СОЦИАЛИЗМА ЭЛЕМЕНТЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНИ В XVIII -первой половины XIX в. А.И. Герцен, а затем народники, наблюдая за жизнью центрально-русских земледельческих общин, обнаружили в их традициях предпосылки для развития по социалистического пути. Преодоление догмата о последовательной смене социально-экономических формаций в России позволило современным историкам увидеть элементы социализма и в сибирской деревне XVIII—XIX вв. Ее развитие осуществлялось при относительном балансе мелкотоварных и мелкобуржуазных способов производства, чему способствовал ряд институтов, поддерживающих воспроизводство элементов социально ориентированной экономики и соответствующих ей механизмов уравнительного распределения части общественного продукта. На уровне экономических отношений это — сочетание коллективного и наследственно-подворного характера землевладения и землепользования; в сфере социальных отношений — раскладка налогов с учетом демографического и имущественного состояния семей. Налоговая система в сибирской деревне в XVIII в. включала 4 варианта подворного оклада, а в 1840-е гг. — 10.
Община в регионе (см. Община крестьянская) существовала в 2 формах — сельской и волостной. 1-я начиная с XVII в. спонтанно воспроизводила на новых землях соседскую самоорганизацию жителей разной сословной принадлежности; 2-я была создана государством в конце XVIII в. в качестве территориально-муниципального образования и получила юридический статус сословного органа крестьянского местного самоуправления. Крестьянское общество в лице схода и его выборных исполнительных органов регулировало земельные отношения, раскладку налогов; осуществляло опеку над лицами, потерявшими дееспособность или не достигшими ее. Таким образом, крестьянский социализм в сибирской деревне проявлял себя и в виде общественной собственности на землю, и в форме системы социальной защиты и ее гарантий.
Государство, делегируя общине столь важные социальные функции, сознательно ставило преграду маргинализации (прежде всего пролетаризации и пауперизации) крестьянства. При разработке программы реформ, осуществлявшихся в рамках Екатерины II национального проекта, использовались передовые для конца XVIII в. теории зарождавшейся социологии (Гельвеция, Бентама), этнологии (Гердера), политологии (Рейналя). Политическим толчком, подвигнувшим просвещенный абсолютизм Екатерининской эпохи к диалогу с крестьянством, оказалась революция в британских колониях и насущная потребность в подготовке условий для отмены крепостной системы в центре страны. Предпосылки к успешному проведению реформ заключались в том, что при разработке были учтены традиции соседской взаимопомощи, выработанные крестьянством в ходе непрерывной колонизации, и нормы христианской морали, совпадавшие с идеологией фамильно-клановых коллективов.
Благодаря введенным государством правовым обоснованиям в сфере поземельных отношений казенное крестьянство получило право на труд и полную занятость всех, желавших заниматься земледелием. На американском фронтире колонисты имели доступ к земле только через право ее покупки, что считалось величайшим достижением революции. На российских окраинах, в том числе в Сибири был институциализирован прообраз социальных отношений «государственно-общинного социализма».
Екатерининский социальный эксперимент привел к конструктивному решению важнейших социально-экономических проблем на азиатском колонизационном пространстве России и надолго определил относительно лояльного взаимоотношения основной массы колонистов — крестьянства — с центральной властью. Более адекватные исторические реальности, чем концепция «государственного феодализма», эта парадигма позволяет глубже оценить причины краха Столыпинской аграрной реформы, а также предпосылки российских революций начала XX в. и коллективизации. Состоявшийся в конце XVIII в. «консенсус» просветительства и традиционализма оказался миной замедленного действия протяженностью более чем в 2 века. Еще за полстолетия до появления Коммунистического манифеста общественно-политическая мысль Германии через инициативных российских посредников, прошедших курс европейского просветительства в немецких университетах, подготовила в России историческую почву для реализации его программных идей.
Лит.: Емельянов Н.Ф. Крестьянский социализм в Зауралье при капитализме. Курган, 1994; Мамсик Т. С Диалог традиционной и официально-правовой культур в Сибири в ходе реформы конца XVIII в. //Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2001. Вып. 4.
Т.С Мамсик
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей