Новости

Чжурчжени // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЧЖУРЧЖЕНИ, тунгусоязычный народ, населяв­ший в средние века Маньчжурию и районы российского Дальнего Востока, Приморье и Приамурье. В эпоху развитого средневеко­вья, в начале XI в., вождь Шилу из рода Ваньянь начал объединение чжурчженьских племен. В начале XII в. чжурчженский правитель Агуда разгромил войска киданьской империи Ляо и провозгласил создание империи Цзинь, которая просуществовала до начала XIII в., когда была завоевана монголами. Чжурчженьская «Золотая империя» обладала хорошо вооруженной мощной армией, которая успешно воевала с тангутским государством Си Ся и китайской империей Сун. В ходе успешных войн Чжурчжени завоевали северо-восточные районы Китая.

Изучением археологических памятников культуры Чжурчжени в Рос­сии занимались известные отечественные археологи, специалисты по средневековой археологии Дальневосточного региона А.П. Окладников, Э.В. Шавкунов, В.Е. Медведев и другие.

Памятники культуры Чжурчжени разнообразны. На территории Приморья изучены чжурчженьские поселения и оборонительные сооружения. Крупнейшее из этих поселений - Шайгинское городище. На его площади раскопаны остатки жилищ и храмовых сооружений. Жилища Чжурчжени были уг­лублены в землю. Помещение отапливалось с помощью канов, проложенных в полу. На чжурчженьских памятниках Приморья были обнаружены разнообразные предметы вооружения, керамическая посуда, бронзовые зеркала, монеты, украшения, предметы мелкой пластики. В Приамурье исследованы чжурчженьские грунтовые и курганские могильники. Грунтовые могильники расположены по берегам рек, на невысоких песчаных возвышенностях - релках. На дне могильных ям обнаруживаются захоронения и скопления предметов, положенных вместе с погребенными. На­селение Приамурья в эпоху развитого средневековья хоронило умерших сородичей по различным заупокойным обрядам. В глубоких могилах погребенных хоронили по обряду ингумации, на спине, с согнутыми в коленях но­гами, ориентировали головой на Восток. В могилы помещали керамические сосуды, изготовленные на гончарном кругу, железные котлы, оружие, предметы конской сбруи, украшения. Встречаются захоронения бедняков, рядовых членов общины и знатных людей, которые различаются по количеству и богатству оформления предметов сопроводительного инвен­таря. В некоторых могилах погребения были совершены по обряду кремации. Тела умерших людей кремировали на погребальных кострах, которые разводились прямо на месте будущего захоронения. Тела умерших женщин и детей кремировали вместе. В грунтоывх могилах были не­полные кремации. После совершения обряда погребения засыпали песком. На грунтовых могильниках многие погребения совершали по вторичному обряду. Зимой из-за промер­зания грунта тела умерших помещали на специальных деревянных помостах, где они должны были находиться до весны. Вокруг этих помостов расставляли капканы для ловли пушных зверей. Весной останки погребенных хоронили в небольших ямках или в могилах ранее погребенных родственников. Предметный комплекс чжурчженьской культуры представлен керамической посудой, предметами вооружения, конским снаряжением, орудиями труда, бытовыми вещами, украшениями. Чжурчженьские гончары изготавливали посуду на гончарном круге из хорошо отмоченной серой глины и обжигали в керамических печах. Среди сосудов есть горшки, кувшины, вазы, бутыли. Сосуды орнаментировались валиками, горизонтальными линиями, вертикальными вдавлениями на тулове. В чжурчженьских памятниках найдены разнообразные предметы вооружения: железные наконеч­ники стрел, копья, боевые топоры, палаши, меч-канчар, кинжалы, шлемы и панцирные доспехи. Конская сбруя представлена железными удилами с кольчатыми псалиями и стременами с кольцевой и пластинчатой петлей. В памятниках Чжурчжени найдены наборные пояса с бляхами и подвесными бубенчиками, которые служили характерной принадлежностью воинского и чиновничьего костюма. К числу личных украшений относились серебряные и бронзовые серьги, бронзовые браслеты и перстни, шейные гривны, а также бусы, изготовленные из бронзы, цветного стекла, халцедона. Наследие чжурчженьской культуры сохранилось в культурах тунгусо-маньчжурских народов Дальнего Востока до этнографической современности.

Лит.: Воробьев М.В. Культура чжурчженей и государства Цзинь (Х в. - 1234 г.). М., 1983; Медведев В.Е. Приамурье в конце I - начале II тысячелетия. Чжурчжэньская эпоха. Новосибирск, 1986; История Дальнего Востока СССР с древнейших времен до XVII в. М., 1989.

Ю.С. Худяков

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири