Новости

Социализма элементы в общественном строе сибирской деревни в XVIII -1-й пол. XIX в. // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СОЦИАЛИЗМА ЭЛЕМЕНТЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНИ В XVIII -первой половины XIX в. А.И. Герцен, а затем народники, на­блюдая за жизнью центрально-русских земледельческих общин, обнаружили в их традициях предпосылки для развития по социалистического пути. Преодоление догмата о последова­тельной смене социально-экономических формаций в России позволило современным историкам увидеть элементы социализма и в сибирской деревне XVIII—XIX вв. Ее развитие осуществлялось при относительном балансе мелкотоварных и мелкобуржуазных способов производства, чему способствовал ряд институтов, поддерживающих воспроизводство элементов социально ориентированной экономики и соответствующих ей механизмов уравнительного распределения части общественного продукта. На уровне экономических отношений это — сочетание коллективного и наследст­венно-подворного характера землевладения и землеполь­зования; в сфере социальных отношений — раскладка налогов с учетом демографического и имущественного состояния семей. Налоговая система в сибирской деревне в XVIII в. включала 4 варианта подворного оклада, а в 1840-е гг. — 10.

Община в регионе (см. Община крестьянская) су­ществовала в 2 формах — сельской и волостной. 1-я начиная с XVII в. спонтанно воспроизводила на новых землях соседскую самоорганизацию жителей разной сословной прина­длежности; 2-я была создана государством в конце XVIII в. в качестве территориально-муниципального образования и получила юридический статус сословного органа крестьянского местного самоуправления. Крестьянское общество в лице схода и его выборных исполнительных органов регулировало земельные отношения, раскладку налогов; осуществляло опеку над лицами, потерявшими дееспо­собность или не достигшими ее. Таким образом, крестьянский социализм в сибирской деревне проявлял себя и в виде общественной собст­венности на землю, и в форме системы социальной защиты и ее гарантий.

Государство, делегируя общине столь важные социальные функ­ции, сознательно ставило преграду маргинализации (прежде всего пролетаризации и пауперизации) крестьянства. При разработке программы реформ, осуществлявших­ся в рамках Екатерины II национального проекта, использовались передовые для конца XVIII в. теории зарождавшейся социологии (Гельвеция, Бентама), этнологии (Гердера), политологии (Рейналя). Политическим толчком, подвигнувшим просвещенный абсолютизм Екатерининской эпохи к диалогу с крестьянством, оказалась революция в британских колониях и насущная потребность в подготовке условий для отмены крепостной системы в центре страны. Предпосылки к успешному проведению реформ заключались в том, что при разработке были учтены традиции соседской взаимопомощи, выработан­ные крестьянством в ходе непрерывной колонизации, и нормы христианской морали, совпадавшие с идеологией фамильно-клановых коллективов.

Благодаря введенным государством правовым обосновани­ям в сфере поземельных отношений казенное крестьянство получи­ло право на труд и полную занятость всех, желавших заниматься земледелием. На американском фронтире колонисты имели доступ к земле только через право ее покупки, что считалось величайшим достижением революции. На российских окраинах, в том числе в Сибири был институциализирован прообраз социальных отношений «государственно-общинного социализма».

Екатерининский социальный эксперимент привел к конструктив­ному решению важнейших социально-экономических проблем на азиатском колонизационном пространстве России и надолго определил относительно лояльного взаимоотношения основной массы коло­нистов — крестьянства — с центральной властью. Более адекватные исторические реальности, чем концепция «государственного феодализма», эта парадигма позволяет глубже оценить причины краха Столыпинской аграрной реформы, а также предпосылки российских революций начала XX в. и коллек­тивизации. Состоявшийся в конце XVIII в. «консенсус» просветительства и традиционализма оказался миной замедленного действия протяженностью более чем в 2 века. Еще за полстолетия до появления Коммунистического манифеста общественно-политическая мысль Германии через инициативных российских посредников, прошедших курс европейского просветительства в немецких университетах, подготовила в России историческую почву для реализации его программных идей.

Лит.: Емельянов Н.Ф. Крестьянский социализм в Зауралье при капитализме. Курган, 1994; Мамсик Т. С Диалог традици­онной и официально-правовой культур в Сибири в ходе реформы конца XVIII в. //Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2001. Вып. 4.

Т.С Мамсик

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири