Новости

Курайский этап древнетюркской культуры // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КУРАЙСКИЙ ЭТАП ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ КУЛЬТУРЫ, завершающий этап развития древнетюркской археологической культуры, памятники которого принято относить к VIII—X вв.

После крушения Второго Восточного Тюрк­ского каганата в середине VIII в. н. э. древние тюрки лишились своей государственности. В ходе междоусобной борьбы и восстания телесских племен была уничтожена тюркская аристократия. Однако восточные тюрки не были истребле­ны и сохранили этническую самобытность. Основные компоненты древнетюркской погребальной и поминальной обрядности, а также предметного комплекса претерпели определенные изменения. Памятники курайского этапа распространены на территории Горного Алтая, Тувы, Минусинской котловины и Монго­лии. Они представлены погребальными и поминальными комплек­сами. Погребальная обрядность восточных тюрок существенно не изменилась. Кок-тюрки хоронили умерших с верхо­выми лошадьми. Тело погребенного помещали на дне могилы или в подбое, в вытянутом положении, на спи­не, ориентировали головой на Юго-Запад, или на Север. Вместе с погребенным на дно могильной ямы или на ее уступе кла­ли тушу от 1 до 3 коней. Между погребенным и конем устанавливалась перегородка из каменных плит или деревянных плах. Мужчин хоронили с оружием и воинским снаряжением, женщин — с украшениями и бытовыми веща­ми. В могилы ставили металлические и керамические сосуды с заупо­койной пищей и питьем. Поверх могил возводилась каменная насыпь. Помимо захоронений взрослых мужчин и женщин в сопровождении верховых коней встречают­ся женские и детские погребения с баранами и одиночные за­хоронения женщин, а также кенотафы. По сравнению с предшествующим катандинским этапом культуры наиболее заметные изменения произошли в поминальной обрядности. Поминальные комплексы курайского времени представля­ют собой квадратные оградки из каменных плит и валунов, в центре которых в ямку устанавливался деревянный столб или каменная плита. Каменные плиты, или изваяния, изоб­ражающие и символизирующие умерших, в честь которых совершались поминки, устанавливали с восточные стороны от оградки. На площади оградок и вокруг них имеются следы поминальные тризны: остатки кострищ, обугленные кости животных, обломки керамических или металлических сосудов, а также отдельные предметы, преподнесенные поминаемому. Оградки засыпали камнями. Поминки могли совершать несколько раз. Утратив свое политическое господство над другими ко­чевыми племенами, кок-тюрки перестали возводить по­минальные мемориалы в честь представителей высшей знати. По-видимому, поминальный обряд утратил воинскую идеологическую направленность, вернув первоначальное значение культа пред­ков. К курайскому этапу относятся некоторые древнетюркские наскальные рисунки, на которых изображены конные и пе­шие воины в доспехах и охотники, стреляющие в диких копытных животных. Вероятно, к этому периоду должны относиться некоторые рунические надписи и тамговые знаки. Существенные изменения произошли в предметном комплек­се древнетюркской культуры. Кок-тюрки сохранили свои военные силы и усовершенствовали вооружение. К этому времени относятся разные типы сложносоставных лу­ков. Среди них были луки с одной парой срединных боковых накладок и луки с фронтальными плечевыми накладками. Значительно увеличилось типологическое разнообразие железных наконечников стрел, среди которых стало больше бронебойных форм. В ближнем бою воины могли ата­ковать противника копьями, палашами, боевыми топорами, защита состояла из щитов и ламеллярных панци­рей. Определенные изменения произошли в облике воинского и конского снаряжения. К числу наиболее заметных относятся изменения в орнаментации предметов торев­тики, которые стали украшаться растительной, зоо-, орнито- и ихтиоморфной орнаментацией и религиозной символикой (в частности, связанной с буддизмом и манихейством). Судя по историческим сведениям, в ходе кыргызско-уйгурской войны кок-тюрки выступили союзниками кыргызских каганов и приняли участие в разгроме Уйгурского каганата.

Лит.: Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981; Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л., 1984; Он же. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. Кемерово, 1994.

Ю.С. Худяков

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири