Фотографии Михаила Степанцова.
Над истоком Ангары - единственной реки, вытекающей из Байкала. Исток реки Ангара - самый широкий (862 м.) и крупный в мире. Среднегодовой расход воды - 1940 кубометров в секунду. Скорость течения при разных уровнях воды колеблется от 1.1. км./час до 5.1 км./час.
Юго-западное побережье у истока Ангары осенним вечером. Снимок сделан в середине октября.
Порт Байкал, с которого в прошлом начинался маршрут Кругобайкальской железной дороги, в настоящее время (после строительства Иркутской ГЭС) является конечной станцией тупиковой ветки одной из самых красивых железных дорог мира.
Над быстрым течением истока Ангары, в самом его центре, возвышается (иногда до 1.5 м.) знаменитый Шаманский Камень. По одной из легенд, разгневанный Байкал бросил скалу вдогонку своей дочери Ангаре, сбежавшей без его ведома к возлюбленному Енисею. В прошлом на камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились.
Шаманский Камень в истоке реки Ангара. На противоположном берегу - поселок Листвянка.
Мало где на железнодорожных маршрутах России увидишь более удивительные пейзажи, чем на старом участке Кругобайкальской железной дороги от Култука до порта Байкал.
Некоторые из туристических баз Южного Байкала находятся в нескольких метрах от берега и имеют полный комплекс услуг для полноценного отдыха.
Самая короткая по протяженности старая Кругобайкальская железная дорога оказалась самой сложной по особенностям строительства в основном из-за характера местности и сложных геологических условий.
Поселок Листвянка, в прошлом главная байкальская пристань, к концу ХХ века превратился в современный туристический центр Южного Байкала.
Тишина одного из важнейших участков Транссиба, после полувека службы превратившегося в тупиковый, редко нарушается пригородными поездами.
Первоначально планировалось построить на Кругобайкальской железной дороге 19 тоннелей общей длиной 1793 метра. Но сложность рельефа и расположение тоннелей на кривых участках значительно осложнили их разбивку. Фактически было построено 39 тоннелей общей протяженностью 8004 метра. При прохождении тоннелей использовали как ручное бурение, так и пневмоэлектрическое и электрическое.
По количеству разного рода работ, проводившихся на каждом километре пути, по трудности их выполнения, Кругобайкальская железная дорога превзошла все построенные рельсовые пути на планете и по праву считается одной из красивейших в мире.
В каменном виадуке над рекой Большая Крутая Губа можно видеть всю гениальность строителей Кругобайкальской железной дороги.
Река Половинная - самая большая на современном тупиковом отрезке Кругобайкальской железной дороги.
На 84-километровом пути от станции Култук до порта Байкал построено 424 инженерных сооружения. В обвалоопасных местах построено 14 километров подпорных стенок, 47 каменных и 3 железобетонных галереи.
Историко-природный заповедник - "Пряжка в стальном поясе" России - с каждым годом меняет свой облик. Здесь активно создаются зоны отдыха со всеми атрибутами современного сервиса. На снимке: база отдыха Управления ВСЖД.
Железнодорожная линия Кругобайкальской железной дороги проложена с учетом рельефа берега, состояния горных пород и уровня воды.
Защитные стены на Кругобайкальской железной дороге по декоративному оформлению не уступают фасадам тоннелей. На снимке: "итальянская" подпорная стенка.
Рядом с тоннелями часто воздвигались защитные стены от камнепада и обводные каменные русла для небольших ручьев.
Каменные опоры железнодорожного моста над устьем реки Большая Крутая Губа.
Великолепная каменная кладка одной из многочисленных подпорных стенок на Кругобайкальской железной дороге.
Сохраняя особенности старой архитектуры (в стиле модерн начала века), некоторые из деревянных строений на Кругобайкальской железной дороге восстанавливаются под базы отдыха, кемпинги и отели.
Каждый из тоннелей Кругобайкальской железной дороги, выполненный из местного байкальского камня, сочетает в себе фундаментальную прочность и своеобразное изящество.
Северный портал тоннеля Половинного - самого большого на Кругобайкальской железной дороге. Его протяженность - 807 метров.
Цвет камней для тоннелей Кругобайкальской железной дороги подбирался с учетом цвета окружающих пород. Все строения гармонично вписываются в береговой ландшафт.
Для защиты железнодорожного полотна от разрушительной силы прибоя на отрезке от поселка Култук до станции Слюдянка-1 на песчаный берег насыпана искусственная гряда камней.
Рассвет на Южном Байкале. Снимок сделан с вершины Шаманского Мыса. Вдоль освещенного солнцем берега проходит Кругобайкальская железная дорога.
Весна на Южном Байкале. Начало мая.
Единственное на Южном Байкале место гнездования озерной чайки находится на отвесной 100-метровой скале (133 километр КБЖД).
Среди лесных трав на юге Байкала царственно цветет башмачок крупноцветковый (Cypripedium macranthon Sw.). Снимок сделан в березовом лесу на 148 км. КБЖД.
Кусты цветущей бузины (Sambucus sibirica Nakai) на каменной россыпи, 149 километр КБЖД.
Пожелтевшие листья папоротника орляка (Pteridium aquilinum (L.) Kuhn) в березовом лесу. Снимок сделан на 152 км КБЖД.
Значительную часть склонов гор на юго-западном побережье Байкала вдоль КБЖД покрывают лиственные леса из березы и осины. Снимок сделан в сентябре.
Уникальный участок Транссиба, выполнивший свою историческую роль, является сегодня комплексным музеем, объединившим под открытым небом как многочисленные памятники инженерно-технического искусства и памятники архитектуры, так и разнообразные природные достопримечательности. На снимке: один из 38 тоннелей Кругобайкальской железной дороги.
Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.