в Иркутск прибыл из Москвы воевода Афанасий Савельев [и] князя Гагарина сменил. Он служивым чинил нападки и тем навлек на себя ропот от всех городских жителей. По сему случаю отправленный на место его воевода Семен Полтев, дошед Иркутского ведомства до Идинского острога, умер.
В Якутске были стольники и воеводы Михайло и Дмитрий Арсеньевы.
1696 год
Воевода Савельев имел пристрастие к корыстолюбию и к нападкам, у служивых людей удерживал жалованье в свою пользу, а тем самым подчиненных довел до ропоту и негодования; потому прибыли из-за Байкала на дощаниках с командами пятидесятники: селенгинский — Максим Березовский, удинский — Иван Алемасов, всего с 200 человек, якобы для хлебного жалованья, но более с намерением, чтоб воеводу Савельева убить за чинимые им обиды. Воевода, сведав о сем умысле, заперся со служивыми в городе, а противная партия стояла под городом на дощаниках, чинила жителям обиды и озорничества. Воевода приказал, ежели будут чинить приступ, то в них стрелять. Потом послал уговаривать, чтобы они от таких наглостей и гнусных поступков удержались, а плыли бы за хлебным жалованьем на устье реки Белой, но они, упрямствуя, плыть не хотели, а желали намерение свое исполнить. Не осталось воеводе Савельеву более делать. Он приказал у дощаников, на которых те возмутители были, причалы рубить, и отрублены. Тогда они пустились вниз за провиантом на устье реки Белой. О таковых поступках воевода Савельев отправил по Ангаре же четырех служивых с донесением в Москву, в Сибирский приказ. Но возмутители о сем узнали. Посему, как сии последние на них наплыли, то возмутители в них стреляли и одного убили, одного, поймав и насыпав в платье песку, связанного в воду посадили, а двое оставшихся спаслися бегством, уплыли вниз по Ангаре и то донесение доставили, по которому на смену Савельева и был отправлен вышеупомянутый Полтев65.
Из Сибирского приказа от 18 февраля прислана печать в Иркутск второй раз со следующим описанием: «Великого Государя Царя и Великия и Малыя и Белыя Россий самодержца, печать в Иркутском серебряная, на ней вырезан бабр, несущий во рту соболя, а от головы бабра вырезана надпись: печать Государевой Земли Сибирския». Звери сии для того удостоены изображения на печати, что первый, бабр,— из всех в Сибири зверей реже, а соболь по множеству и дороговизне своего рода торговлею очень славен в Сибири.
В Анадырском остроге был приказчик, Морозко, имел толмача и подьячего.
Умершего воеводы Полтева жена с малолетним сыном Николаем пришла в Иркутск, и казаки, согласясь, усоветовали оному малолетнему управлять в Иркутской канцелярии делами до указа, а в товарищи к нему выбрали сына боярского Ивана Перфильева, а Савельева за обиды сменить. И потом несколько человек казаков к Савельеву в дом и звали в канцелярию слушать указ, говоря при том: «Ежели честно не пойдешь, то взят будешь нечестно»,— по которому позыву не находил способы Савельев отозваться, а принужден был иттить в канцелярию. Тогда Полтева малолетнего принес дядька на руках, которой, просясь к матери, плакал, и Перфильева привели, которому вступить в правление не хотелось. И сколько бы он ни отказывался, но принужден был принять команду, а Савельеву также не желалось лишиться правления, но, видя принуждаемые обстоятельства, учинили смену, и были Полтев с Перфильевым во управлении неволею66.
1697 год
Из Москвы, из Сибирского приказа от 31-го января прислана печать серебряная в город Якутск со следующим отписанием: «Великого государя Царя и Великого князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Россий самодержца, печать в Якутском серебряная, вырезан на ней орел, поймавший соболя. Около орла вырезана надпись: «Печать Великого Государя новыя Сибирския Земли, что на великой реке Лене».
Анадырск назывался острогом, а в нем был правителем из казачьих старшин Лука Семенов, сын Морозко, имел при себе сборщика (приходчика и расходчика) и толмача (переводчика) и целовальника (казначея).
Управитель Анадырского острога послал пятидесятника Владимира Атласова овладеть рекою Камчаткою и собирать с тамошних жителей ясак67. Для покорения сей страны дано было Атласову 60 казаков, а оные подговорили туда с собою еще 200 человек юкагиров. Сим числом народа у камчадалов были истреблены два укрепления и построен острог. Вслед за ним из Анадырска же послан сибирский дворянин Кобелев с 100 человеками русских вообще с иноверцами, которые у камчадалов приступом взяли еще три укрепления. Вскоре и третья партия командирована под предводительством сибирского дворянина Василия Колесова, который, производя военные действия, между тем посылал 30 казаков и в море на кожаных байдарах в погоню за беглыми камчадалами, которые хотя беглецов не поймали, но с островов, ими найденных, вывезли их оружие, несколько кусков золота и платье шелковое. Сего года одна впадающая в реку Камчатку с левой стороны речка Капучь казаками названа Крестовою, потому что близ устья ее они поставили крест с следующею надписью: «1697 года, июля 5 дня поставил сей крест пятидесятник Владимир Атласов с товарищи 55 человек».
1698 год
Прибыл в Иркутск отправленный в Китай с казною первый купчина Спиридон Лянгусов, который того лее года из Иркутска отправился на границу.
В Якутске начальствовал стольник и воевода Дорофей Афанасьевич Траурнихт, а при нем был дьяк Максим Романов.
1699 год
Прибыл из Москвы в Иркутск 3-й воевода Иван Николаев68, Полтева и Перфильева сменил, а Николай Полтев с матерью отпущен в Москву. Того же года в октябре прибыл отправленный в Китай купчина Григорий Баков (а по другим известиям Боков). Из Китая возвратился с караванною казною купчина Лянгусов и отбыл из Иркутска вниз. Бывший воевода Савельев отпущен в Москву сентября 19. По грамоте из Сибирского приказа велено бывшему в Мангазее воеводе Юрию Шишкину быть в Иркутске воеводою, но прежде ехать в Красноярск и вообще с воеводами: илимским — Федором Казаковым и нерчинским — Петром Мусиным-Пушкиным,— о бывшем красноярском воеводе Мироне Башковитом исследовать69, а в Иркутск отпустить ему, Шишкину, на смену Николаеву сына своего Михаила.
В Нерчинске был полномочный китайский посол, с которым кроме чиновных было 5000 человек воинов.
1700 год
Из Томска и Красноярска посланные казаки 128 человек в киргизских улусах, при реке Л юсу бывшие, главных изменников 150 человек убили и начальника их князя, знатных вельможей с семействами, всех 50 человек, поймали, но тем киргизское возмущение не пресеклось.
В Сибири так, как и российские государственные служители, торговым и ремесленным людям по указу царскому брили бороды*, и вообще, как мужчинам, так и женщинам, велено было перешивать платья по немецкому покрою. Сия новизна коснулась и иркутских пределов. Всякий, не повинующийся царскому указу, должен был за старинное платье платить штраф по 1 рублю, а за бороду — по 10 копеек при всяком разе, когда только на улицах усмотрены были; а в противном случае цирюльники тогда же лишали бороды, а платье женское подрезывали и расстригали ножницами.
В городе Якутске при стольнике и воеводе Дорофее Афанасьеве сыне Траурнихте в писцовой книге апреля 27 дня записано: «И Якутской выгонной земли быть от Шестаковки до Мархи».
Забайкальские буряты все держатся далай-ламской веры по Шигемониевой секте70. Почитают они за таинственные изображения, которые изобрели и начертали смертным, вдохновения для употребления к их счастию и благоденствию. О идее изображаемого ими божества в виде трех шаров, объятых пламенем, втуне бы было распространяться, потому что и сами истолковать не в силах, а остаются при одном непонятном звуке слов, в коих тщетно ожидать лучшего объяснения. Закон сей приняли они сего года за главнейшую эпоху. Первый проповедник закона их — Шигемони, получивший посредством веры начальство над бесчисленными мирами, созданными из хаоса. Сии миры почитаются определенными так, что в настоящей жизни нельзя достигнуть, но разве во меру содеянных в сей жизни добрых дел прилунится. Они в смутном своем понятии верят, что сотворение света уже не первое и не есть последнее. Посему при расставании иногда благословляют другу о свидании в будущих бытиях новых миров. Разрушение или преставление света по их вере воспоследует непременно, чтобы опять дать место новым. По их учению душа по разлучении с телом должна явиться царю ада, который по осуждении ее дел определяет наказание, однако ж не вечное. Душа по вытерпении адских мучений отсылается иногда жить в каком-нибудь животном, соразмерно ее грехам. Ад состоит из многих веществ и животных, кои или возбуждают страдание в душе, или терзают ее. Соответственно их понятию между ими употребляется клятвенная присяга. Заслуживает особливого примечания, с которой перевод следующего содержания:
«Ежели я из сожаления, по дружбе или из пристрастия не уличу виновного либо ложным свидетельством по злобе или ненависти сделаю поношение невинному, то пред Царем светов возлагаю на себя клятву: Да восстанут на меня всех зол судьбы предопределения, и буду я терпеть лютое из множества вещей и животных, возбуждающих в душе страдания и терзания ее. Если же не постигнет зло сие меня в нынешней маловременной жизни людей, то да исполнится непременно прежде разрушения сего света, и в будущих бытиях новых миров не избегнуть оного. Совершится на мне мука сия, сперва в нестерпимой жажде и алчности: тогда уста мои будут столь малы, как игольные ушки, горло, как тонкой волосок, но желудок так велик, как тучная паства, а ноги столь слабы, как трава ковыль**, и в тот час вольют в меня растопленный металл, с клокотом кипящий в большом котле, после преобразуюсь я для страдания в разные твари: дворовою скотиною с копытами буду за ноздри привязан, обвьючен, объезжен, убит и съеден; потом конем краденым, уведенным и также убитым; после, обитая в хищных зверях, скоро острым оружием поражен, подстрелен, в яме изловлен и в пасте давленный, тогда ж быть коже содранной и в груди разрезанной; в птицах также буду убиваем и в рыбах стану попадать нечаянно в сети и невода, вдруг и по переменкам претворюсь я в пресмыкающиеся гады, насекомые. Коротко заключаю последними словами, что никогда в человеческое тело мне не переселяться, но в бездне преисподней утопать, где за несправедливость мою злые духи довершат на мне несносные адские три мучения, да буду беспрестанно огнем гореть и в зловонном кипятке вариться, пребывая в целости, потом стану зябнуть, дрожать, знобиться, цепенеть, колеть, перемерзать, болеть телом, в пузырях и опухоли, с раздроблением костей моих на сто тысяч частей, и в то же время с лютым морозом соединятся еще восемнадцать несказанно ужасных мук во все части тела моего, и, напоследок, в бесконечной живности буду вдоль и поперек распилен, в куски изрублен, мелко истолчен, иссушен, жестокими бурями рассеян в том темном мраке, в котором мучительный стыд все пороки лукавых заключает вечно».
*Брадобритие продолжалось до 1724 года.
**Ковыль-трава (Herba Destitudas), растущая при всех бурятских кочевьях, отламываясь от ветру на песчаных степях, в осеннее время валится.
63 Гагарин Иван Петрович, князь, занимал различные должности при дворе. С 1679 г. был воеводой в различных городах Сибири: Илимске (1679—1683), Иркутске (1692— 1695), затем был якутским воеводой.
64 Избрант (Елизар Елизарович) Идес, датчанин, занимался торговлей с Россией, в 1687 г. переезжает в Москву. Был выбран Петром I в качестве главы русского посольства в Китай (1692— 1694). Миссия Идеса была удачной, и русско-китайская караванная торговля приняла более регулярный характер.
После возвращения из Китая занимался судостроением в Архангельске.
65 Восстание в забайкальских острогах было в общем русле казацких выступлений в Красноярске в 1695 г. Основные причины их — недовольство воеводским произволом и стремление к казацкому самоуправлению. Предводители забайкальских казаков А. Березовский, Д. Таракановский, П. Арсеньев объявили на иркутского воеводу А.Т. Савелова «государево дело» и стремились поднять иркутских казаков и стрельцов. Однако служилая верхушка их в тот момент не поддержала, и осада Иркутска была безрезультатной. Между тем жалобы и челобитные на беззакония Савелова привели к тому, что на смену ему был отправлен стольник С. Полтев, который умер, не доехав до Иркутска (подробнее см.: Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991. С. 313—319).
66 Недовольство горожан действиями воеводы А. Савелова и приезд в Иркутск вдовы воеводы С. Полтева с малолетним сыном были использованы городской верхушкой в своих целях. В начале 1697 г. Савелова сместили и заменили малолетним Николаем Полтевым, в товарищи которому избрали иркутского сына боярского И.М. Перфильева. Последний фактически и управлял городом до приезда нового воеводы И.Ф. Николева в окт. 1698 г. Сибирский приказ, узнав о событиях в Иркутске, поспешил придать им законную форму и признать полномочия младенца-воеводы. Савелов же был арестован и попал под следствие. Иван Максимович Перфильев происходил из семьи известного первопроходца Максима Перфильева (см. о нем примеч.20), служил сначала енисейским, затем иркутским сыном боярским, выполнял различные административные и хозяйственные обязанности, не раз ездил послом в Монголию, был приказчиком Иркутского и Селенгинского острогов, а в 1686 г. даже заменял самого воеводу в Енисейске. Перфильевы владели несколькими заимками и селами около Иркутска, работали в их хозяйстве и дворовые люди. У него было три сына — Иван, Василий и Остафий, которые прочно осели в Иркутске и в начале XVIII в. состояли в купечестве.
67 Атласов Владимир Владимирович, русский землепроходец, исследователь Камчатки. В 1697— 1700 гг. предпринял поход на Камчатку, в результате которого она была присоединена к России. Совершил еще два похода в эти земли. В январе 1711 г. был убит восставшими казаками.
68 Точнее: И.Ф. Николев.
69 В историю эти события вошли под названием «красноярская шатость», и связаны они с восстанием 1695— 1698 гг. в Красноярске. Казаки, поддерживаемые посадскими и частью ясачных инородцев, отказали от воеводства «лихоимцу» Алексею Башковскому и послали выборных в Москву просить хорошего воеводу. Но им назначили родного брата Алексея — Мирона. Красноярцы же его не приняли, как и еще двух воевод. Почти три года город и уезд были во власти восставших, которые из своей среды выбирали доверенных людей. Только при опытном и умном воеводе П.И. Мусине-Пушкине, который фактически оправдал красноярцев, обвинив своих предшественников «во многих неправдах», восстание прекратилось (Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом. XVII—XIX века. Красноярск, 1990. С. 39—40).
70 Речь идет о ламаизме как одной из форм буддийской религии. См. также примеч. 8. Неоднократное обращение А. Лосева к религиозным представлениям бурят и монголов свидетельствует об его большом интересе к культуре и религии этих народов.
Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей