Култук, село. О некоторых постройках // Хобта А., Снопков С. «Култук: село, разъезд, станция, поселок» (2007)

Вы здесь

Во время строительства Кругобайкальской железной дороги в Култуке. одном из важнейших пунктов строительства, где располагались руководители 2-го и 3-го строительных участков, с 1902 по 1912 гг. было построено много новых зданий и сооружений: здание церковноприходской школы, железнодорожный госпиталь, много жилых домов. В настоящее время внешний вид большинства зданий мы можем увидеть только на фотографиях или чертежах. Часть жилых домов была перестроена и при этом потеряла свой первозданный вид. часть зданий была уничтожена. Эта участь постигла самые красивые и живописные сооружения Култука, например, в 1980-х гг. бездумно было разобранО здание школы постройки 1902 г. и живописное, с башенками и красивой крышей здание госпиталя.

Ночлежный дом 

Инициатором пристанища для безработных выступила Виктория Николаевна Симберг (жена заместителя начальника строительства К.Н. Симберга), которая обратилась с просьбой к служащим на строительстве Кругобайкальской железной дороги собрать по подписке деньги с тем, чтобы на них в Култуке построить ночлежный дом (человек на 50, по 5 коп. за ночь)199.

Двадцать восьмого ноября 1902 г. в Култуке открылся «большой и хорошо устроенный ночлежный дом для рабочих»200. Он содержался железнодорожным ведомством. Его существование «благодаря последним разъяснениям, Министерством путей сообщения не только должно быть обеспечено, но и возможно улучшено»201. Но уже летом 1903 г. В.Н. Симберг писала: «Ночлежный дом в Култуке предлагают под больницу, так как он пустует». Из-за абсолютного отсутствия ночлежников ночлежный дом пришлось закрыть202 и разместить в нем больницу. Вырученные от найма деньги В.Н. Симберг хотела направить на открытие в нем впоследствии школы. Но так как открывать школу после больницы оказалось нежелательным, она решила продать дом Управлению по строительству КБЖД, и дом два месяца простоял пустой203. В 1904 г. возник вопрос об открытии железнодорожной школы в Слюдянке. Предлагалось ночлежный дом В.Н. Симберг с согласия жертвователей передать для школы. На перенос здания имелись и средства (около 1000 руб.), но дело с места не сдвинулось. В 1905 г. это здание сдавали в аренду военному ведомству.

Дом инженера Х.А. Ярамышева (Народный дом)

Это было одно из больших и красивых зданий в селе. В советское время здание стали называть Народный дом  первый дом культуры в Култуке. Но, к сожалению, оно не сохранилось. Как выглядело это здание, сегодня можно увидеть только на фотографии. Это было двухэтажное здание с живописной крышей и смотровой площадкой наверху, оно выделялось на фоне огромного количества одноэтажных построек села. Здание имело Г-образную форму и располагалось рядом с пересечением Московским трактом Кругобайкальской железной дороги, с левой стороны в направлении к Байкалу.

Сведений о Народном доме удалось собрать немного. Известно, что в нем работала библиотека. Как уже отмечалось, ветеринарный врач А. Коханский в 1920-х гг. передал сюда свое личное собрание книг. Затем здесь работал магазин. В 1950-х гг., по воспоминаниям старожилов, в доме проходили танцы.

В 1930-х гг. верх здания был перестроен под предлогом того, что искры от проходящих паровозов летели прямо на деревянные конструкции. Возможно, была и другая причина. В то время происходило разрушение церквей, а у бывшего дома Ярамышева верх был с башенками. Возможно, перестройка связана с разрушением «церковной» архитектуры, т.к. такие формы крыши ассоциировались с церковными куполами. Недаром многие жители с трудом вспоминают, что действительно возле железной дороги было здание, но считают, что эта была церковь.

Полностью здание было разобрано в 1956—1957 гг. Свидетели этого утверждают, что бревна постройки были в прекрасном состоянии. В основании здания находились бревна в обхват толщиной с обожженной поверхностью. Основание дома было засыпано белым кварцевым песком, специально привезенным откуда-то для этой цели. В настоящее время на месте Народного дома находится картофельное поле.

Дом инженера И.И. Бернатовича

Высоко на горе, над железнодорожным разъездом, было выстроено казенное здание, очень изящно расположенное в разбитом парке, с верандочкой, обращенной к Байкалу. Руководитель 3-го строительного участка И.И. Бернатович построил казенное здание далеко от линии, «под самыми небесами». В «Альбоме типовых и исполнительных чертежей» постройки второго пути этот дом показан и назван как «Жилой домдача бывшего инженера Бернатовича»204.

В июле 1902 г. старший врач КБЖД просил передать в казну для больницы в Култуке собственный дом начальника участка. Тогда инженер отказал. Но через год неожиданно решил продать свой дом, т.к. на станции Слюдянка уже имелись казенные дома и он мог там поселиться. Дом его был построен по типу железнодорожной больницы в местности, как писал сам Бернатович, «защищенной от ветров, и близко к разъезду»205. Дом капитальное сооружение, построенное по техническим условиям строительства гражданских сооружений на железных дорогах. Под домом располагался подвальный этаж. Надворные постройки составляли: кладовая — 8,64 кв. саж., конюшня на два отделения и коровник под одной крышей — 6,24 кв. саж., навес между конюшней и кладовой, колодец, наружное ограждение. Но дом куплен не был.

Начальник участка написал в Управление строительства КБЖД: «Прошу разрешить кредит в 300 рублей для устройства дороги от моего дома к разъезду Култук». Начальник технического отдела ответил: «Расценочной ведомостью не предусмотрено устройство  дорог от собственных домов начальников участков к станциям...»206

Затем И.И. Бернатович продавал дом Красному Кресту. С весны просил 12 тыс. руб., к лету 8 тыс. (дом стоил, по местным оценкам, 5 тыс. руб.). Соседний казенный дом перенесли в Слюдянку. Представители Красного Креста говорили, что хотели приобрести дом вместе с переносимым, а начальник участка задерживает переноску дома.

Инженер И.И. Бернатович известен был в Култуке еще тем, что облагодетельствовал местное население проведением дороги-времянки, ведущей из Култука на таежные прогалины — в падь Талую, т.е. той самой дороги, по которой сейчас  ходит весь автотранспорт.  Тогда,  конечно  же,  для местных жителей была в диковинку новая дорога, ведущая в тупик. До наших дней дом не сохранился

Железнодорожный клуб

Осенью 1902 г. в Култуке было отстроено помещение под игорный дом и тогда же открыто. Местный Железнодорожный клуб, такое он получил название, не оправдал возложенных на него учредителями надежд. Вместо учреждения для различных семейным развлечений он стал обыкновенным рестораном, в котором происходила, главным образом, «крупная картежная игра» и изредка танцевальные вечера207. Дальнейшая судьба дома неизвестна.

Кирпичные заводы

О култукских кирпичных заводах сведений мало. В двух километрах от села находился кирпичный завод, вырабатывавший до 250 тыс. штук кирпича.

Шестнадцатого февраля 1904 г. пристав первого участка КБЖД сообщал об аукционной продаже в Култуке имущества крестьянина Якова Баглая (Бажая?), заключавшегося в кирпичном сарае, кирпиче, обожженном и сырце до 35 тыс. шт.208 Имущество описано и продавалось в удовлетворение взыскания в пользу Леонтия Натансона в сумме 214 руб., а с процентами имущественной оценки — в 228 руб.

Также было объявлено об аукционной продаже имущества дворянина Иосифа Игнатьевича Филипповича, состоявшего из кирпичного сарая, кирпича, обожженного и сырца до 500 тыс. шт. в пользу Петра Андреевича Астапова209.

Вокзал210

Во время строительства первого пути Кругобайкальской железной дороги согласно проекту рядом с селом был построен железнодорожный разъезд Култук. Вокзала как отдельного помещения не было (как и на станциях Маритуй и Шарыжалгай). Служебные помещения и комнаты для пассажиров были размещены в типовом жилом доме211, который, как и все другие на западном участке, был построен в период с 22 июня по 22 сентября 1904 г. подрядчиками Г.Ф. Краевским и Б.Л. Горфином.

В помещении вокзала (как в Маритуе и Шарыжалгае) размещались начальник станции, старший и младший телеграфисты, жандарм, два стрелочника (в одной комнате), сторож. Для пассажиров был отведен зал 3-го класса. Кроме того, в помещении располагались телеграф и ламповая.

Место для вокзала железнодорожные инженеры выбрали на слегка всхолмленном пустом участке на северо-восточной окраине села. Для здания вокзала и других станционных построек была создана искусственная площадка над железнодорожным полотном.

Здание состоит из прямоугольного сруба (38,8 х 11,4 м), стоящего на фундаменте из тесаного камня. Площадь здания 352 кв. м. Южный фасад имеет ризалиты и два тамбура, еще один тамбур есть на северном фасаде и один — на восточном.  По  всему периметру здания расположены большие трехчастные окна. Основная часть вокзала перекрыта двускатной кровлей с вальмой с одной стороны, над ризалитом, над тамбурами щипцовая кровля. Корпус вокзала выглядит скромно. Декор состоит из фланкировки углов сруба дощатыми пилястрами. Наличники окон имеют простые сандрики и подоконную доску с тремя волнами. Наличники на окнах ризалита украшены сандриками с треугольными фронтонами и элементами пропильной резьбы. Пропильная подвеска украшает и верхнюю часть фронтона. Западную часть здания (примерно 1/3 по площади) занимал зал ожидания с буфетом и отдельным входом. В средней части находилась билетная касса (с окошечком в зал ожидания), контора весовщика, товарная контора, кабинет начальника станции и кабинет дежурного по станции. В комнату сигналиста и в комнату составителя вход находился на северном фасаде. Там же находилась кухня общежития. Тамбур на восточном фасаде вел в коридор с кладовой в торце и две квартиры: для двух дежурных по станции. В 1930-х гг. планировка здания существенно изменилась, и теперь вокзал выглядит иначе.

Примечания

199 Вост. обозрение. — 1902. — 1 июня.

200 Там же. — 6 дек.

201 Иркутские губернские ведомости. — 1903. — 23 авг.

202 Вост. обозрение. — 1903. — 18 июля.

203 Там же. 1903. 31 июля.

204 Альбом типовых и исполнительных чертежей по постройке 2-го пути на участке Байкал — Култук — Танхой Забайкальской железной дороги. 1911—1915. — Иркутск, 1916. С. 115.

205 РГИА. Ф. 326. Оп. 3. Д. 564. Л. 109-109 об.

206 Вост. обозрение. — 1905. — 13 марта.

207 Там же. 1903. 21 авг.

208 Иркутские губернские ведомости. — 1904. — 14 февр.

209 Там же.

210 В разделе использован материал Л.А. Аболиной.

211 РГИА. Ф. 326. Оп. 4. Д. 455. Л. 99 об.; Оп. 3. Д. 159. Л. 1.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Хобта А.В., Снопков С. | Источник(и): Мозаика Иркутской губернии. Старинные селения Приангарья: очерки истории и быта XVIII — нач. XX вв.: Сб. статей / Сост. А.Н. Гаращенко. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», Изд-во «Оттиск», 2007 | с. 313-318 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Научные работы | Библиотека по теме "История" | Слюдянский район