Новости

Летопись Лосева

1601 год

Из монгольских* владетелей, древних здешнего края обитателей, Алтан-хан называемый, имел с калмыками продолжительную войну и приводил их в ужас9. Во время сих военных действий телеуты, народы происхождения татарского, явились в городе Томске для испрашивания себе защиты и объявили себя российскими подданными, всего до 1000 человек.

Вслед за теми покорились добровольно же и другие народы, бывшие в подданстве у мацкого князя Читы, или правильнее Чаты10. Все сии народы природные жилища имели на западном берегу Оби, до самой ея вершины.

*Примечание бывшего переводчика Игумнова7: «Монголы в китайской истории с лишком за 2000 лет до Р.Х. упоминаются; род жизни их не показывает и теперь следов, чтоб они когда-нибудь  имели неподвижные жилища. Монгольские книги, в 13 и 15 столетиях изложенные, необыкновенной величины, что превосходит вероятия, из которых имеют они одну Галжур, еще не приведенную, на 108 томов в лист, из коих каждый содержит около 1000 страниц, и все наполнены проповедью шигемонианской веры8. Но в одной их книге упоминается о том, что буряты и калмыки суть племена монголов, наследственное право было тому основанием, что чингисхановы потомки лучше хотели с уделами своими перекочевать, нежели соединенно составлять одно государство. Постепенным раздроблением сего народа наследственными владельцами, происходящими от крови чингисхановой, по завоевании Китая некоторые признали владычество Манжурского государя, овладевшего Китаем, и принадлежат дракону Манжурскому, а иные, удалясь к северу, разделились на разные роды, в 15 и 16 столетиях в разных странах покорялись России».

1602 год

Кузнецкие татары были россиянам уже известны, но для покорения их требовалось умножение казачьего войска, которого тогда было мало, хотя небольшие казачьи партии к их ордам приходили и, сделав на удобных местах засеки, предлагали татарам требования о взносе ясака, притом настаивали, чтоб в знак верности дали бы аманатов из детей своих. Но сие требование татарами было отвергнуто — с того времени россияне и татары, хотя готовились к войне, но сие предприятие по причине многих трудностей и недостатков совершалось медленно.

1603 год

Калмыками называемые буруты, или буряты, многолюдным обществом от калмыкских наездников наиболее других претерпевали нападения, то будучи в страхе, в великом количестве ушли прочь из родины своей. Они были выходцы бухарские — имели хана Токтамыса, сына Цадева, скитаясь в пустынях, проходили через реку Ишим, в то время убежал у них многочисленный табун лошадей, то для отыску оных оставались 33 табунщика, а при них было только 3 женщины. По случаю отлучки табунщиков на долгое время за отысканием лошадей своих от сотоварищей так они отстали, что и нагнать их не могли, а потому расположились жить при реке Ишиме. Сии пришельцы вскоре после того казаками и покорены без сопротивления. Они себя назвали хазак, что по словам их значит заблудившихся.

1604 год

Соёты, а по другим запискам киргизцы, не в большем числе при енисейских порогах казаками побежденные и в ясашный платеж с прочими наравне обложенные, себя сознавали от некоего корения татарской породы произошедшими.  Они природное жительство имели по рекам Оби и Енисею. На тех местах, где были их улусы, россияне приметили много развалин древних в виде каменных маяков, с которых опытом дознали, что оные — суть могилы неизвестных народов, необычайно большими каменьями выкладенные11.

Построен сего года казаками город Томск12.

1605 год

Тобольские казаки приходили в татарские улусы к князю их Базаясу, при реке Оби живущему, от которого требовали за весь род его ясашный платеж, но в том им было отказано. Сей отказ был поводом к войне. Хотя скоро появились россияне вокруг всего улуса татарского в боевом порядке, но без дальних успехов, потому что калмыки, на помощь к татарам в многолюдстве прибывшие, не допустили казаков сего года достигнуть намерения своего.

1606 год

Те же казаки на татарские улусы учинили столь сильное нападение, что разбили неприятельскую многолюдную толпу. От сего поражения хотя ужас российского оружия татары чувствовали, но ясака и аманатов еще не дали. А ближние около самого города Томска кочевые ясашные народы, еще не совершенно в подданство приведенные, взбунтовались; также и князец Намча нападал разбойнически на верноподданных татар, многих убивал и жилища их истреблял.

1607 год

Казаки узнали от остяков, что они видели тунгусов на реках Тунгусках; то и посланы были туда из города Мангазеи казаки под предводительством Березовского и Кашмалова с товарищи. Они в провождении остяков поход совершили и 19 человек тунгусов объясачили; получа с каждого человека по два соболя, возвратились в Мангазейск. Напротив того томские и кетские казаки, идучи к татарам за ясаком, встречали много трудностей и сопротивления, не сделав полезного, возвратились без всякого успеха.

1608 год

В прошедшем году на реке Тунгуске объясаченные тунгусы неизвестно почему подать платить отказались и сборщиков убили. По таковому вероломству их посланные из Кетского острога казаки с зырянами и остяками к платежу ясака уговорить не могли, а потому и произошло решительное сражение, на котором упрямые тунгусы были убиты.

1609 год

Хотя тунгусы объявили казакам независимость свою, однако ж старались избежать решительного сражения. И для того с реки Тунгуски разошлись в разные стороны, но не были безопасны от поисков. В то самое время Манзуй и Бокой, знатнейшие теленгутские князи, жили между рек Анюя и Чарыша, в Обь протекающих; а от оных далее еще реки Алба и Кингир их же родовыми людьми обитаемы, мимо которых идучи сын боярский Вельянов в калмыкские жилища, Контайше принадлежащие, и был он у Контайши (июня 27 дня) на уединении для некоторых переговоров, при реке Харкир под горою Мурзарат. Личное сие свидание по взаимным несогласиям не произвело существенной выгоды, от того ожидаемой. Исполняющий должность посланника Вельянов взят под караул и содержался до марта месяца. При выпуске из-под караула опять был Вельянов у Контайши (марта 1-го числа) на уединении — тогда Контайша объявил свое неудовольствие на пограничных управителей, из Томска посылаемых, которые подданных его обидели, угрожал опустошением российских поселений, если не будет удовольствован. Контайша подговаривал киргизцев к нападению с ним вдруг на российские поселения. Телеуты*, народы бедные и малочисленные, жили в прежние времена между калмыками при самых вершинах реки Оби. Но как они, оставя прежние свои жилища, добровольно поддались России, то даны им земли близ города Томска между татарскими ордами, однако ж не все телеуты вышли из жилищ своих, а большая часть их осталась у калмыков.

*Телеуты природный свой язык забыли, иные говорят по-татарски, а в российских приказных делах называются они белыми калмыками.

1610 год

Остяки**, по их преданиям от пермяков происходящие, при реках Кети и Томи жившие, в языке своем во многом на самоедов сходствующие, называемые по родам архия, котовы, кабалы и ассаны, пришедши на реку Верхнюю Тунгуску, живущих там тунгусов ясашно-платежных несносными обидами притесняли и разоряли; да и казачьим небольшим отрядам сопротивлялись так, что и казаки робели, а тунгусы чувствовали всеобщий страх, будучи угнетаемы остяками, при опасных положениях мало-помалу расходились в разные стороны.

Между тем алтырцы и белтырцы, за один народ киргизцами считаемые, добровольно пришли в российское подданство в то самое время, как средняя орда киргизцев от России отстала, коих бунт быте известен в минувшем году.

**Остяк, или юштяк, значит у татар то ж е, что у греков варвар, или дикий, — так утверждали древние писатели, но известия их без доказательства слабы и неудовлетворительны.

Примечания

7 Игумнов Александр Васильевич (1761 — 1834), русский монголовед и синолог, в 1781 — 1782 гг. был в составе Пекинской духовной миссии, в первой четверти XIX в. служил губернским переводчиком в Иркутске, автор многих работ по истории и религии монгольский племен.

8 То есть буддийской. Шигемуни — под этим названием у монголов известен Будда Сакьямуни, или Шакьямуни, основатель и проповедник буддизма.

9 К началу XVII в. монгольские земли находились в состоянии феодальной раздробленности. В землях западных монголов (ойратов) образовалось Джунгарское ханство, в Северной Монголии (Халхе) крупнейшими владетелями были династии Алтын-ханов, Тушету-ханов и Цэцэп-ханов. Алтын-ханы вели бесконечные войны с ойратами и калмыками.

10 Телеуты, или белые калмыки,— тюркоязычный народ, кочевавший в Приобье. По соседству с ними проживали чатские татары. Окончательный разгром в авг. 1598 г. Ку чума и его людей послужил причиной принятия этими народами русского подданства. Чатские татары объясняли, что не могли сделать этого ранее, потому что боялись Кучума. Земли этих народов, а также барабинских и теренинских татар вошли в состав Тарского уезда. Телеуты, приняв русское подданство, откочевали в район Телецкого озера.

11 Вероятно, имеются в виду захоронения, принадлежавшие скифо-сибирским народам (VIII—III вв. до н.э.) и сменившим их гуннам (III в. до н.э.—IV в. н.э.). Они делали захоронения в виде земляных курганов, окруженных каменной оградой.

12 Томский острог был поставлен летом 1604 г. по просьбе князьна Тояна на его землях отрядом русских служилых людей под командованием В. Тыркова, Г. Писемского, Д. Юрьева. Он был базой для исследования порубежных «немирных землиц» от Алтайских гор до верховий Енисея. Наряду с Тарой, острог был главным оплотом обороны южносибирских земель от набегов калмыков, киргизов, ногайцев и других южных соседей. Активизация их действий совпала с временным ослаблением Московского государства в первом десятилетии XVII в. Ниже А. Лосев приводит основные сведения о набегах на южносибирские порубежные земли, а также о восстаниях некоторых сибирских племен.

Источник: Летопись города Иркутска. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хронология | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2016 | Дата последней редакции в Иркипедии: 01 марта 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: XVII век | Летописи и хроники | Хронологический