1 мая в истории Иркутска
1903. Родился Иван Иванович Молчанов (1903 –1958) -- русский поэт и прозаик, многолетний руководитель Иркутского отделения Союза советских писателей, автор многих прозаических и поэтических произведений, а также более 20 книг для детей. Публиковался под псевдонимами Олег Имов и Иван Молчанов-Сибирский (с лета 1923 года). При его активном участии было создано Иркутское литературно–художественное объединение пролетарских поэтов, ставшее прообразом писательской организации.
1923. В Иркутске [2] состоялся торжественный парад на площади 3-го Интернационала (им. С. Кирова), шествие на братские могилы, открытие стадиона, катание детей на автомобилях и грузовиках.
1931. Приказом по ВВС РККА Иркутская авиационная школа получила наименование 4-й военной школы авиационных техников (ВШАТ). Позднее, в 1938 году, ВШАТ была преобразована в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ). В годы войны 14 выпускников училища были удостоены звания Героя Советского Союза. 10 января 1949 школа авиамехаников вновь преобразуется в ИВАТУ. В 1973 ИВАТУ преобразовано в Высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) с пятилетним сроком обучения, а в 1998 -- в Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВВАИИ). С 2005 – вновь становится инженерным училищем. В 2008 году было принято решение о присоединении ИВВАИУ к Воронежскому военному авиационному университету. В 2009 ИВВАИУ прекратило свое существование как учебное заведение.
1946. Впервые, после пятилетнего перерыва, в Иркутске на площади им. С. Кирова состоялся парад физкультурников, в котором приняли участие 5 тыс. человек.
1950. В поселке Качуг родился Олег Всеволодович Желтовский -- президент, председатель совета директоров ЗАО «Издательский дом "Номер один"», с 1985 по 1997 -- редактор областной газеты «Советская молодёжь», делегат пяти съездов Союза журналистов СССР и РФ, в 1990 -- депутат Иркутского областного совета народных депутатов. Входит в состав учредителей нескольких благотворительных фондов. Президент творческого клуба, член исполкома Иркутского отделения Союза журналистов России. Автор двух книг.
1953. Произошла самая крупномасштабная катастрофа за всю историю общественного транспорта города Иркутска [2]. Накануне горком КПСС торопился отрапортовать об успехах к празднику 1 Мая, постановили сдать линию трамвая Студгородок — Вокзал. Несмотря на возражения руководства трампарка, трамвай все же пустили. До Студгородка он добрался удачно. На конечной остановке в вагон набилось много народа. Крушение случилось на перекрестке ул. Пушкинской и Кругобайкальской (ныне Терешковой), напротив того места, где сейчас стоит кинотеатр "Чайка". Здесь, на повороте к вокзалу, у трамвая отказали автоматические тормоза. Водитель ручным тормозом пытался остановить вагон и сбросить скорость. Но сделать это не удалось. Переполненный вагон не вписался в поворот, сошел с рельсов и опрокинулся. При падении он ударился о каменную стену напротив, и его протащило на 50 м вниз, где люди собрались на остановке. Опрокинувшийся вагон подавил много граждан и на остановке. Официальные органы хранили глубокое молчание о количестве погибших и пострадавших во время крушения. Трамвайная линия «Вокзал — Студгородок» после аварии была поставлена на консервацию и длительное время не функционировала. После капитального ремонта и реконструкции трассы была пущена в эксплуатацию 3 ноября 1961 года.