Новости

Нанайский фольклор // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

НАНАЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Термином «нингман» в Нанайском фольклоре обозначаются как эпос, так и сказки — все об­разцы повествования, в которых есть элемент вымысла, фантастики.

Многие нингманы имеют устоявшийся за­чин, он обозначает начало исполнения, привлекая вни­мание слушателей. Героические нингманы (эпос) повест­вуют о подвигах воинов-богатырей (в том числе женщин). Основные их сюжеты — кровная месть, героическое сватовство, борьба с темными злыми силами. Характерные особен­ности поэтики — гиперболизация, композиционные повторы, эпические формулы. Нередко только в нингманах сохраня­ются архаичные, вышедшие из употребления слова. Осо­бенность исполнения героических нингманов — поющиеся монологи героев; их начало и конец отмечались осо­быми запевными словами, лексическое значение которых пол­ностью утрачено. В современном бытовании эпоса поющиеся монологи встречаются нечасто. Сказки о животных, согласно народной традиции, предназначены для детей. Популярные персонажи — хитрая лиса (как и у других тунгусо-маньчжурских народов), заяц, тигр, медведь, собака, ры­бы, птицы. Сказка может состоять из нескольких эпизодов о приключениях одного персонажа. Бытовые сказки от­ражают различные исторические этапы развития нанайского этноса.

В них просматриваются и древние представления, и черты эпохи социального неравенства. Сказки такого типа насыщены бытовыми реалиями, комическими ситуациями; иногда в них пара героев, один из которых все делает правильно, а другой действует неумело и попадает впросак. В Нанайском фольклоре как осо­бая жанровая разновидность существует заимствованная сказка (сиохор). Как правило, это произведения из маньчжурского или китайского фольклора. Сюжеты и персонажи сиохор час­то значительно отличаются от собственно нанайских; в этих сказках действуют чиновники, солдаты, горожане и другие. Термином «тэлунгу» в нанайской традиции обоз­начаются рассказы, претендующие на достоверность (предания и были, мифологические рассказы). Тэлунгу расска­зывались нарочито просто, разговорным языком, в них не было песенных вставок, не использовались изобразительные средства. Тематика: история нанайских родов, межэтнические отношения, происхождение географических названий и т. п. К числу тэлунгу относятся и мифы — космогонические, этиологические, тотемические, рассказывающие о духах стихий, а также шаманские. Их исполнение было частью многих обрядов; в этих случаях рассказчиком мифов выступал шаман, нередко он распевал текст. К тэлунгу примы­кают гисурэн — устные рассказы, былички о событиях, произошедших на памяти рассказчика. Иногда вследст­вие особой значимости гисурэна он переходит в раз­ряд тэлунгу. В отличие от повествовательных жанров, песни и обрядовый фольклор (в том числе шаманский) нанайцев изучены сравнительно слабо.

Исследователи Нанайского фольклора: Л.И. Сем, Ю.А. Сем, В.А. Аврорин, Н.Б. Киле, Е.П. Лебедева, музыковед Т.Д. Бул­гакова.

Лит.: Аврорин В.А. Материалы по нанайскому языку и фоль­клору. Л., 1986; Нанайский фольклор: нингман, сиохор, тэлун­гу. Новосибирск, 1996 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 11).

Ю.В. Лиморенко

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири