Новости

Мелетий (Якимов)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Фотопортрет свт. Мелетия
Фотопортрет свт. Мелетия
Источник: Русская Википедия
Свт. Мелетий со священниками Якутской епархии
Свт. Мелетий со священниками Якутской епархии
Источник: Русская Википедия
Рязанский Свято-Троицкий монастырь, в котором покоятся мощи свт. Мелетия
Рязанский Свято-Троицкий монастырь, в котором покоятся мощи свт. Мелетия
Источник: Русская Википедия

Мелетий (Михаил Кузьмич Якимов; 29 октября [11 ноября] 1835, с. Нема (Введенское) Нолинского уезда Вятской губернии, Российская империя – 14 [27] января 1900, г. Рязань, Российская империя) — православный священник, епископ. Местночтимый святой Иркутской и Ангарской епархии.

Биографическая справка

Родился семье священника Вятской епархии Космы Павловича Якимова (скончался 18 октября 1837. Родственник профессора Санкт-Петербургской духовной академии И.С. Якимова). В первые годы своего детства, лишившись отца, вместе с другими детьми-сиротами остался на попечении матери. Несмотря на бедность и слабость здоровья, успешно прошёл курс низшей школы и окончил в 1856 Вятскую духовную семинарию.

Стремясь к уединенной жизни, он не захотел продолжать учение в высшей богословской школе, но непосредственно, по окончании семинарии, поступил в число братии Вятского Успенско-Трифоновского монастыря, где 28 (26?) марта 1857 был пострижен в рясофор без перемены имени и определен сначала проповедником и библиотекарем, а затем (с 1 сентября) учителем по священной истории и нотному пению и надзирателем в Вятском духовном училище.

В таком скромном звании монастырского послушника, учителя и воспитателя духовного юношества молодой рясофорный инок оставался более года, пока советы его товарища-друга (впоследствии кафедрального протоиерея в Вятке Ф.Г. Кибардина) не привели его к решимости продолжать далее богословское образование в академии.

16 августа 1858 он поступил в Казанскую духовную академию, где 1 февраля 1859 был пострижен в монашество с именем Мелетия, а 16 марта того же года рукоположён во иеродиакона епископом Никодимом.

9 декабря 1861 из высшего отделения академии, ещё не окончившего 4-й курс, его сослали (уехал 31 марта 1862) в Посольский Спасо-Преображенский монастырь (на Байкале) в наказание за служение "политической панихиды" по Бездненским крестьянам, убитым при усмирении их волнения.

Смиренно и безропотно покоряясь воле Божией, он отправился в маловедомую суровую страну Сибири с верой в своё призвание и христианской решимостью служить вверенному ему делу.

23 июня 1862 он прибыл на место своего служения и определён миссионером в Селенгинское бурятское ведомство и 3-ю конную бригаду Забайкальского казачьего войска. С 1 ноября он миссионер при Кударинской степной думе.

30 декабря того же года рукоположен во иеромонаха.

20 июня 1865 был удостоен степени кандидата богословия.

На миссионерском поприще он вступил в близкое общение с епископом Селенгинским (впоследствии архиепископом Иркутским) Вениамином в то общение любви, которое продолжалось между ними во всю последующую их жизнь.

С 1862 по 1867 вместе с одним сотрудником и одним послушником обратил и окрестил более 500 человек.

В Кударинском стане построил и освятил храм во имя свв. апостолов Петра и Павла.

С 1 июня 1867 — миссионер в Тунгуйской степи.

В сентябре 1872 назначен для проповеди слова Божия бурятам и тунгусам почти на самых границах Монголии (в Цаган-Усунском стане и Цикаре).

20 (30?) августа 1873 определён начальником Иркутской миссии и управляющим Ниловой пустынью в Саянских горах, а 27 сентября того же года — настоятелем пустыни.

2 февраля 1874 возведён в сан архимандрита.

Миссионерское его служение с этих пор получает более широкую постановку, в особенности с того момента, когда новый начальник Иркутского отдела духовной миссии был вызван в Казань для ознакомления с методами переводов на инородческие языки книг, содержащих учение христианской веры. Эта поездка в Казань, общение его здесь с незабвенным Н.И. Ильминским и другими сподвижниками последнего имела весьма важное значение в дальнейшей миссионерской деятельности о. архимандрита Мелетия: "Учение о святой православной христианской вере — в беседах с бурятами" — появлялось тогда в печати на их родном языке, а это, конечно, было хорошим началом, за которым следовало продолжение в том же направлении, обеспечивающее верный успех православному миссионерскому делу среди бурят и других жителей Сибири. Об успехах православной миссии среди этих народов в пятилетнее управление Иркутской миссией отца архимандрита Мелетия свидетельствует тот факт, что при нём обращено было в православную веру более одиннадцати тысяч язычников.

В мае 1875 он возвратился в Иркутск.

5 ноября (по другим сведениям 5 августа) 1878 Мелетий хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии и назначен управляющим Забайкальской духовной миссией в звании ее начальника.

Областной город Чита стал центром, откуда святитель-миссионер неустанно, в особенности в 1881 (когда исполнилось 200-летие со времени основания Забайкальской миссии миссионерами Феодосием и Макарием), обходил с проповедью слова Божия все Забайкалье, прилагая все старания к просвещению своей паствы и устройству церковно-гражданского быта новокрещенных с целью слияния их с русским оседлым населением.

Для усиления средств к распространению просвещения, владыка открыл церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия в Чите, чтобы закрепить свои духовные завоевания посредством церковно-приходской школы. Следствием всего этого было то, что за время управления Забайкальской миссией Преосвященным Мелетием число обращенных в православную веру из шаманистов и ламаитов доходило до четырех тысяч.

5 июля 1889 назначен епископом Якутским. Прибыл в Якутск 16 сентября.

С 14 октября 1896.— епископ Рязанский и Зарайский.

27 ноября отбыл из Якутска и прибыл в Рязань 17 февраля 1897.

С 1897 — почётный член Казанской духовной академии.

Скончался 14 января 1900. Похоронен в Архангельском соборе Рязанского Кремля.

8 июня 1998 обретены мощи святителя Мелетия.

Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири.

В течение 35-летнего труда на этом поприще был прозван "Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибири и Азии".

Был инициатором облегчения участи больных проказой. Сам лично облегчил страдания прокаженных якутов. Добрый, приветливый, строгий к себе и снисходительный к другим, он был настоящий христианский миссионер по призванию. Он оставил по себе богатое наследие добрых дел. На поприще духовного писателя оставил много печатных трудов, многие из них помещены в Епархиальных Ведомостях (Иркутских, Якутских и Рязанских) и Православном Благовестнике.

Брат его был иереем в селе Верховойском.

Почитание

В 1984 по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена Мелетий, в составе Собора Сибирских святых, был причислен к лику святых.

18 июня 1998 — обретены мощи святителя Мелетия.

18 сентября 1998 — мощи перенесены в Рязанский Свято-Троицкий монастырь.

Мелетий — местночтимый святой Рязанской и Касимовской епархии. Его память прославляется 14 (27) января (день мирной кончины), 5 (18) июня (обретения мощей) и 10 (23) июня (день Собора Рязанских святых).

Мелетий — местночтимый святой Иркутской и Ангарской епархии. Память его прославляется 14 (27) января (день мирной кончины) и 10 (23) июня (день Собора Сибирских святых).

В Красноярской и Енисейской епархии Мелетия прославляют в день Собора Сибирских святых.

Владыка Мелетий почитается и на родине в Вятской епархии: в посёлке Нема, где родился, а также в Троицком Соборе города Уржума, где имеется частица его святых мощей и святой образ. Его память празднуется также 2 раза в год.

Сочинения

  1. Поучение к новокрещёным о святой христианской вере. Казань (на бурятском языке).

  2. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653—1726) и сведения о даурской миссии. Казань, 1875.

  3. Православие и устройство церковных дел в Даурии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях. Рязань, 1901.

  4. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита в Чикойских горах, за Байкалом. Рязань, 1901.

  5. О переводной церковно-канонической литературе в древней России (сочинение на соискание степени кандидата богословия). 1865.

  6. Якутский Спасский монастырь: владетельные акты на землю и угодья монастыря в древний период его существования. Якутские епархиальные ведомости, 1890, № 7-20.

  7. Сведения о состоянии Якутской епархии за истекшее семилетие (1889—1896).

Кроме того, им был написан целый ряд проповедей, миссионерских записок и отчетов по забайкальской и иркутской миссиям, которые печатались в «Иркутских епархиальных ведомостях» и перепечатывались затем в духовном журналах «Странник», «Миссионер» и в «Православном Обозрении».

Литература

  1. Мелетий (Якимов), св. // Русское православие

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 августа 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.