Новости

Алексеев, Эдуард Ефимович // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

АЛЕКСЕЕВ Эдуард Ефимович (родился 4 декабря 1937, Якутск), этномузыковед. Доктор искусствоведения (1990). В 1952—56 учился в Центральной музыкальной школе-десятилет­ке при Московской государственной консерватории.

В 1956—61 — на теоретико-композиторском факультете Московской государственной консерва­тории (класс профессора Л.А. Мазеля). В 1963—66 — в аспи­рантуре Института истории искусств Академии Наук СССР у В. М. Бе­ляева (музыкальная фольклористика). В 1961—63 преподавал в Якутском музыкальном и в Якутском педагогическом училищах. В 1964—93 работал в Институте истории искусств (с 1977 — ВНИИ искусствознания, с 1992 — Государственный институт искусствознания), где организовал в 1987 сектор-лабо­раторию общей теории музыкального фольклора (в дальнейшем — отдел). В 1993—96 — сотрудник Института проблем мало­численных народов Севера в Якутске. С 1997 живет в США, сотрудник Международного института в Бостоне (International Institute of Boston).

Как исследователь ставит целью создание основ антропофоники — общей теории осмысленного звукоизвлечения, охватывающей пение и говорение (Singing and Speaking).

Участник и организатор многочисленных этнографических экспеди­ций в Якутию, на Алтай, в Бурятию, Туву, Монго­лию, на Северный Кавказ (Абхазия, Аджария, Адыгея, Крас­нодарский край), в Крым, Башкирию, Калмыкию и др. Записывал образцы музыкального фольклора русских, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, эскимосов, калмыков, евре­ев, цыган, крымских татар, шапсугов и других, а также пес­ни бардов, музыку фолк-рок ансамблей (1960—80-е гг.). В качестве редактора-составителя выпускал серию сборников «Из кол­лекции фольклориста» (20 вып. с прил. грампластинок, М., 1974—89); участвовал в подготовке многотомного из­дания «Памятники фольклора народов Сибири и Даль­него Востока» (том 10, Новосибирск, 1996). В 1972—91 руководил Всесоюзной комиссией по народному музы­кальному творчеству Союза композиторов СССР.

Автор музыкальных произведений, в том числе оперы «Песнь о Манчары» (в соавторстве с Г.Н. Комраковым; ставилась в Якут­ском театре оперы и балета в 1967, 1972, 1997).

Соч.: Есть ли у якутов многоголосие? // Сов. музыка. 1967. № 5; Проблемы формирования лада (на материале якутской народ­ной песни). М., 1976; Образцы якутского музыкального фольклора. Якутск, 1981 (соавт.); Раннефольклорное интонирование. Звуковы-сотный аспект. М., 1986; Фольклор в контексте современной куль­туры. Рассуждения о судьбах народной песни. М., 1988; Нотная запись народной музыки: теория и практика. М., 1990; и др.

Лит.: Дараган Д. В постоянном движении //Сов. музыка. 1981. // № 1; Максимов В. Жить — значит звучать // Рос. вести. 1995. И мая; Чередниченко Т. Парадокс Алексеева // Новое время. 1995. № 23; Московская консерватория: Биогр. энциклопедический сло­варь. От истоков до наших дней. 1866—2006. М, 2007.

Л. И. Пыстина

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири