Падение Юаньской династии в 1368 г. знаменует собой начало нового этапа в этнической и политической истории не только Центральной Азии, но и сопредельных регионов. В конце XIV в. начлись длительные междоусобные войны между восточными и западными феодалами Монголии, одной из главных причин которых была борьба за господство над торговыми путями в Китай через Монголию (История Монгольской Народной Республики. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Наука, 1983. - С. 180-187).
Инициаторами междоусобных раздоров между западными и восточными монголами после развала Юаньской династии в большей степени являлись ойраты, которых к этому вынуждала сложившаяся политическая и экономическая обстановка. Первоначально владения ойратских феодалов располагались на сравнительно небольшой территории, ограниченной западными склонами Хангайских гор на востоке, песками Гоби - на юге, Могулистаном - на западе, верховьями Иртыша и Енисея - на севере. Таким образом, ойратские владения оказались со всех сторон окруженными кочевыми скотоводческими ханствами и княжествами, широкой полосой отделившими их от оседлых земледельческих стран и народов. В этих условиях Китай действительно оказался единственно возможным рынком сбыта излишков скотоводческой продукции и источником снабжения продуктами земледелия и ремесленного производства. К тому же односторонние попытки ойратов по налаживанию контактов с Китаем находили, особенно на первых порах, понимание и поддержку со стороны минских правителей, которые стремились использовать ойратов для борьбы против восточно-монгольских ханов, представлявших в то время главную опасность для Минской династии.
На рубеже XVI-XVII вв. Монголия оказалась разделена на 3 части: Южную (Чахар), Северную (Халха) и Западную (Джунгария, или Ойратия). Южномонгольское, или Чахарское, ханство располагалось примерно в пределах современного АРВМ КНР. Западную Монголию и Джунгарию (северную часть современного Синьцзян-Уйгурского Автономного района КНР) населяли ойраты. В XVI в. в Западной Монголии существовало 4 крупных этно-территориальных объединения, или удельных княжества: хошоуты во главе с Байбагусом, цоросы во главе с Хара-Хулой, дербеты - с Далай-Батор-тайшой, 3 группы торгоутов во главе с Хо-Урлюком, Мэргэн-Тумэн-батором и Холочи-нойоном.
К концу XVI в. ойратское общество оказалось в состоянии кризиса. Окруженные со всех сторон сильными кочевыми и оседлыми феодальными ханствами и княжествами, стремившимися преградить им пути к меновым рынкам, ойратские феодалы в течение 2-й половины XVI в. терпели военные неудачи, с трудом отстаивая свою самостоятельность.
В ходе длительной внутренней борьбы произошла перегруппировка ойратских феодалов, часть которых покинула родные кочевья и переселилась в другие края. После того как в приволжские степи ушел князь торгоутов Хо-Урлюк (более 50 тыс. кибиток, т. е. примерно 200-250 тыс. чел.), а часть хошоутов откочевала в район Кукунора, полновластным повелителем ойратского государства (известного в истории как Джунгарское ханство - 1635-1758 гг.) стал Батор-хунтайджи.
Борьба между восточно- и западномонгольскими (ойратскими) феодалами развивалась с переменным успехом. Она характеризовалась чертами, типичными для феодальной эпохи: вооруженные столкновения перемежались отношениями политического сотрудничества, династийными браками и союзами.
Слово «халх» упоминается еще в «Сокровенном сказании» в качестве названия реки (Козин С. А. Сокровенное сказание монголов. Монгольская хроника 1240 г. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - § 175, 176, 208). Поскольку указано, что «она впадает в Буюр-наур», речь, очевидно, идет о известной по истории Халхын-гол в Восточной Монголии. Предполагается, что этим термином обычно обозначались места, где имелись реки (речки), поросшие густым кустарником, что, скорее, ассоциировалось с такими понятиями, как «прикрытие», «заслон», «преграда» (Халхы н угсаатны зуй. - Улаанбаатар, 1987. - X. 26-27.). Необходимо отметить, что названия типа Халхын-гол, Халхын-уул, Халхын-овоо распространены в Монголии повсеместно.
Известно, что в период правления Даян-хана (1460-1543), последнего всемонгольского хана, 1 из 6 туменов Монголии носил название Халхаский. По имеющимся сведениям, Халхаский тумен состоял из 12 отдельных подразделений - отоков. После смерти Даян-хана 7 из 12 отоков тумена перешли в наследство его младшему сыну Гэрэсэндзэ. Поскольку последний по традиции являлся наследником коренного отцовского улуса, на территории которого располагались в прошлом ставки большинства предыдущих верховных правителей Монгольской империи, эта область и стала одним из этноконсолидирующих центров монголов после распада Юаньской империи, географический, а затем административный термин «халх» преобразовался со временем в самоназвание входивших в нее раз личных по происхождению родоплеменных групп.
Конец XVI в. в Халхе отмечен возникновением нескольких самостоятельных удельных княжеств, правители которых носили наследственные титулы - тушету-хан, сэцэн-хан, дзасакту-хан, алтан-хан.
Тушету-ханы кочевали по берегам р. Тола, верховьям р. Орхон и далее на запад по р. Тамир; дзасакту-ханы - в районах Хангайского хребта и частично Монгольского Алтая; сэцэн-ханы располагались со своими улусами по р. Керулен. Северо-западные районы Халхи занимало государство алтан-ханов, населенное в основном хотогойтами.
Государство алтан-ханов располагалось в северо-западном углу Халхи, между озерами Хубсугул и Убса. Первоначально оно представляло собой один из отоков, часть обширного владения дзасакту-ханов, граничащего на севере с владениями урянхайцев, на юге —с кочевьями других дзасак-тухановских правителей, на западе - с ойратскими княжествами и на востоке — с владениями Тушету-хана. В дальнейшем алтан-ханам удалось упрочить свое положение внутри отведенного им отока, подчинить ряд мелких племенных групп и народно стей, обитавших в сопредельных районах Южной Сибири, и превратить их в своих данников. Превратившись в довольно мощную военно-политическую силу, держава алтан-ханов в течение примерно трех четвертей XVII в. играла заметную роль в истории Южной Сибири. Первым алтан-ханом был правнук Гэрэсэндзэ Шолой-Убаши-хунтайджи.
В рассматриваемый период связи между различными ханствами Монголии были весьма слабы, но во всех частях обширной территории, населенной монгольскими племенами, социальноэкономические развитие шло более или менее одинаково.
В середине XVI в. началась новая серия вооруженных столкновений между ойратскими и восточно-номонгольскими феодалами. Первое из них произошло в 1552 г., когда против ойратов выступил тумэтский Алтан-хан (1507-1582), внук Даян-хана. Этому предшествовало столетие бесконфликтных отношений в Монголии.
Новое столкновение между ойратами и восточными монголами произошло через 10 лет, в 1562 г., когда правнук Даян-хана Хутуктай-Сэцэн-хунтайджи напал на торгоутов и обратил их в бегство.
К концу XVI в. началась серия длительных, растянувшихся почти на столетие, войн между ойратами и государством алтан-ханов. В 1587 г. Шолой-Убаши-хунтайджи, действуя в союзе с Сайн-Манджиком, правителем Урянхая, выступил против ойратов с войском в 80 тыс. воинов; 6,5 туменов были его собственные, остальные - урянхайские.
На рубеже XVI-XVII вв. началось объединение южнотунгусских племен маньчжуров вокруг их предводителя Нурхаци, завершившееся образованием маньчжурского государства Цин, дальнейшая деятельность которого серьезно изменила политическую ситуацию в Центральной Азии.
Развернув упорную борьбу за покорение минского Китая, маньчжуры одновременно нанесли удар соседнему с ним Чахарскому ханству. Маньчжуры, умело используя феодальную обособленность монгольских княжеств, несмотря на героические попытки чахарского Лигдэн-хана (годы правления - 1604-1634 гг.), правнука Даян-хана, организовать объединенное сопротивление, покорили Южную Монголию. В 1636 г. их правитель Абахай был объявлен ханом Монголии. После этого маньчжуры приступили к организации военной знаменной системы в Южной Монголии. В ее осно ву была положена военная единица - знамя (ци). Знамя составлялось из полков-дзуланов (цзолин). В каждый полк входило 6 более мелких военных подразделений - нюру. Каждая нюру включала в себя определенную численность податного населения, из которого выделялось 150 мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, способных нести военную службу. К концу XVII в. в Южной Монголии было учреждено 49 знамен.
Маньчжурские власти, проводя реорганизацию административной системы в Южной Монголии, в принципе не нарушили на первых порах основ социальной организации монголов. На должности сеймовых, аймачных и знаменных дзасаков (управителей) назначались монгольские князья. Особыми преимуществами пользовались хорчинские князья, так как они первыми приняли маньчжурское подданство и постоянно оказывали маньчжурам военную помощь (Горохова Г. С. Очерки по истории Монголии в периоди на Дальний Восток Российской империи. Монманьчжурского господства (конец XVII - начало XX в.). - М., 1980.- С . 9-10.).
Южномонгольские феодалы (хорчинские, найманские, тумэтские, джалаитские, горлоские) сыграли далеко не последнюю роль в успешном осуществлении маньчжурской экспансии в Китае, завершившейся образованием Цинской династии в Китае в 1644 г.
Халхаские феодалы не участвовали в борьбе южномонгольских княжеств против маньчжурских завоевателей. Свое будущее они попытались обе спечить путем установления «дружественных» отношений с маньчжурами. Однако последние совершенно не были заинтересованы в существовании самостоятельных монгольских княжеств. С опозданием поняв всю сущность маньчжурской политики, халхаские ханы вынуждены были пойти на согла шение с ойратами, которое было провозглашено на их совместном съезде в 1640 г., созванном по ини циативе ойратского Батор-хунтайджи.
Съезд (курултай), состоявшийся в урочище Уланбура у Тарбагатайских гор на территории Джунгарии, оказался весьма представительным. Для участия в его работе приехали правители не только Джунгарии и Халхи, а также из Кукунора - хошутский Гуши-хан с сыновьями, с далекой Волги - торгутский Хо-Урлюк с тремя сыновьями, дербетский Далай-тайджи. Основными целями съезда были: урегулирование внутренних взаимоотношений феодалов и исключение возможности междоусобной борьбы; обеспечение объединения сил и взаимной помощи в борьбе против внешней опасности; укрепление феодальных порядков и власти ханов и князей. Однако союз монгольских ханов оказался недолговечным. Территориальные и династические споры привели к нарушению принятых на съезде решений. Немалую роль в ослаблении этого союза сыграла подрывная деятельность маньчжуров.
Одним из решающих моментов в истории Халхи стали 1655-1656 гг., когда Сэцэн-хан, Тушету-хан и ряд других крупных феодалов Восточной Халхи обязались платить ежегодную дань «из девяти белых» (одного белого верблюда и восьми белых лошадей) и выполнять другие требования цинов.
60-е гг. XVII в. характеризуются дальнейшим обострением отношений как между Халхой и Джунгарским ханством, так и внутри Халхи между удельными княжествами. Междоусобные раздоры в Халхе на этот раз были связаны со смертью дзасакту-хана Норбо, когда началась борьба между его сыновьями за ханский престол. В этот конфликт оказались вовлечены и соседние княжества.
Аналогичные события происходили в Джунгарии после кончины Батора-хунтайджи. В итоге в 1671 г. на ханский престол вступил 27-летний Галдан-Бошокту-хан, правивший до 1697 г. С его именем связано начало нового этапа во внутренней и внешней политике Джунгарии, серьезных перемен в жизни некоторых народов сопредельных территорий. Развязанная Галдан-Бошокту-ханом война против халхаских феодалов стала главной причиной принятия последними маньчжурского подданства в 1691 г. Война между халхасцами и ойратами была закономерным итогом искусно проводимой цинами политики по принципу «разделяй и властвуй».
Хотя в первые годы своего господства в Халхе маньчжуры ограничились переутверждением халхаских князей в их правах на наследование родовыми уделами, в дальнейшем получение должностей и прав полностью стало зависеть от воли цинского двора.
Следующим административным нововведением периода маньчжурского владычества стало образование в 1725 г. еще одного (четвертого) аймака - Сайн-нойона. Цин-ван Дашдондоб, потомок халхаского князя Тумэнкина Сайн-нойона, получил в управление отдельный аймак за услуги, оказанные цинам в борьбе с джунгарами. В состав нового аймака вошло 19 хошунов, выделенных из тушетухановского аймака.
Оставшись наедине против объединенных сил Цинской империи и ее новых союзников в лице южно- и восточномонгольских княжеств. Джунгарское ханство продержалось до 50-х гг. XVIII в.
Образование маньчжурского военно-феодального государства и его экспансионистская политика на запад совпали с продвижением в глубь Сибири д и на Дальний Восток Российской империи. Монгольские князья Халхи, особенно Джунгарии,находящиеся перед угрозой маньчжурского нашествия и в состоянии непрерывных междоусобных воин, были не прочь заручиться покровительством и поддержкой Российского государства, которое, в свою очередь, отнюдь не было заинтересовано в расширении сфер влияния маньчжуров в Центральной Азии, представлявших очевидную угрозу безопасности недавно обретенных владений русских в Сибири.
Первыми, уже в самом начале XVII в., вступили в контакт с русскими и начали обмен посольствами правители государства алтан-ханов и ойратов, а с 1640-х гг. - халхаские ханы. Основное содержание русско-монгольских переговоров можно свести к следующим вопросам:
1. О так называемой «шерти».
2. О кыштымах, ранее плативших дань монгольским правителям, а позже перешедших в русское подданство.
3. О торговле.
При этом необходимо учесть, что в действительности дача шерти монголами не рассматривалась российской стороной как средство внешней экспансии в Центральной Азии, для чего в то время у нее еще не имелось достаточных сил и средств, а являлась, скорее всего, условием обеспечения мира и порядка на границах осваиваемых территорий, создания нормальных взаимоотношений между народами России и Монголии. С другой стороны, и монгольские князья в большинстве своем рассматривали дачу шерти прежде всего как договор о дружбе и сотрудничестве, но не как принятие присяги на верность и тем более вступление в подданство. Степень активности действий тех или иных монгольских правителей в стремлении «дать шерть» напрямую зависела от конкретной военно-политической ситуации в регионе. Поэтому все переговоры по данному вопросу так и не были доведены до официального оформления.
Кроме мнимых надежд на получение возможной военной поддержки от России монгольская сторона в условиях создавшейся сложной военно-политической ситуации в регионе была весьма заинтересована в выходе на рынки сибирских городов для обмена излишков скотоводческого хозяйства на продукты земледелия и промышленные товары (Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1636-1654: сб. док-тов. - М.: Наука, 1974. - С. 7 -1 2; Чимитдоржиев Ш. Б. Россия и Монголия. - М.: Наука, 1987. - С. 2 2 -5 3; Международные отношения в Центральной Азии. X V II—XVIII вв.: док-ты и мат-лы. Кн. 1. - М.: Наука, 1989. - С. 8-13.).
Вопрос о кыштымах, несмотря на возникающие порой разногласия, в целом решался положительно, без особых осложнений для развития двусторонних отношений.
Этническими последствиями военно-политических коллизий в Центральной Азии в XVI- XVII вв. стал массовый отток населения из Халхи и Джунгарии в пределы Прибайкалья, что существенно повлияло на процесс формирования бурятской народности.
Очевидно, территория Забайкалья вплоть до прихода русских находилась практически в полном ведении халхаских ханов, даже в ранних отписках русских казаков именуется «мунгальской землей», а жители - «мунгальскими людьми».
Предбайкальские племена и роды находились в состоянии вассальной зависимости от халхаских и джунгарских ханов, к которым периодически наведывались воинские отряды для сбора дани. В бурятских исторических преданиях упоминается о воинственных монгольских тайшах Гэгэн-хутухте, Сукэр-нойоне и т. д., неоднократно вторгавшихся в бурятские земли. В них же повествуется и об ответных набегах бурятских баторов-удальцов на монгольские владения с целью угона скота. Очевидно, отголоски этих событий отразились в донесении казачьих атаманов Поздея, Фирсова и Василия Тюменца о том, что у «братских» «с китайскими людьми бой живет мало не по вся годы» (Окладников А. П. Из истории русско-бурятских отношений в XVII веке // Зап. БМ НИИК. - 1958. - Вып. 25. - С. 20 -2 1.).
Автор: Д. Д. Нимаев Источник: История Бурятии. В 3 т. Т. II. XVII - начало XX в. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011.
