Новости

Чуванцы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЧУВАНЦЫ, этэль, этал (самоназванный), коренной народ Чукотского автономного округа. Проживали в районе Шелагского мыса, в бассейне нижнего и среднего течения реки Палаваам, в вер­ховьях рек Амгуэма, Чаун, Большой и Малый Анюй. Численность в России (тыс. человек): 1926 - 0,7, 1989 - 1,4, 2002 - 1,1. Между переписями 1926 и 1989 учитывались как чукчи и русские.

Относятся к байкальскому антропологическому типу северо-азиатской расы.

В русских источниках чуванцы упоминаются с середины XVII в. как один из юкагирских родов. Занимались кочевым олене­водством, охотой на диких оленей и рыболовством. Еще до прихода русских занимались посреднической деятельностью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, воз­главлявшиеся князьцами, или тойонами. Жили в переносных конических чумах и конических жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дерном. С обращением в XVII-XVIII вв. чуванцев в христианство процесс сближения с русскими усилился. В XVIII-XIX вв. отдельные группы чуванцев испытывали культурное и языковое влияние чукчей и коря­ков. К началу XIX в. сформировались 2 этнографические группы чуванцев: оседлые (марковцы, анадырцы), расселенные в районе села Марково и небольших заимках по реке Анадырь, в значительной степени обрусевшие, и кочевые, оленные, рас­селенные в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. В конце XIX в. чуванцы составляли одно из 5 «обществ» Анадырской округи. Говорили на «марковском» диалекте, называя себя марковцами, анадырцами, анадырщиками.

В XIX в. для оседлых чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с русскими старожилами и юкагирами селе­ниях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). В некоторых хозяйствах были бани. В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша), всей семьей перекочевывали на летники, расположенные вблизи рыбных тоней. Рыбу солили, квасили в ямах, заго­тавливали юколу. Осенью охотились на диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долбленых лодках- каяках, охотились с помощью «поколюг» — специальных пик. Занимались также пушной охотой.

Кочевые чуванцы занимались крупнотабунным олене­водством. Жили в ярангах. Современные кочевые чуванцы работают совместно с чукчами и эвенами в оленеводческих хозяйствах, часть оседлых чуванцев в хозяйствах занимаются ловом и перера­боткой рыбы. Собаководство практически исчезло. Многие из марковцев заняты в животноводстве и огородничестве.

Зимой чуванцы носили меховую одежду чукотского типа — двойную меховую кухлянку и двойные штаны, летом — камлейку — глухую одежду с капюшоном того же пок­роя, что и кухлянка, но из ровдуги или ткани. Обувь изготавливали из нерпичьей кожи, камусов, ровдуги. Марковцы использовали русскую одежду.

Оседлые чуванцы питались главным образом рыбой и оленьим мясом с приправой из кореньев — продуктов собирательства. По праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков из­готовляли брагу, в больших количествах пили чай. Пища кочевых чуванцев состояла в основном из мяса оленя. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства чуванцы, подобно чукчам и корякам, использовали мухомор.

Духовная культура и социальные отношения оседлых чуванцев  испы­тали значительное русское влияние. Отмечались церковные праздники, в домах имелись иконы и церковные книги. Свадьбы справ­лялись по русскому обычаю. Умерших хоронили по православным нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине — орудия для рукоделия. И у оседлых, и у кочевых чуванцев был широко распространен охотничий фольклор, где совмещались действительный и фантастический сюжеты. У современных марковцев сохраняются старинные русские былины, песни, сказки. Кочевые чуванцы в основном сохраняют традиционные верова­ния, православием затронуты мало. Отмечали сезонные праздники, связанные с оленеводческим хозяйственным циклом, сопровождаемые забоем оленей, жертвоприношениями и прочее. Было развито шаманство, распространены антропо- и зооморфические фигурки из дерева, кожи, кости, камни для гадания, аналогичные корякским аняпелям.

Лит.: Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Северная энциклопедия. М., 2004.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири