Монголия и Байкал. Часть 1 // Карнышев А. Д. «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» 3-е изд.

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Монголия и Прибайкалье

Памятник Чингисхану
Памятник Чингисхану
Д. Сухэ-Батор на приеме у Б. З. Шумяцкого и И. П. Уборевича. Иркутск, декабрь 1921 г.
Д. Сухэ-Батор на приеме у Б. З. Шумяцкого и И. П. Уборевича. Иркутск, декабрь 1921 г.
Д. Сухэ-Батор - Главнокомандующий Монгольской Народной армией. Алтан-Булак. 1921 г.
Д. Сухэ-Батор - Главнокомандующий Монгольской Народной армией. Алтан-Булак. 1921 г.
Озеро Хубсугул летним вечером.
Озеро Хубсугул летним вечером.
Источник: Русская Википедия
Табын-Богдо-Ола (монг. Таван Богд уул — «пять божественных гор») — горный массив на юго-востоке Алтая
Табын-Богдо-Ола (монг. Таван Богд уул — «пять божественных гор») — горный массив на юго-востоке Алтая

Монголия  и  Байкальский регион - географические  соседи и даже родственники, если говорить о монгольском происхождении бурят. То, что монголы с давних пор знали о существовании Байка­ла и вступали на его берега, обусловлено исторически: во-первых, в регионе Байкала несомненно в давние времена бывали кочующие племена монголов, к потомкам которых можно отнести отдельные роды современных (особенно, селенгинских) бурят. Есть данные о том, что монголы посещали Байкал и «организованным порядком»: на острове Ольхон существует легенда о воинах Чингисхана, якобы останавливающихся табором на одном из мысов. Во-вторых, соглас­но преданиям, предки Чингисхана кочевали в Баргузинской долине, поэтому он объявил её священной родовой землёй предков (если это даже не так, легенду надо поддержать ради туристического бизнеса). Каждый, кто посещает Баргузин, знает, что основной путь к нему лежит во многих местах по берегам Байкала. В-третьих, у Байкала на северо — западе Монголии есть природный аналог — озеро Хубсугул. Оба озера имеют очень много схожих ландшафтов, и поэтому в монгольской мифологии они считаются родственниками. Этот миф имеет реальную подоплёку: из Хубсугула вытекает река Эгийн гол, которая впадает в Селенгу, являющуюся самым главным прито­ком Байкала. Таким образом, воды Хубсугула попадают в священное море. Существует и гипотеза о том, что Байкал и Хубсугул (как и Байкал — Гусиное озеро в Бурятии) соединяют также глубокие под­земные каналы — трещины, действующие как сообщающиеся сосу­ды. Так это или не так, покажет будущее, но в целом на территории Монголии расположено две трети площади водосборного бассейна основного притока Байкала, здесь формируется водный сток в объе­ме около 15 куб. км в год, или около 40-50% стока реки.

Чингисхан и Сухэ-Батор

Среди бурят, проживающих на берегах Байкала, существуют легенды о пребывании Чингисхана на море Тенгиз, так в древности называли озеро Байкал. Одним из главных мест посещения ханом озера называют баргузинскую землю, где по преданиям родилась и выросла его бабушка, и остров Ольхон. Километрах в пятидесяти от устья р. Баргузин он, как считается, побывал на берегах Чивыркуйского залива и был глубоко восхищен богатством вод и тайги. Легенда утверждает, что у входа в залив он поставил стражу — двух братьев воинов Кылтыгеев, чтобы они берегли эти места до его возвращения из походов. Не дождавшись своего полководца, стали эти братья двумя островами в жемчужине Байкала — Чивыркуйском заливе. (На самом деле есть бурятское слово Хэлтыгей - «косой», «наклонный косогор», обозначающее ряд островов, а также мысов, имеющих характерный наклон в одну сторону и «вздернутые» берега на другой стороне).

Существуют и предания о том, что знаменитый монгольский во­итель вместе со своими воинами перешел Байкал. Причем в пись­менных и устных источниках говорится, что сделал он это «сухой ногой». Вряд ли истинна мысль о том, что тогда на Байкале были какие-то перешейки (не так уж много лет прошло). Но вот вероят­ность того, что он перешел озеро «сухой ногой» по льду поздней зимой или ранней весной, например, по маршруту: устье реки Баргу­зин — северо-восточный берег Ольхона, никак нельзя исключить. А при наличии знающего байкальского аборигена такой переход лучше всего было сделать по маршруту: остров Лиственничный — окрест­ность мыса Ижимей — всего лишь около 40 км. Одна из бурятских легенд утверждает, что Чингисхан стоял табором на берегу острова, и с тех пор там сохраняется большой таган с котлом, в котором ле­жит лошадиная, а именно кобылья голова: так называется один из мысов острова. Мы уже говорили и о том, что российский писатель и путешественник В.Бурлак отстаивает идею о могиле монгольского воителя на данном острове.

На здании Иркутского педагогического университета, что располо­жен на улице Сухэ - Батора, прикреплена мемориальная доска с надписью: «Сухэ-Батор. 1893 —1923 гг. Основатель Народно — рево­люционной партии и народно — революционного государства. В 1920 жил и учился в Иркутске». Действительно, летом данного года Сухэ-Батор через Кяхту и Верхнеудинск прибыл в Иркутск, где посещал занятия школы красных командиров. Но он не только учился. Как военного специалиста по Монголии его поставили на командирскую должность. На берегу Ангары, на полигоне Сухэ-Батор обучал крас­ноармейцев искусно владеть шашкой, преодолевать разные барьеры.

Монгольские революционеры прожили в Иркутске около четырёх месяцев. Но когда глубокой осенью ситуация в Монголии обостри­лась, Сухэ-Батор с друзьями выехал в пограничные районы. 1 марта 1921 года в пограничном русском городе Троицкосавске (Кяхта) со­стоялся первый съезд Монгольской народной партии, впоследствии взявшей власть в свои руки и образовавшей Монгольскую Народную республику.

Все «советское» время Монголия была тесно связана с Россией и Байкальским регионом. Дружеские и родственные связи работали на развитие экономики и культуры обеих стран. Было много совмест­ных действий и в области экологии. Соседям нужно жить, постоянно помогая друг другу. И на это нацелены многие мероприятия и прави­тельств двух стран, и научной общественности, и деловых людей.

Гора Богдо-Улы

Есть у наших соседей и впечатляющие примеры эффективных экологических традиций. Столица Монголии Улан-Батор расположе­на вблизи горы Богдо-Улы (богдо - священная, ула - гора). Здесь же протекают два рукава неширокой Тюлы, и эта река отделяет го­род от лежащей к югу горы. Богдо - Ула на 900 м поднимается над долиной реки, а абсолютная высота её  - 2215 метров.

Законодательным актом Богдо-Ула объявлена заповедной в 1809 году. Однако как священная («Богдо») гора она почитается давно, видимо со времени основания Урги - Улан-Батора, т.е. с 1649 года. Существует легенда, согласно которой Чингисхан скрывался от про­тивников на Богдо-Уле. Гора спрятала его, и враги тщетно пытались найти Чингисхана среди непроходимых дебрей. Когда преследователи ушли, Чингисхан спустился к Толе, принес жертву горе и завещал своим детям и внукам почитать гору и впредь приносить ей жертвы. Действительно, по свидетельству П.К.Козлова, обряд ежегодного при­ношения горе жертв существовал еще в начале нашего века. Современ­ная площадь заповедника - 36600 га, из которых 18800 га покрыто лесом. Охраняется заповедник издавна хорошо: у входа в каждую из падей постоянно живет охрана, миновать которую практически невозможно. Впрочем, случаи нарушения заповедности редки - монголь­ский народ очень любит и почитает красавицу Богдо-Улу.

Богдо-Ула до 1975 года была единственным заповедным участком в Монгольской Народной Республике. В 1995 году Великим Хуралом Монголии был принят закон об особо охраняемых природных территориях, в котором введено четкое разграничение между заповедника­ми, национальными парками, заказниками и памятниками природы. Были созданы новые природоохранные территории, расширена пло­щадь уже существовавших, утверждены границы особо охраняемых территорий и усилена охрана. Сегодня в Монголии насчитывается 12 заповедников, 18национальных парков, 19 заказников, 5 природных памятников. Все эти меры способствовали тому, что на территории Монголии сохранились совершенно уникальные животные, исчез­нувшие в других странах. Среди них такие, как лошадь Пржеваль­ского и дикий верблюд. Только в Монголии остались еще достаточно обычными такие животные, как кулан, дзерен, джейран, медведь-пищухоед, снежный барс. Каменистая пустыня — гамада с оазисами из разнолистного тополя в Заалтайской Гоби, где и обитают многие из названных животных, представляет огромный научный интерес. Создание здесь большого заповедника на площади около 4 млн. га, организация которого начата, будет иметь исключительное значение для сбережения и изучения природы Центральной Азии.

Такие примеры, несомненно, полезны и для организаторов за­щиты флоры и фауны Байкальского региона. Тем более, что водо­охранная зона Байкала неофициально может быть распространена и на территорию соседней страны и в ней представлена не менее 40 процентами водосборной площади священного моря в целом. Это относится прежде всего к реке Селенге и ее притокам. Для сотруд­ничества в данном направлении много перспектив. Для региона по­тенциально важна и разработка совместных проектов туристических маршрутов «Байкал-Хурсугул». Уже есть туры, которые проходят по территории Иркутской области, Республике Бурятия и Монголии, но возможности озерных братьев сегодня используются слабо.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Байкал | Карнышев А. Д. "Байкал таинственный ..." | Библиотека по теме "Байкал"