Новости

Северобайкальск // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СЕВЕРОБАИКАЛЬСК, город республиканского подчинения в Бурятии, административный центр одноименного  района, расположен на бе­регу озера Байкал в 1 048 км к северу от Улан-Удэ. Железнодорожная  станция на Байкало-Амурской магистрали, аэропорт. Основан как одна из баз строительства БАМ, статус города — с 1980. Численность населения (тыс. чел.): 1979 - 13,3; 1989 -30,0; 2002 - 25,4; 2007 - 25,6.

В Северобайкальске находятся предприятия железнодорожного транспорта, рыбо­завод; производятся строительные материалы и конструкции, лесозаготовки; располагаются больница, поликлиника (1975), дошкольные и средние общеобразовательные учреждения, учебно-производственный комбинат (1981), дом детского творчества, школа искусств (1975), детский клуб «Ритм», народный ансамбль песни и танца «Гэсэр» (1986—87), школа туристско-экологического об­разования, библиотека (1976), 2 дома культуры, спортивный комплекс (1980), музей истории города. С 1977 ведется трансляция Центрального и Бурятского телевидения.

Лит.: Города России: Энциклопедия. М., 1994; Северобайкальск: город воплощенной мечты. Иркутск, б/г.

Т.В. Паликова

Общие сведения

Северобайкальск расположен на западном берегу Байкала, неподалеку от северной оконечности озера. Окрестности города очень живописны – он с трех сторон окружен отрогами Байкальского хребта.

Город возник в начале 70-х годов XX столетия как поселок строителей БАМа. В настоящее время здесь проживает около 28 тысяч человек, крупных промышленных предприятий здесь нет. Статус города Северобайкальск получил в 1980 году, административно входит в состав республики Бурятия.

Современный Северобайкальск - город с хорошо развитой социальной инфраструктурой. Все, что необходимо для жизни, здесь есть: гостиницы, магазины, рестораны, кафе, свое телевидение, музей истории БАМа, картинная галерея, кинотеатр. Визуально город производит немного необычное впечатление из-за особой конструкции домов - город расположен в зоне 9-балльных землетрясений, поэтому городские пятиэтажки имеют непривычные очертания: они словно собраны из отдельных ячеек - сотов, не увидишь прямой линии, только ломаная кривая, и нет балконов - специальная противосейсмическая серия.

Северобайкальск - мощный транспортный узел. Железнодорожное сообщение обеспечивает Северобайкальское отделение ВСЖД (ранее БАМ) по расписанию на Иркутск, Москву, Кисловодск, Тынду, Красноярск. Время в пути: до Москвы - 92 часа, до Иркутска - 31, до Красноярска - 30.

Оригинальный вокзал, напоминающий белоснежный парус на фоне единой синевы неба и воды, окаймленной горной грядой, построен по проекту ленинградских архитекторов, а привокзальную площадь украшает памятник первым ленинградским строителям.
Северобайкальский морской порт связывает с Иркутском теплоход "Комета" три раза в неделю до п. Байкал в период навигации (июнь-сентябрь). Следует без остановок, время в пути - 10 часов.

История

История Северобайкальска связана с Байкало-Амурской магистралью. Город был основан как центральная точка для железнодорожного проекта. Было принято решение построить новый город в 20 км юго-западу отНижнеангарска, что позволило дальнейшее развитие в будущем. Первоначально рассчитывали увеличить население до 14 000 человек.

Первые поселенцы-комсомольцы прибыли 23 июля 1974 года и основали трудовой лагерь, который позже стал городом Северобайкальск. Лагерь первоначально состоял из палаток и железнодорожных вагонов. Лагерь быстро вырос с развитием железных дорог.

В 1978 г. был построен первый капитальный дом, ныне пр. Ленинградский д. 4, о чём свидетельствует мемориальная доска. Серия 122 была спроектирована институтом Ленинградстрой специально для Северобайкальска, отличается ломаной формой, усиленной сейсмоустойчивойчивостью и теплоизоляцией. Два дома образуют несомкнутое кольцо, внутри которого находится двор, защищенный от сквозного продувания ветрами. Необычным внешним видом пятиэтажки производят определенное впечатление на гостей города.

В 1980 году Северобайкальск получил статус города. В течение этого времени до завершения строительства железной дороги, город был партнёром с Ленинградом (ныне Санкт-Петербург).

После завершения строительства Байкало-Амурской магистрали начался упадок города. Население в начале 1980-х было 35 тыс. человек, в 1989 году — 28,3 тыс., 25,8 тыс. в 2002 году. В городе находится 5-й отдельный морской учебный центр (в/ч 7628), который готовит для морских частей ВВ МВД водолазов и мотористов.

Читайте также в Сибириаде

Книги

  1. А. С. Бреславский Постсоветский Улан-Удэ: культурное пространство и образы города (1991-2011 гг.)
  2. Татьяна Петровна Бажеева, Валентин Иванович Рассадин Социальный и языковой аспекты формирования раннего (детского) бурятского двуязычия
  3. Ю.Б. Рандалов, И.Н. Дашибалова Личность в буддизме махаяны

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири