С начала лета 1661 г. прибывшим в Прииркутье Яковом Ивановичем Похабовым строится новый острог — Иркутский. Для ускорения строительства воевода Иван Ржевский присылает в июне подмогу. С этой группой казаков И. Ржевский присылает «для опыту сохи и серпы, и на семена 20 чети ржи, да ячменя 10 чети». Выполняя приказ воеводы, первые иркутяне распахивают земли вблизи острога и засеивают их присланными семенами.
Обработка полученного урожая производилась примитивными небольшими мельницами, а чаще просто-напросто вручную. В конце XVII в., на реке Иде, Иван Ушаков ставит водяную мельницу для помола зерна иркутских жителей. С тех пор и река Ида стала называться Ушаковкой. С 1684 г. начала действовать «государева» мельница, поставленная на речке Кае. Поэтому долина по реке Кае стала в то время называться Мельничной падью. И в последующие годы на Кае и Ушаковке многие предприниматели ставили мукомольные мельницы.
Конечно, это мы в наше время (время конца XX в.) смотрим на Каю как на какой-то ручеёк, а на Ушаковку — как на маленькую речушку. Это рука человека свела до мизерного уровня эти иркутские реки. Но в то время (XVIII-XIX в.) Кая и Ушаковка были намного полноводнее. А если учесть расположение рек вблизи города, то становится понятным использование их энергии для привода жерновов мельниц. Поток воды в Кае и особенно Ушаковке был более чем достаточен для работы мельниц. Бывали случаи, когда напором воды даже сносились мельницы. Так, например, из-за продолжающихся целую неделю дождей 23 мая 1785 г. мельница Глазунова на Ушаковке была сорвана и унесена вниз по течению. На Ушаковке также действовала мукомольная крупчатая мельница купца Михаила Васильевича Михеева, построенная на его даче в июле 1864 г. По Адмиралтейской улице в конце XIX в. находилась паровая лесопильня купца П. Р. Кравца, при которой работала мельница. Лесопильня и мельница сгорели 23 июня 1891 г. И тем не менее, П. Р. Кравцу удалось вновь построить в устье Ушаковки паровую мельницу для размола ржи и пшеницы. Мельница начата работать с 20 октября 1900 г.
Железная дорога принесла много нового в обслуживание населения и в производство, в том числе и мукомольное. Интересное сообщение помешено в номере от 24 июня 1905 г. газеты «Иркутские губернские ведомости»:
«Саратовский предприниматель Дицель ходатайствовал перед Управлением Сибирской железной дороги о разрешении установить в вагоне мельницу и работать ею на станциях и разъездах этой дороги. Первым пунктом работ он назначает станцию Мариановку».
По мере роста численности города соответственно возрастали и потребности горожан в продуктах питания. Поэтому и мельницы начинают строиться на большую производительность. В сооружении мельниц начинают принимать совместное участие по нескольку предпринимателей. Вот свидетельство летописца Н. С. Романова о таковой мельнице, записанное в 1912 г.:
«1 февраля открыла действия первая в Иркутске крупчатая мельница, сооружённая в Знаменском предместье Посохиным, Фризер, Помус и Белицким».
Конечно, в таком коротком изложении упомянуты далеко не все существовавшие мукомольные мельницы в городе Иркутске.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.