В 2004 г. депутаты отмечали десятилетний юбилей деятельности регионального парламента. За это время был сформирован не только представительный орган власти, но и выстроена система принятия законов на региональном уровне. Депутаты Законодательного собрания приняли более 600 региональных законов. Перед выборами депутатов ЗС четвертого созыва в федеральное избирательное законодательство были внесены серьезные изменения, связанные с введением на региональных выборах пропорциональной избирательной системы. На выборах осенью 2004 г. предстояло избрание депутатов не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам (50 % на 50 %). В новацию входило также увеличение общего количества депутатов, а также депутатов, работающих на освобожденной основе. Депутаты внесли поправки в Устав области, Законы Иркутской области «Об организации и деятельности администрации Иркутской области», «О статусе депутата Законодательного собрания», «Об основах организации и деятельности Законодательного собрания Иркутской области».
В ходе подготовки к выборам 2004 г. Законодательное собрание области должно было внести изменения в региональное законодательство. Спикер С. И. Шишкин тогда к такому решению отнесся довольно сдержанно: «Понятно, что Госдума хочет усилить свое влияние в регионах. Что из этого получится, мы еще посмотрим, но я ничего хорошего не жду. Не из-за того, что я не доверяю партиям, а из-за того, что их просто не существует, доверять-то некому! Партиям еще нужно доказать свою необходимость для общества. Но сейчас чрезвычайно высока опасность, что этой правовой возможностью могут воспользоваться проходимцы, политические интриганы, причем низкого местного разлива» [30].
Сами депутаты также высказывали разные мнения по данному вопросу. Так, например, Ю. И. Фалейчик заявил, что время индивидуальной политики прошло, депутата как политика не видно, потому что решение принимает фракция, а потом на сессии только озвучивается. Депутат А. П. Козьмин говорил, что иногда внутри одной фракции нет абсолютной однородности по принципиальным вопросам, и на первый план выходят не политические амбиции, а прагматические соображения [16, с. 5].
Региональный закон о выборах депутатов законодательного собрания оказался одним из самых либеральных в стране и содержал норму о 3%-ном заградительном барьере. Однако с приближением избирательной кампании этот барьер был увеличен до традиционных тогда 5 %. Кроме того, было решено отменить первоначальное решение об увеличении численности депутатов до 62 и вернуться к цифре 45. Формально инициатива изменить предыдущее решение депутатов исходила от мэров городов и районов, которые в феврале 2004 г. в своем обращении заявили о целесообразности урезать число депутатских мандатов. Таким образом, число избирателей в одномандатных округах увеличилось в среднем до 84,5 тыс. избирателей на округ.
Инициативу авторов письма поддержала Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области. Кроме того, вопрос об изменении численности депутатского корпуса обсуждался на заседании политсовета регионального отделения «Единой России». Противники сокращения депутатского корпуса – депутаты В.А. Лукин, А. В. Романов, С. И. Шишкин – считали, что это вопрос политический. По их мнению, сокращение количества депутатов ущемляет интересы жителей, прежде всего северных, малонаселенных территорий области. В то же время доля иркутян серьезно возрастает, так как в партийные списки попадают прежде всего представители областного центра. Единороссы поддержали инициативу мэров. Всего избиралось 45 депутатов, из них 23 - по партийным спискам и 22 - по одномандатным округам. Избирательный залог для партийных списков составил 825 тыс. руб. (предельный размер фонда - 5,5 млн руб.), для кандидатов по округам- 156 750 руб. (предельный размер фонда - 1 045 тыс. руб.).
Администрация области во главе с губернатором Б. А. Говориным избрала тактику внедрения лояльных себе кандидатов во все основные списки («Единой России», «Родины», АИР, «Яблока», блока «За родное Приангарье», Социалистической единой партии России - СЕПР, Партии пенсионеров). Фактически единственной открытой оппозицией губернатору выступала КПРФ во главе с лидером регионального отделения С. Г. Левченко. Активно выступал против коммунистов список СЕПР, который возглавил вышедший из «Единой России» вице-спикер В. А. Соколов. Задачей этой малоизвестной партии было растаскивание левых голосов, и, в конце концов, ей совсем чуть-чуть не хватило до прохождения в региональный парламент. Список «Единой России» включал как сторонников, так и противников губернатора. Во главе списка встал президент корпорации «Иркут» А. И. Федоров. В качестве кандидатов по списку и округам были выдвинуты представители всех тогда действующих в области ФПГ- Иркутского алюминиевого завода, ОАО «Саянскхимпласт», банка «Сибирское ОВК», компании «Илимсиблес», Коршуновского горно-обогатительного комбината, «Илим Палп». «Родина», созданная при поддержке региональных властей (в списке присутствовали заместитель главы администрации Т. И. Рютина и представитель губернатора Н. Качан), построила свою избирательную кампанию на критике «Единой России», что заставило региональное отделение ЕР обратиться в суд с требованием снять с выборов список «Родины» [4]. Руководство партии власти посчитало, что агитация конкурентов, основанная на недостоверных данных, наносит ущерб ее репутации. В ночь с 26 на 27 сентября 2004 г. в Иркутске были убиты руководитель регионального штаба «Родины» М. Мараховская и питерский журналист Я. Травинский. Обсуждались различные версии происшедшего, в том числе ограбление, сама партия объясняла случившееся тем, что погибшие якобы обладали информацией о связи властных структур Приангарья с организованной преступностью. Суд же доказал, что это было обычное банальное ограбление [59].
Региональные отделения партий «Народная партия» и «Союз правых сил» создали единственный предвыборный блок «За родное Приангарье» во главе с главным врачом областного перинатального центра Н. В. Протопоповой и политиком А. П. Козьминым. В качестве неформального участника выборов выступало общественное объединение «Союз демократических сил» (создатели - депутат ЗС В. М. Боровский и сопредседатель «Демократической платформы» в партии «Яблоко» В. И. Камышев). СДС вел активную агитацию против списков «Яблока» и блока «За родное Приангарье», поддерживая свой список кандидатов-одномандатников. Список «Яблока» возглавил бывший руководитель федерального аппарата партии иркутянин Т. Нижегородцев, а член облизбиркома от «Яблока» Ю. Нечаев поставил под сомнение легитимность проведения партийной конференции и партсписка «Яблока», выдвинутого на выборы в ЗС. Официально было отказано в регистрации Народно-патриотической партии России, но данное избирательное объединение только заявило о желании участвовать в выборах, а документов на регистрацию не предоставило.
Большое количество «черных технологий», наличие контрагитации привели к тому, что выборы прошли при низкой явке (29,5 %) и активном голосовании «против всех». 5%-ный барьер преодолели 5 партий и избирательный блок (табл. 1, 2).
Число избирателей, включенных в список: 1 848 383.
Число избирателей, принявших участие в выборах: 545 373 (29,51 %), в том числе проголосовало досрочно 474 (0,08 % от явки), вне избирательных участков - 43 596 (8, % от явки).
В округах было избрано 10 кандидатов партии «Единая Россия», 9 самовыдвиженцев и один представитель АПР. Выборы по избирательному округу № 7 были признаны несостоявшимися в связи с тем, что больше всего голосов набрал кандидат «против всех». Выборы по избирательному округу № 6 (Ангарск) были и вовсе отложены, так как ко дню голосования в округе остался только один зарегистрированный кандидат - Ю. И. Фалейчик.
Таблица 1
Результаты выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области 10 октября 2004 г. по пропорциональной системе
Избирательное объединение |
Получено голосов |
Процент голосов |
Получено мандатов |
«Единая Россия» |
164 581 |
30,19 |
9 |
КПРФ |
70 094 |
12,86 |
4 |
АПР |
50 681 |
9.33 |
3 |
Партия «Родина» |
49 368 |
9,06 |
3 |
Блок «За родное Приангарье» |
37 935 |
6,96 |
2 |
Российская партия пенсионеров |
31 634 |
5.8 |
2 |
СЕПР |
23 203 |
4,26 |
- |
РДП «Яблоко» |
22 534 |
4.13 |
- |
ЛДПР |
19 890 |
3,65 |
- |
Против всех списков |
61 591 |
11.3 |
- |
Недействительных бюллетеней |
13 376 |
2.45 |
- |
Таблица 2 Результаты выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области 10 октября 2004 г. по мажоритарной системе
|
Перед первой сессией четвертого созыва на должность председателя Законодательного собрания федеральный совет партии «Единая Россия» предложил кандидатуру В. К. Круглова, который 27 октября 2004 г. был избран единогласно. В результате соглашения между различными группами интересов было избрано сразу три заместителя председателя - Л. М. Берлина, Г. В. Истомин (оба – «Единая Россия») и Д. 3. Баймашев (Аграрная партия).
Виктор Кузьмич Круглов родился в 1955 г. в Амурской области. Окончил Иркутский политехнический институт. Был распределен на Зиминский химический завод, где прошел путь от мастера до генерального директора. В 1997 г. был избран генеральным директором ОАО «Саянскхимпласт». С 2000 г. - депутат Законодательного собрания Иркутской области, в 2004- 2008 гг. - председатель ЗС.
В депутатском созыве были сформированы депутатские фракции от партий «Единая Россия», «Родина», «Аграрная партия России». Наряду с фракциями действовала депутатская группа «Региональное развитие». Позже начала работать депутатская группа «Антикоррупция», впоследствии реорганизованная в комиссию по противодействию коррупции.
Несмотря на разницу в политических пристрастиях, депутаты все-таки сумели объединиться в решении важнейших вопросов области. Темы, которые активно звучали в повестках дня - закрытие гидролизных заводов, нефтепровод, прокладываемый близ Байкала, монетизация социальных льгот, повышение цен на ГСМ.
На период работы Законодательного собрания четвертого созыва выпало много важных событий в региональной политике, включая объединение Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и двукратную смену губернаторов: в сентябре 2005 г. область возглавил начальник ВСЖД - филиала ОАО «РЖД» А. Г. Тишанин, в апреле 2008 г. - И. Э. Есиповский. Более двух с половиной лет губернаторства А. Г. Тишанина сопровождались эскалацией его конфликта с ЗС, находившимся под контролем Виктора Круглова. В отличие от «энергетической оппозиции» 2000-2001 гг., руководство ЗС действовало в противостоянии с губернатором более хитроумно, предпочитая завуалированные, закулисные методы достижения поставленных целей. Именно в это время стало расхожим мнение, что в Приангарье создана «машина» по «съедению» губернаторов, избегающая лобовых столкновений и действующая по принципу «партизанской войны».
В 2005 г. при Законодательном собрании был учрежден общественный совет, куда вошли руководители региональных ветеранских и женских организаций, общества инвалидов, областного объединения профсоюзов.
Стратегическим направлением в работе депутатов стал процесс объединения двух субъектов Российской Федерации – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Вначале депутаты отнеслись к идее объединения довольно осторожно. Серьезной проблемой мог стать вопрос явки населения на референдум, поскольку неявка избирателей могла стать существенным ударом по институтам власти. Первоначально референдум был намечен на осень 2006 г., однако на его скорейшем проведении стали настаивать власти Усть-Ордынского автономного округа. В октябре 2005 г. был принят Закон «О референдуме в Иркутской области», который устанавливал правила подготовки и проведения референдума, в том числе и по объединению Иркутской области и округа. Для проведения референдума необходимо было обращение двух субъектов РФ к Президенту РФ о намерении объединить регионы. Это обращение было направлено В. В. Путину по решению внеочередной сессии Законодательного собрания области 11 октября 2005 г.
Довольно быстро были созданы инициативные группы по объединению. На октябрьской сессии 2005 г. депутаты приняли следующую формулировку: «Согласны ли вы, чтобы Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации – Иркутскую область, в составе которого Усть-Ордынский Бурятский автономный округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом, определяемым Уставом нового субъекта Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации?». 27 октября 2005 г. Закон Иркутской области «О референдуме» был опубликован и на следующий день вступил в силу [45, с. 79-80].
Результаты референдума 16 апреля 2006 г. приятно шокировали многих: за объединение субъектов высказались 89,77 % чел. Явка составила 69,98 %, что больше, чем на любых постсоветских выборах. Объединение субъектов повлекло за собой большую работу над законодательной базой обоих субъектов в соответствии с требованиями федерального законодательства. Для совместной деятельности и координации действий при областном парламенте был создан совет законодателей, который подготовил законодательную базу нового субъекта. С правовой точки зрения переходный период был осуществлен грамотно и в отведенные для этого сроки. Объединительный процесс в регионе связан с деятельностью губернатора Иркутской области А. Г. Тишанина, кандидатура которого была внесена на рассмотрение Законодательного собрания области вечером 13 августа 2005 г.
Иркутская область и УОБАО первыми в стране заявили о необходимости объединения. Об этом говорилось во время губернаторской избирательной кампании 2001 г. В начале 2004 г. депутаты Законодательного собрания области, представляющие автономный округ, создали в пос. Усть-Ордынском инициативную группу по подготовке референдума, но не смогли ее зарегистрировать. Весной 2004 г. объединительный процесс получает новое развитие, когда региональные власти подготовили обращение к Президенту РФ о создании нового субъекта. Однако депутаты окружной думы заблокировали подобное обращение на своей сессии, когда восемь человек просто покинули зал и сорвали кворум. Причиной этого стало несогласие с предложением Законодательного собрания Иркутской области закрепить за УОБАО в новом субъекте статус обычного муниципального района. Окружные же депутаты всегда настаивали на особом статусе округа, хотя не все понимали, что вложено в данный юридический термин. Федеральный центр тогда временно приостановил активную деятельность в нашем регионе, запустив подобные процессы в Пермском и Красноярском краях и Пермской области.
Возвращаясь к назначению А. Г. Тишанина, отметим, что если сказать, что это было неожиданным решением президента для всех, значит не сказать ничего. В течение нескольких месяцев политологи обсуждали вопрос переизбрания на третий срок губернатора Б. А. Говорина, а в случае его непереизбрания возможную кандидатуру на пост главы региона. В соответствии с измененным в 2004 г. федеральным законодательством предусматривалось, что законодательное собрание региона наделяет полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации гражданина, представленного ему президентом РФ. Глава государства должен был внести кандидатуру на эту должность не менее чем за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора. По Уставу Иркутской области полномочия действующего губернатора Б. А. Говорина истекали 7 сентября 2005 г. Соответственно, не позднее чем за 35 дней до этого, т. е. 3 августа, президент должен был внести кандидатуру главы области в Законодательное собрание. 11 августа 2005 г. политсовет регионального отделения СПС, возглавляемый депутатом А. П. Козьминым, обратился к генеральному прокурору РФ с требованием провести расследование по факту нарушения законодательства. В обращении отмечено, что на 11 августа предложения по кандидатуре губернатора так и не поступили в региональный парламент. Сам депутат заявил прессе, что «Иркутская область - это уже второй регион, когда регламент назначения губернатора нарушается (первый раз это произошло в Нижнем Новгороде), и мы не хотим, чтобы это стало правилом» [22]. Поскольку письмо от президента пришло в субботу вечером, то в городе не оказалось никого из руководителей регионального парламента. Уже 26 августа состоялась самая короткая в истории Законодательного собрания сессия, на которой А. Г. Тишанин 42 голосами против 2 был поддержан всеми депутатскими фракциями. На церемонии инаугурации 8 сентября председатель Законодательного собрания В.К. Круглов отметил, что большинство людей не делят власть па исполнительную и законодательную, и поэтому оценка, которую даст население, зависит от результата совместных усилий губернатора и парламента.
Однако уже 22 сентября 2005 г. депутаты не поддержали кандидатуру Ю. В. Параничева на пост первого заместителя губернатора. За главу Тракторозаводского района г. Челябинска проголосовало только 11 депутатов, а против - 31. Днем ранее депутаты, обсуждая проект бюджета на 2006 г., заняли позицию, свидетельствующую, что они не собираются идти навстречу исполнительной власти. «Мы будем рассматривать каждую строку бюджета и будем готовы в случае противоречий даже не принять бюджет», - заявил спикер В. К. Круглов [49, с. 79-80]. У губернатора А.Г. Тишанина на тот момент было право законодательной необходимости, которое иногда практиковалось прежним главой региона Б. А. Говориным - губернатор мог в срок за три дня до сессии внести законопроект, который депутаты обязаны рассмотреть на очередной сессии.
Губернатор не заставил себя долго ждать и в октябре 2005 г. наложил вето на Закон Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об утверждении Прогнозного плана приватизации областного государственного имущества на 2004 г.». Главной причиной наложения вето стало исключение областного 11%-ного пакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз», оцененного в 170 млн руб., и последующее его внесение в уставной капитал ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания». А. Г. Тишанин попытался остановить внесение в уставной капитал ВСГК 11,29% акций ВЧНГ в качестве оплаты допэмиссии газовой компании, мотивировав свое решение тем, что на момент передачи цена акций была сильно занижена, и продать их можно было выгодней для бюджета области. Была создана согласительная комиссия, в которую вошли представители администрации и депутаты Законодательного собрания. После переговоров с руководством ТНК-ВР, которое пообещало, что ОАО «ВСГК» продает акции ОАО «ВЧНГ», а вырученные средства за исключением 170 млн руб. перечислит в бюджет Иркутской области, губернатор отозвал вето. Однако совет директоров ОАО «ВСГК» решение согласительной комиссии не утвердил. Так в публичном пространстве появилась тема, которую считали причиной противостояния представительной и исполнительной власти – будущее развитие газовой отрасли, вернее ее объекта на территории Иркутской области - Ковыктинского газоконденсатного месторождения. А. Г. Тишанин считал, что необходимо продвигать проект госкомпании «Газпром», которая представила генеральную схему газоснабжения Иркутской области, согласно которой в 2007-2010 гг. планировалась газификация северных районов области за счет освоения малых газовых и нефтегазовых месторождений (Аянского, Братского, Марковского). Председатель Законодательного собрания В. К. Круглов полагал же, что необходимо согласиться с планом ОАО «ВСГК», который затрагивал интересы компании «Саянскхимпласт», генеральным директором которой он был до прихода в руководство ЗС. Конфликт перенесся и на решение других вопросов.
Так, например, в апреле 2006 г. Законодательное собрание Иркутской области упразднило Закон «Об Уставном суде области». Губернатор отказался его подписать, так как считал, что это противоречит Конституции РФ и государственно-правовому устройству области. Он наложил свое вето, но депутаты преодолели его. Из 38 парламентариев, принимавших участие в голосовании, 33 отдали свои голоса за его преодоление: «Наличие Уставного суда не является обязательным в системе органов государственной власти региона. Более того, ни разу за прошедшие шесть лет в Иркутской области не возникало ситуации, в которой требовалось бы вмешательство Уставного суда», — заявили депутаты [21]. Тут же 16 депутатов Законодательного собрания подготовили законопроект «О внесении поправок в Устав Иркутской области», по которому губернатор должен согласовывать с депутатами не только кандидатуру своего первого заместителя, но и шести руководителей органов исполнительной власти - по управлению финансов, госсобственностью, социальной защите населения, лесопромышленному комплексу и охране окружающей среды. Также было предложено исключить из числа субъектов законодательной инициативы мэров и глав местных администраций, а распространить такое право на комитеты и комиссии Законодательного собрания. Представитель губернатора в ЗС П. Н. Парцей заявил, что принятые поправки нарушают принцип разделения властей [28].
Принятый депутатами бюджет области на 2008 г. губернатор подписать отказался, заявив, что Законодательное собрание нарушило бюджетное законодательство. Чтобы область не осталась без бюджета, А. Г. Тишанин 31 декабря 2007 г. подписал постановление о принятии финансового документа в своей редакции. Однако парламент 5 февраля 2008 г. преодолел вето и направил губернатору бюджет в первоначальной редакции. Губернатор его не подписал, а в конце февраля внес поправки в свою редакцию бюджета. Постановление губернатора в Кировском райсуде обжаловал областной прокурор И. И. Мельников, который потребовал признать незаконным бездействие губернатора, не подписавшего бюджет. Одновременно прокурор направил в Иркутский областной суд иск, в котором потребовал признать незаконным постановление губернатора о бюджете от 31 декабря 2007 г. [7]. Журналисты писали, что область окунулась в очередную волну политического противостояния, отмечая, что ахиллесовой пятой губернатора была его кадровая политика.
Даже удачно проведенный референдум не смог помирить противоборствующие стороны. Конфликт ушел только с отставкой губернатора А. Г. Тишанина 15 апреля 2008 г. В. В. Путин подписал ее в день проведения съезда партии «Единая Россия», на котором планировал побывать иркутский губернатор, успешно выступивший во главе списка партии на выборах в Государственную Думу РФ [68]. Эту победу записали себе в копилку депутаты, ведь отставка произошла после известного их письма президенту [39].
Обращение депутатов Законодательного собрания к Президенту РФ В.В. Путину
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
26 августа 2005 г. Законодательное собрание Иркутской области единодушно наделило полномочиями губернатора Тишанина А. Г., связывая с его назначением надежду на динамичное развитие региона и рост благосостояния его жителей. Однако наши надежды не оправдались. За время работы Тишанин А. Г. не сумел предложить ясной стратегии развития региона, нам регулярно предлагаются сомнительные прожекты без обсуждения и критики, которые никем не исполняются. На территории области, в основном, реализуется только крупнейший государственный проект строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, не реализуется ни одного комплексного проекта, характерного для соседних регионов Сибири. Положение дел усугубляется отсутствием кадровой политики. На многих должностях в результате кадровой чехарды руководители сменились по 3-5 раз, как следствие, множество серьезных проблем области так и не нашли своего решения. Нет диалога губернатора с представительным органом власти области, постановления Законодательного собрания не исполняются, депутатские запросы игнорируются. Губернатором Тишаниным нарушается и федеральное законодательство - до сих пор не подписан и не опубликован бюджет области на 2008 г., утвержденный Законодательным собранием в декабре 2007 г. и повторно утвержденный после губернаторского вето 5 февраля 2008 г. Как следствие изложенного выше, Иркутская область стала отставать в развитии от регионов Сибири по основным показателям. Упали темпы промышленного развития региона и роста уровня благосостояния населения, многократно вырос государственный долг области, фактически сорвана реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье» и цены на жилье стали недоступны для простых людей, резко упал уровень экономических и социальных показателей в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Не выполнены обязательства власти перед жителями округа, взятые на себя перед референдумом по объединению с Иркутской областью. Вопиющим результатом работы Тишанина А. Г. в должности губернатора Иркутской области стало то, что в регионе разразилась целая серия коррупционных скандалов, связанных с хищением государственной собственности в особо крупных размерах с участием высших должностных лиц администрации области. В соответствии с требованиями Федерального конституционного закона РФ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» Законодательное собрание не в праве принимать решения по вопросу выражения недоверия губернатору Иркутской области. Однако сложившееся положение дел в области требует принятия безотлагательных решений.
Депутаты Законодательного собрания просят Вас, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, досрочно прекратить полномочия губернатора Тишанина А. Г. Депутаты Законодательного собрания Иркутской области: Бакштановский Ю. А., Белоусов В. П., Бердников В. А., Берлина Л. М., Бондаренко А. В., Босхолов С. С., Ведерников А. В., Гультяев А. Д., Дворниченко В. В., Зорин П. Ю., Кайдаш А. А., Курилов С. В., Курочкин В. И., Лавров А. А., Нестерович Г. Н., Протопопова Н. В., Романов А. В., Селезнев Ю. В., Сурнин М. Ю., Фалейчик Ю. И., Чернышов А. В.
По итогам успешного для областных властей референдума было принято решение о проведении и новых выборов депутатов регионального парламента. Они прошли 12 октября 2008 г. По новому законодательству Законодательное собрание объединенной Иркутской области избиралось на пять лет в составе 50 депутатов: 25 депутатов - по партийным спискам, 21 - по одномандатным округам на территории «старой» Иркутской области и 4 депутата - от многомандатного избирательного округа на территории Усть-Ордынского округа. Избирательный порог для прохождения в парламент был повышен с 5 до 7 %. Внутри партийных списков никаких территориальных групп не предусматривалось. Иркутская область отличилась предельными по стране размерами расходов избирательного фонда - 60 млн руб., а также размером избирательного залога для партийных списков, который составил 6 млн руб. Для кандидатов-одномандатников эти суммы составили соответственно 2,5 млн и 250 тыс. руб.
Неравномерность нормы представительства в одномандатных и многомандатных округах на территориях тогда еще раздельных субъектов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области установлена федеральными конституционными законами об образовании объединенных регионов. Она составила четыре раза - 20,7 тыс. избирателей приходилось на один мандат в округе и 84,3 тыс. избирателей - на остальной территории области.
Избирательная комиссия Иркутской области зарегистрировала шесть партийных списков, что сделало выборы одними из конкурентных в стране, несмотря на общее сокращение партийного многообразия. Это четыре парламентские партии («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), а также Аграрная партия России и Российская экологическая партия «Зеленые». Единственной политической партией, чей список не был заверен, оказалась партия «Патриоты России». Региональное отделение партии предоставило 39 805 подписей избирателей, из которых 7 412 подписей было подвергнуто проверке. По ее результатам оказалось, что 23,2 %, или 1 722 подписи, были признаны недействительными. «Патриоты России» пытались оспорить данное решение. Дело дошло до Верховного Суда России, который 6 октября поддержал позицию областного суда и временного облизбиркома об отказе в регистрации партийного списка.
«Экологам» также могли отказать в регистрации списка из-за нахождения печати на бланке банка в неположенном месте. Однако региональная избирательная комиссия приняла решение о регистрации списка. Высказывалось мнение, что таким образом председатель избиркома В.В. Игнатенко фактически отказался подчиниться приехавшему на работу в регион из Красноярска первому заместителю председателя правительства С.М. Соколу, который до этого занимал подобный пост в правительстве соседнего региона. Действуя жестко, решительно, а в правовом плане – на грани фола, он сумел, не обращая внимания на издержки и факторы стратегического уровня, сформировать лояльный губернатору состав Законодательного собрания. Его краткая, но бурная деятельность в регионе получила крайне противоречивые оценки. В оппозиционных кругах отношение к нему было крайне отрицательным, а его влияние на ситуацию в регионе считалось абсолютно негативным. Напротив, в широких кругах элиты прохладно-ревностное отношение к «молодому выскочке-варягу» смешивалось с восхищением и преклонением перед «твердой рукой, устанавливающей порядок огнем и мечом».
Деятельность С.М. Сокола имела ряд резонансных событий. Открытое письмо председателю Совета Федерации РФ С. М. Миронову по поводу давления со стороны С. М. Сокола направил кандидат в депутаты В. А. Ташкинов (Усть-Илимск) [31, с. 302]. Кроме того, избирательная комиссия запретила проведение на избирательных участках акции регионального отделения партии «Единая Россия» под названием «Народный бюджет» [40]. В отдельных помещениях участков планировалось организовать выборы приоритетных социальных проектов. Жители области должны были сами определить, что необходимо построить или отремонтировать в ближайшие годы, и проголосовать, опустив в дополнительную урну специальные бюллетени. По словам руководства облизбиркома, дополнительное голосование в день парламентских выборов по проекту одной из партий - участниц избирательного процесса является нарушением закона.
В конкурсе на изготовление бюллетеней приняло участие не имевшее собственного полиграфического оборудования ООО «Тендер 38» (Красноярск), однако победителем конкурса была признана Иркутская областная типография № 1, предложившая за свои услуги наименьшую цену. Красноярская компания подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу на итоги конкурса. Выборы оказались под угрозой, поскольку для проведения второго конкурса необходимо было 46 дней, а избирательные бюллетени должны были быть изготовлены не позднее 21 сентября 2008 г. В итоге было решено, что бюллетени без всякого конкурса будут печатать две иркутские типографии - ОАО «Иркутская областная типография № 1» и ОАО НПО «Облмашинформ» [27, с. 1]. В своем интервью после выборов В. В. Игнатенко заявил следующее: «За отказ выполнить целый ряд противозаконных требований и пожеланий избирательного штаба ЕР и лично Сергея Сокола избиркому и его председателю была объявлена настоящая война. Я до последнего времени нахожусь в состоянии необходимой обороны. Что только мне не ставилось и не ставится в вину: не дал первого места ЕР в бюллетене; зарегистрировал “Зеленых”; не отказал в регистрации кандидатам из так называемого “списка Сокола”; отказался заменить подложную копию диплома одного из кандидатов; отказался печатать бюллетени в Красноярске и многое-многое другое. В общем, если следовать лексике 1937 г., занял “антипартийную позицию”» [8].
Список «Единой России» возглавил и. о. губернатора И. Э. Есиповский. Он был назначен в апреле после отставки А.Г. Тишанина, находившегося в конфликтных отношениях с большинством депутатов ЗС. В список также вошли председатель Законодательного собрания области В. К. Круглов (№ 2), вице-спикер, и. о. секретаря регионального политсовета «Единой России» Л. М. Берлина (№ 3), депутат Законодательного собрания Иркутской области, главный акушер-гинеколог области Н. В. Протопопова (№ 4), победитель молодежного «праймериз», заведующий отделом по делам молодежи администрации г. Усть-Илимска Р. Л. Незовибатько (№ 5), генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» А. П. Коновалов (№ 6) и др. В целом в списке были представлены все ключевые группы региональной элиты. Среди кандидатов партии по мажоритарным округам - генеральный директор компании «Новый город» А. С. Битаров (округ № 3), депутат ЗС Ю. И. Фалейчик (округ № 7), генеральный директор ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» А. И. Соболь (округ № 8), заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области Г. В. Истомин (округ № 13).
В основном организация избирательной кампании «Единой России» носила административный характер. Ярким примером кадровых конфликтов при составлении списков является решение президиума политсовета регионального отделения партии от 22 сентября 2008 г. об исключении из партии за нарушение партийной дисциплины кандидатов в депутаты бывшего заместителя главы администрации области А. Н. Никитина и заведующего кафедрой конституционного права Юридического института Иркутского университета, спикера регионального парламента в 2002-2003 гг. С. И. Шишкина [29].
Скандал вызвало появление вышедшего огромным тиражом материала «Мой любимый город» в местном выпуске газеты «Комсомольская правда» с лозунгом «Путин - наш президент» (хотя с мая 2008 г. Президентом РФ являлся Д. А. Медведев). Материал был оплачен из средств избирательного счета ИРО партии «Единая Россия». Тираж газеты был немедленно скуплен и изъят из точек распространения. Временная избирательная комиссия возбудила дело об административной ответственности регионального отделения «Единой России» по поводу публикации в агитационной газете «Единая Россия в Прибайкалье», отпечатанной в Красноярске тиражом 400 тыс. экземпляров, фотографии В. В. Путина без его письменного согласия. Серьезным пиаром партии власти стал V Байкальский экономический форум, прошедший в Иркутске 8-11 сентября с участием первого вице- премьера И. И. Шувалова. Накануне выборов Иркутск посетили председатель Государственной Думы РФ Б. В. Грызлов и вице-спикер, секретарь президиума генерального совета «Единой России» В. В. Володин.
Список КПРФ возглавил депутат Государственной Думы РФ С.Г. Левченко. В первую тройку также вошли депутаты Законодательного собрания Е. А. Рульков и И. А. Сумароков. Пятым в списке стоял руководитель отдела по связям с общественностью ОАО «Иркутскэнерго» А. В. Швайкин, причем генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» входил в партийный список «Единой России». В ходе кампании было объявлено о переходе из КПРФ в «Единую Россию» бывшего первого секретаря обкома КПСС В. И. Потапова. Партия вела кампанию, опираясь на собственную сеть активистов, практически не используя наружную рекламу. Лидер партии Г. А. Зюганов 6 октября посетил Иркутск, где заявил, что региону катастрофически не везет с руководством.
Список ЛДПР возглавил лично В. В. Жириновский. Второй неожиданно оказалась директор группы компаний «Фортуна» Н. А. Чекотова, третьим - генеральный директор ООО «Тулунский мясной двор» В. В. Киреев. ИРО ЛДПР вело агитацию, в основном используя образ лидера партии. Большое количество рекламных конструкций предоставила группа компаний «Фортуна».
Во главе списка «Справедливой России» стояли депутат Государственной Думы РФ, председатель регионального отделения И. Д. Грачев, директор издательского дома «Феникс» В. А. Матиенко, генеральный директор ООО «Падунская коммунальная компания» и ООО «Госстрой» А. Ю. Гаськов, владелец сети компьютерных магазинов «Комтек» А. М. Артюхов. Не вошел в список депутат Законодательного собрания области А. В. Чернышев, один из руководителей регионального отделения партии «Родина», претендовавший на лидерство в областной организации «Справедливой России». Позднее он перешел в «Единую Россию». ИРО «Справедливой России» выпускало газету, размещало рекламные конструкции с фотографиями лидеров списка, активно присутствовало в газете «Байкальские вести». Как и «Единая Россия», эсеры постарались использовать в качестве информационного повода Байкальский экономический форум, в работе которого принял участие лидер партии, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С. М. Миронов. Партию поддержал популярный в регионе первый губернатор области Ю. А. Ножиков. Накануне выборов тиражом 300 тыс. экз. вышел информационный вестник «Твое собственное жилье», в котором содержались резкие нападки на руководство регионального отделения «Справедливой России», и И. Д. Грачеву пришлось обращаться к губернатору с жалобой на «черный пиар».
Список Аграрной партии России возглавили депутаты Законодательного собрания Д. 3. Баймашев, генеральный директор агропромышленного комплекса «Приморский» А. Н. Иванов, а также генеральный директор сельскохозяйственного комплекса «Падунский» А. В. Шапошников. 12 сентября лидер регионального отделения партии Д. 3. Баймашев принял участие в подписании совместного меморандума АПР и «Единой России» о предполагаемом объединении, при этом 1 октября Иркутское региональное отделение АПР приняло решение не снимать свой список кандидатов в депутаты. Против снятия списка проголосовало 42 человека, за – только 11. Еще жестче высказались члены Аграрной партии из Усть-Ордынского Бурятского округа, заявив, что отказываются вовсе вступать в «Единую Россию» и будут сотрудничать с КПРФ. Аграрии вели традиционную социальную агитацию, преимущественно ориентированную на проблемы села.
Список РЭП «Зеленые» возглавил генеральный директор ЗАО «Восточный геофизический трест» Е. А. Колмаков, депутат думы Ангарска, бывший глава местной организации «Союза правых сил» А. Ю. Шиянов, заслуженный геолог России Э. А. Кравчук. В избирательной кампании «зеленых» присутствовала тема регионального патриотизма в сочетании с общедемократическими лозунгами. Региональное отделение партии опубликовало открытое письмо Президенту РФ Д. А. Медведеву, в котором выступило за возвращение выборности губернаторов. Из-за фразы «Рабочие места - жителям области, а не китайцам и таджикам» представители АПР подали иск в суд об отмене регистрации списка «зеленых». 7 октября он был отклонен Иркутским областным судом, который признал, что в агитационных материалах «зеленых» не содержится призывов к расовой и национальной розни.
Получивший отказ в регистрации список партии «Патриоты России» возглавляли председатель организации В. И. Проничев, директор издательства «Иркутский писатель» А. Г. Байбородин и заместитель начальника службы треста «Братскжелезобетон-1» Н. В. Бабин.
В результате голосования при явке 38,49 % заградительный барьер преодолели четыре списка. Всего около 0,8 % не хватило до попадания в Заксобрание списку Аграрной партии. Значительная доля избирателей Иркутска и Ангарска проголосовала за список «зеленых». Результат «Единой России» оказался худшим среди всех регионов, где проходили региональные выборы 12 октября, и на 10 % ниже, чем на выборах Государственной Думы РФ на территории Иркутской области в декабре 2007 г. При этом по сравнению с думскими выборами 3 % прибавили коммунисты, 4 % - ЛДПР, что являлось достаточно уникальным случаем, поскольку на региональных кампаниях чаще всего голосуют хуже, чем на федеральных (табл. 3, 4).
Число избирателей, включенных в список: 1 878 786.
Число избирателей, принявших участие в выборах: 723 220 (38,5 %), в том числе проголосовало досрочно 363 (0,05 % от явки), вне избирательных участков - 64 770 (8,96 % от явки).
Таблица 3
Результаты выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области 12 октября 2008 г. по пропорциональной системе
Избирательное объединение |
Получено голосов |
Процент голосов |
Получено мандатов |
«Единая Россия» |
357 477 |
49,45 |
15 |
ЛДПР |
108 926 |
15,07 |
4 |
КПРФ |
95 822 |
13,25 |
4 |
«Справедливая Россия» |
58 629 |
8.11 |
2 |
АПР |
45 016 |
6,23 |
- |
РЭП «Зеленые» |
38 928 |
5,38 |
- |
Недействительных бюллетеней |
18 122 |
2,51 |
- |
Таблица 4 Результаты выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области 12 октября 2008 г. по мажоритарной системе
|
округах было избрано 15 кандидатов «Единой России», 7 самовыдвиженцев, два агрария и один кандидат от «Справедливой России». При этом ряд сильных кандидатов «Единой России» (П. Ю. Зорин, С. Ю. Тен, В. Э. Каутц) потерпели в своих округах поражения. Вне списка депутатов остался и вице-губернатор В.Н. Долгов, проиграв эсеру В. С. Ташкинову. По иркутскому округу № 5 кандидат от «Единой России» Т. В. Семейкина опередила лидера аграриев Д. 3. Баймашева. Но самым скандальным в области стало подведение результатов выборов по округу № 15. Первоначально победителем был признан кандидат «Единой России» генеральный директор ОАО «Белореченское» Г. С. Франтенко. Однако затем итоги были пересмотрены, и победителем был признан профессор ИГУ С. И. Шишкин. По факту нарушения избирательного законодательства, допущенного в избирательном округе № 15, было возбуждено уголовное дело по ст. 142, ч. 1 Уголовного кодекса («Фальсификация избирательных документов, документов референдума»). Заместитель областной избирательной комиссии JI. И. Шавенкова заявила, что в округе более 300 подписей избирателей в списках были сфальсифицированы. Был установлен факт выдачи бюллетеней избирателям, которые не присутствовали на избирательных участках в день голосования. Г. С. Франтенко подал апелляцию, но областной суд 27 ноября 2008 г. поддержал позицию избиркома. Вскоре В.В. Игнатенко потерял пост главы избиркома, так как не был рекомендован в его состав Центральной избирательной комиссией РФ. С. И. Шишкин пробыл депутатом Законодательного собрания с октября 2008 г. по февраль 2009 г., пока 18 февраля 2009 г. Верховный Суд России не отменил решение Иркутского областного суда о признании недействительными итогов голосования по трем участкам (№1494, 1501, 1525) округа №15. С. И. Шишкин отказался продолжать судебные споры, а позднее ему было предложено стать советником губернатора области на общественных началах.
Первая сессия Законодательного собрания Иркутской области прошла 26 октября 2008 г. Спикером регионального парламента была избрана вице-спикер Л. М. Берлина, за нее проголосовали 44 депутата, против - 5. Бывший спикер В. К. Круглов, по словам и. о. губернатора И. Э. Есиповского, был представлен к государственной награде.
Людмила Михайловна Берлина родилась 27 марта 1955 г. в пос. Усть-Ордынский, с отличием окончила Иркутский государственный университет. Работала в прокуратуре Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, в начале 90-х гг. перевелась в областную прокуратуру в Иркутск на должность заместителя начальника следственного управления. С января 1993 г. работала в администрации г. Иркутска, с сентября 1997 г. - руководитель аппарата и заместитель губернатора Иркутской области. С 2001 г. работала руководителем юридической службы Иркутского городского отделения Байкальского банка Сбербанка России. С августа 2003 г. - снова заместитель главы администрации области по социальной политике, руководитель аппарата губернатора, заместитель председателя Законодательного собрания, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении. С 26 октября 2008 г. - председатель Законодательного собрания Иркутской области.
Заместителями председателя были избраны Г. В. Истомин и Г. Н. Нестерович. Комитет по бюджету возглавил С. В. Курилов, комитет по здравоохранению - бывший депутат городской думы Иркутска Т. В. Семейкина, комитет по социальной политике – бывший директор лицея № 17 И. А. Синцова, комитет по государственному строительству и местному самоуправлению - Б. Г. Алексеев. Единственный комитет, который получил представитель другой партии, стал комитет по экономической политике и собственности. Его возглавила Н. А. Чекотова (ЛДПР). КПРФ смогла добиться лишь поста зампредседателя комиссии по контрольной деятельности. Его занял Е. А. Рульков.
Депутатская фракция «Единая Россия» была создана после выборов - 25 октября 2008 г. В разное время в нее входили от 35 до 37 депутатов, поскольку депутаты Г. М. Гайдаров и А. С. Бигаров перешли на работу в правительство Иркутской области. Единороссы получили практически все руководящие посты в парламенте: семеро партийцев возглавили постоянные комитеты и постоянные комиссии, а шестеро стали заместителями председателя. В 2009 г. при фракции был создан экспертный совет, который возглавил депутат Г. Н. Нестерович.
Другие три политические партии также быстро сформировали свои фракции. Во фракцию партии «Справедливая Россия» вошли три депутата, а ее руководителем стал А. Ю. Гаськов. Во фракцию КПРФ вошли пять депутатов. Руководителем избран И. А. Сумароков, заместителем – А. В. Швайкин. Руководителем фракции ЛДПР, состоящей из четырех человек, стала Н. А. Чекотова.
За пять лет работы иркутские законодатели приняли более 700 законов. Так, в 2009 г. было проведено 11 сессий, на которых приняты 133 закона и 539 постановлений (табл. 5). Устав Иркутской области в новой редакции закрепил статус нового субъекта, следовательно, депутатам пришлось принять и весь пакет основных законов - «О Законодательном Собрании Иркутской области», «О статусе депутата Законодательного Собрания Иркутской области», «О Контрольно-счетной палате Иркутской области» и «Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области». Законом Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» установлена система правовых актов Иркутской области и порядок осуществления правотворческой деятельности в регионе.
Таблица 5 Законы Иркутской области, принятые в 2009 г. Законодательным собранием Иркутской области (по комитетам и комиссиям), ед. [41]
|
7 июня 2009 г. все 50 депутатов единогласно утвердили на пост губернатора Иркутской области члена Совета Федерации РФ от Иркутской области с 2002 г. Д. Ф. Мезенцева. Прежний губернатор И.Э. Есиповский трагически погиб в авиакатастрофе ночью 10 мая 2009 г. В понедельник, 11 мая, депутаты собрались на внеочередную сессию, в ходе которой приняли два постановления - о досрочном прекращении полномочий губернатора и объявлении 12 мая 2009 г. днем траура на территории региона [19]. Президент РФ назначил и. о. главы региона первого заместителя председателя регионального правительства С. М. Сокола. Однако ему не суждено было стать следующим губернатором Иркутской области. Прежде чем весной 2008 г. приехать в Иркутск, он в течение шести лет занимал пост заместителя губернатора Красноярского края [33]. С. М. Сокол планировался на пост главы в нескольких сибирских регионах, но все попытки оказались неудачны. За год работы в правительстве Иркутской области он активно инкорпорировался в региональную политику и смог оказать серьезное влияние на формирование лояльного списка от партии «Единая Россия» на выборах Законодательного собрания области 2008 г.
Став губернатором, Д. Ф. Мезенцев начал работу с поиска взаимодействия с новым составом регионального парламента. Он встретился с представителями всех фракций законодательного собрания, а позднее убедил их ввести вторую должность первого заместителя председателя правительства, на которую предложил И. Е. Хоменко [36]. Напомним, что ранее первым заместителем был назначен В. Ю. Пашков.
В 2009 г. депутатами был принят Закон «О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области», который установил размер жилой площади, на которую государство предоставляет субсидию при оплате услуг ЖКХ. Максимально допустимая доля расходов на коммунальные услуги в общем доходе семьи составила 22 %.
В 2010 г. было проведено 11 сессий Законодательного собрания, на которых принято 142 закона (табл. 6) [42].
Таблица 6
Законы Иркутской области, принятые в 2010 г. Законодательным собранием Иркутской области (по комитетам и комиссиям), ед.
Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении |
50 |
Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово- экономическому и налоговому законодательству |
27 |
Комитет по социально-культурному законодательству |
16 |
Комитет по здравоохранению и социальной защите |
17 |
Комитет по собственности и экономической политике |
17 |
Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве |
15 |
Комиссия по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями |
0 |
Комиссия по контрольной деятельности |
0 |
Итого |
142 |
Наиболее значимые из них Законы – «О статусе административного центра Иркутской области», «О государственных должностях Иркутской области», «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (в 1-м чтении). Закон «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» устанавливал не только административно-территориальное устройство области, но и порядок его изменения. В рамках развития гражданского общества депутаты разработали и приняли Законы «Об областном опросе», «О народной правотворческой инициативе» и «Об областном народном обсуждении». 13 октября 2010 г. был принят важный Закон «О противодействии коррупции в Иркутской области», направленный на предупреждение коррупции, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
Доходная часть бюджета Иркутской области в 2010 г. составила 75,035 млрд руб., из них 24,05 млрд составили бюджетные трансферты - общий объем доходов из федерального бюджета, что можно записать в актив губернатора Д. Ф. Мезенцева. Расходы бюджета составили 73,445 млрд руб., т. е. бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,59 млрд руб.
В 2011 г. депутаты приняли 160 законов (табл. 7) [43].
Таблица 7 Законы Иркутской области, принятые в 2011 г. Законодательным собранием Иркутской области (по комитетам и комиссиям), ед.
|
На 34-й сессии принят Закон «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению», предусматривающий механизм компенсации гражданам, проживающим в зоне затопления Богучанской ГЭС, утрачиваемого ими права собственности на объекты недвижимого имущества, подлежащие затоплению или уничтожению, а также предоставления гражданам, переселяющимся из зоны затопления, иных дополнительных гарантий. В рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. о необходимости разработать порядок единовременного предоставления на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи семьям при рождении третьего (или последующего) ребенка депутатами был внесен ряд законодательных инициатив в Закон «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан».
Одному из важнейших полномочий парламента - контрольной функции - депутаты уделили серьезное внимание: 2011 г. был объявлен Годом парламентского контроля. Депутаты использовали такие формы контроля, как работа в качестве представителей Иркутской области в органах управления и контроля ОАО, акции которых находятся в областной государственной собственности, и проведение правительственных часов. В том же году был упразднен поселок Умбелла Казачинско-Ленского района. В сентябре 2010 г. Законодательным собранием была учреждена региональная государственная награда- почетный знак первого губернатора Иркутской области Ю. А. Ножикова «Признание». Первыми лауреатами стали известный энергетик Л. А. Платонов и заслуженный тренер РФ по художественной гимнастике О. В. Буянова.
В 2012 г. депутатами было принято 165 региональных законов (табл. 8) [44].
Таблица 8
Законы Иркутской области, принятые в 2012 г. Законодательным собранием Иркутской области (по комитетам и комиссиям), ед.
Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении |
49 |
Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово- экономическому и налоговому законодательству |
24 |
Комитет по социально-культурному законодательству |
26 |
Комитет по здравоохранению и социальной защите |
25 |
Комитет по собственности и экономической политике |
24 |
Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве |
16 |
Комиссия по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями |
1 |
Итого |
165 |
29 мая 2012 г. депутаты единогласно проголосовали за наделение губернаторскими полномочиями С. В. Ерощенко, президента группы компаний «Истлэнд». Отметим тот факт, что между депутатами первого созыва, с одной стороны, и губернаторами И. Э. Есиповским, Д. Ф. Мезенцевым и С. В. Ерощенко, с другой, не было ни одного крупного конфликта. Правда, в период губернаторства Д. Ф. Мезенцева (июнь 2009 г. - май 2012 г.) отношения менялись от восторженной поддержки вначале до закулисного брожения в конце. Во многом эта эволюция была обусловлена серией ошибок губернатора-«варяга», допущенных, прежде всего, в сфере общественно-политических отношений. В итоге, несмотря на неплохие в целом результаты области в финансово-экономической сфере, была сформирована критическая масса для очередной отставки главы региона.
До конца своих полномочий в 2013 г. депутаты еще приняли 74 закона.
Дата выборов 8 сентября 2013 г. выпала, согласно федеральному законодательству, на единый день голосования. Количество депутатов вновь вернулось на отметку 45. 22 депутата были избраны по одномандатным избирательным округам, еще 23 - по единому областному избирательному округу. Срок полномочий - пять лет. Всего было зарегистрировано 180 кандидатов по одномандатным округам - примерно 8 претендентов на мандат. 166 из них были выдвинуты политическими партиями, 14 являлись самовыдвиженцами. По спискам избирательных объединений выдвинуто 1392 кандидата. При этом 114 кандидатов шли на выборы и как одномандатники, и как включенные в списки политических партий.
Из областного бюджета на подготовку и проведение выборов было выделено 217,4 млн руб. Порог для прохождения в Законодательное собрание составил 7 %. Кроме того, действовало правило, что если политическое объединение, выдвинувшее областной список кандидатов, наберет менее 7 %, но более 5 % голосов, то оно получит право на один мандат. Самовыдвиженцам необходимо было собрать в среднем 460-500 подписей (0,5 % подписей избирателей, зарегистрированных в конкретном округе). Максимальный размер избирательного фонда для партий составил 60 млн руб., для одномандатников - 2,5 млн руб. В Иркутской области выдвигать областные списки имели право 50 политических партий, однако воспользовались им 20 партий, три из которых не смогли предоставить полный пакет документов.
Так, партия РПР-ПАРНАС предоставила список, включающий 74 фамилии, однако в ходе проверки документов были выявлены нарушения. Например, некоторые потенциальные кандидаты не указали информацию об образовании, однако в основном проблемы возникли при подаче документов об имущественном положении (справки о доходах, расходах, наличии зарубежной собственности). Только в отношении 12 кандидатов из всего списка были представлены полные пакеты документов. Еще две партии столкнулись с отсутствием «кадрового резерва». «Российская партия пенсионеров за справедливость» смогла предоставить в избирком список только из восьми человек. Аналогичная ситуация сложилась в партии «Российский общенародный союз». Ее отделение предоставило список из 13 человек, в котором один человек значился в общеобластной части, а 12 вошли в состав семи региональных групп. Требуемые документы партия смогла предоставить только на семерых кандидатов. Минимальный порог кандидатов политического объединения, согласно областному законодательству, составил 67 человек (один человек в общеобластной части и не менее трех кандидатов в каждой из 22 региональных групп). Оставшиеся 17 партий сдали полный пакет документов, и 3 августа приняли участие в жеребьевке по определению последовательности размещения наименований и эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене по областному избирательному округу для голосования на выборах. По результатам жеребьевки № 1 достался партии «Единая Россия».
Бесплатное время на проведение агитационных кампаний предоставили три государственных телеканала- ГТРК «Иркутск», «АИСТ» и «Перец»-Иркутск. Каждый из каналов выделил для агитации по 30 минут эфирного времени в день.
Что касается предвыборной кампании, то можно отметить, что в выборах приняли участие 17 политических партий, некоторые из которых играли роль «спойлеров» - партий, которые не имели шансов победить на выборах, но могли оттянуть голоса. Так, сразу три партии в своем названии имели слово «гражданская». Если «Гражданская платформа» М. Д. Прохорова выставила достаточно сильный список как кандидатов, так и одномандатных депутатов, то «Гражданская сила» и «Гражданская позиция» выставили списки кандидатов, составленных из лиц, не проживающих на территории Иркутской области, и объявили «баннерную войну» более сильному политическому игроку. Довольно неожиданными стали факты того, что губернатор области С. В. Ерощенко возглавил список «Единой России», а КПРФ свою кампанию построила на историях с поджогом партийного офиса в Братске и арестом незаконных газет. Что касается членов политических партий, то в «Гражданскую платформу» вошли экс- руководитель регионального отделения партии «Единая Россия» и бывший первый заместитель губернатора Иркутской области А.С. Битаров и экс-заместитель председателя совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» В. А. Матиенко.
Главной темой для обсуждения у политических наблюдателей стала низкая явка в Иркутской области - всего 25,24 %. Явка по городам: Иркутск- 20,04%, Ангарское МО- 17,24%, Братск - 19,06 %, Шелеховское МО — 25,34 %, Свирск - 39,3 %, Усолье-Сибирское - 30,97 %. Меньше всего голосовать за депутатов хотелось жителям Бодайбо и Бодайбинского района - 12,43 %, а также Усть-Илимска - 14,16 %.
Большинство проголосовало за «Единую Россию» - 42,34 %. Второе место заняла КПРФ - 18,9 %, третье - ЛДПР с 11,27 %. Больше всего сочувствуют партии Жириновского в Мамско-Чуйском районе. Партия «Гражданская платформа» набрала 8,53 %, наибольшее число сторонников у партии в Иркутске - 17,3 %. «Справедливая Россия» не преодолела 5%-ного барьера, таким образом, осталась без депутатских мест. Партия-«спойлер» КПСС (Коммунистическая партия социальной справедливости), появившаяся на политической арене незадолго до начала осенней кампании, набрала 3,26 % (табл. 9).
Таблица 9
Результаты выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области второго созыва 8 сентября 2013 г. По пропорциональной системе
Избирательное объединение |
Получено голосов |
Процент голосов |
Получено мандатов |
«Единая Россия» |
201 724 |
42,36 |
13 |
КПРФ |
89 845 |
18.87 |
5 |
ЛДПР |
53 699 |
11,28 |
3 |
«Гражданская платформа» |
40 543 |
8.51 |
2 |
«Справедливая Россия» |
19 392 |
4.07 |
- |
«Коммунистическая партия социальной справедливости» |
15 539 |
3.26 |
- |
«Коммунисты России» |
7811 |
1.64 |
- |
РЭП «Зеленые» |
5 942 |
1,25 |
- |
РДП «Яблоко» |
4 739 |
0,99 |
- |
«Патриоты России» |
4 729 |
0.99 |
- |
Избирательное объединение |
Получено голосов |
Процент голосов |
Получено мандатов |
«Родина» |
4611 |
0,97 |
- |
«Гражданская позиция» |
3 404 |
0.71 |
- |
«Демократический выбор» |
2 987 |
0,63 |
- |
«Альянс зеленых - Народная партия» |
2 269 |
0.48 |
- |
«Партия за справедливость» |
2 264 |
0.48 |
- |
«Гражданская сила» |
1 277 |
0,27 |
- |
ДПР |
872 |
0.18 |
- |
Недействительных бюллетеней |
14 515 |
|
|
Таблица 10 Результаты выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области второго созыва 8 сентября 2013 г. по мажоритарной системе
|
Число избирателей, включенных в список: 1 884 317.
Число избирателей, принявших участие в выборах: 476 609 (25,24 %), в том числе проголосовало досрочно 278 (0,02 % от явки), вне избирательных участков - 39 259 (2,08 % от явки).
25 сентября 2013 г. состоялась первая сессия Законодательного собрания второго созыва, на которой были избраны председатель и руководители комитетов. Председателем Законодательного собрания избрана Л. М. Берлина, за которую проголосовали 43 из 45 депутатов областного парламента. Единственным вице-спикером утвержден С. Ф. Брилка. За него проголосовали 40 депутатов. Губернатор С.В. Ерощенко заявил, что намерен все силы направить на консолидацию здоровых сил в Иркутской области. Он отметил, что, несмотря на негативные тенденции в мировой экономике, Иркутской области удается удерживать позитивный вектор развития: «Было время, когда две ветви власти – Законодательное собрание и региональная исполнительная власть – самозабвенно противостояли друг другу. Слава Богу, это позади. И теперь у нас есть все, чтобы решать глобальные задачи, стоящие перед регионом» [35].
Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении возглавил Б. Г. Алексеев, по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству - Н. И. Дикусарова, по социально-культурному законодательству - И. А. Синцова, по здравоохранению и социальной защите - экс-председатель Думы Иркутска А.Н. Лабыгин, по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве – К. Р. Алдаров (все - «Единая Россия»), по собственности и экономической политике – О. Н. Носенко (КПРФ). Председателем комиссии по контрольной деятельности стал Г. Н. Нестерович («Единая Россия»). Комиссию по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями возглавил В. А. Матиенко («Гражданская платформа»). Кроме того, депутатами была сформирована новая комиссия Законодательного собрания Иркутской области по законодательному обеспечению противодействия коррупции, ее председателем был избран Б.Г. Алексеев. Членом Совета Федерации РФ от представительного органа власти был избран депутат Государственной Думы РФ в 1993-2011 гг. В. Б. Шуба.
Председатель Избирательной комиссии Иркутской области А.В. Игнатенко, характеризуя новый состав ЗС, отметил «сбалансированность» парламента: «Во втором созыве Законодательного Собрания немало опытных депутатов, они продолжат свою законотворческую деятельность. Но важный момент: корпус парламентариев пополнился новыми людьми. Это позволит, с одной стороны, сохранить уже сложившиеся традиции парламентаризма, а с другой – не допустить косности» [24].
Депутаты сразу же создали четыре фракции. Фракцию политической партии «Единая Россия» из 30 депутатов возглавил Б. Г. Алексеев. Во фракцию КПРФ вошли шесть депутатов, ее возглавил, как и в прошлом созыве, И. А. Сумароков. Руководителем фракции ЛДПР, состоящей из четырех человек, стал О. Н. Кузнецов. Фракцию политической партии «Гражданская платформа» из четырех депутатов возглавил В. А. Матиенко.
На шести сессиях 2013 г. депутаты приняли 115 региональных законов. Особенностью принятия бюджета области стало то, что бюджет на 2014 г. и на период до 2016 г. впервые был сформирован по программному принципу (на 99 %) с учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс РФ. Депутаты приняли закон о введении поста Уполномоченного по правам предпринимателей в Иркутской области. Им был назначен А. А. Москаленко. Большие мероприятия прошли в парламенте, связанные с 20-летием Конституции Российской Федерации. Бюджет Иркутской области на 2014 г. принят с дефицитом в 10,3 млрд руб. Объем доходов составит 95,8 млрд руб., общий объем расходов - 106,2 млрд руб. Общий объем расходов областного бюджета на 2015 г. установлен в сумме 111,4 млрд, на 2016 г. - 120,2 млрд руб. Дефицит на 2015 г. - 14,9 % от собственных доходов, на 2016 г. - 13,8 %. В материалах Законодательного собрания говорится, что дефицит бюджета в 2014 г. будет финансироваться за счет выпуска долговых ценных бумаг (8 млрд руб.) и привлечения кредитов (8,8 млрд). Соответственно, объем привлечения за счет эмиссии госбумаг в 2015 г. составит 11,5 млрд, в 2016 г. - 12 млрд. Программа заимствований у коммерческих банков на 2015 г. утверждена в размере 15,6 млрд, на 2016-й - 15,9 млрд руб. [6].
За двадцать лет своей деятельности Законодательное собрание Иркутской области стало не просто представительным органом власти на уровне субъекта, но и активным участником всех политических процессов (полный список депутатов см. в приложении. - Прим. авт.). Региональному парламенту приходилось работать в разные времена - и более сложные, и достаточно спокойные, но накал борьбы никогда не выходил из кабинетов на площади. Законодательное собрание дважды приняло Устав области, активно участвовало в проведении референдума об объединении Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и создании нового субъекта, практически всегда вовремя принимало бюджет, адекватно реагировало на внутренние, а порой и внешние вызовы. В области отработан порядок отчетов исполнительной власти перед законодателями, ведется эффективное взаимодействие с контрольно-счетной палатой. В рамках иногда возникавшего властного дисбаланса Законодательное собрание области приобрело черты политического института, обеспечивающего основные гарантии конституционных прав граждан на политическую власть. Кроме того, выборы в Законодательное собрание являлись единственным механизмом развития многопартийности в регионе, и большинство известных региональных политиков вышли из состава именно регионального парламента.
1. А губернатор молчит... // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 4 нояб.
2. Безруков Л. А. Становление новых экономических отношений и связей //Иркутский край. Четыре века: История Иркутской губернии (области) XVII-XXI вв. / А.В. Гимельштейн [и др.] ; гл. ред. Л. М. Дамешек. — Иркутск, 2012 -С. 54-62.
3. Белянушкина О. Шаг назад Сергея Шишкина даст возможность пойти вперед [Электронный ресурс] / О. Белянушкина// Телеинформ. - 2003. - URL: http://itg.irkutsk.ru/index.php?IdAction=docs&Event=read&id=617.
4. Берг С. «Единая Россия» обвинила «Родину» в нечистоплотности за то, что «Родина» обвинила «Единую Россию» в убийстве [Электронный ресурс] / С. Берг, А.Михайлов // Коммерсантъ. - 2004. - 7 окт. - URL: http://www.kommersant.ru/ doc/512769.
5. Борис Говорин: «Я не боюсь «волков»! // Вост.-Сиб. правда. - 2000. – 5 июля.
6. Бюджет Иркутской области на 2014 г. принят с дефицитом 10,3 млрд руб. [Электронный ресурс]// РИА Новости.- 2013.- 4 дек.- URL: http://ria.ru/irk/20131204/981776759.html.
7. Бюджетные страсти по-иркутски [Электронный ресурс] // Агентство консультаций и деловой информации «Экономика и жизнь». — URL: http://www.akdi.ru/sl7P008/9_19.htm.
8. Виктор Игнатенко: Достойную смену я подготовил [Электронный ресурс] // Вост.-Сиб. правда. - 2008. - 25 окт. - URL: http://www.vsp.ru/politic/ 2008/10/25/458861.
9. Власенко Н. Парламент Иркутской области: каким ему быть? // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 24 нояб.
10. В областной избирательной комиссии// Вост.-Сиб. правда. - 1994. — 1февр.. 10 февр.
11. В областной избирательной комиссии// Вост.-Сиб. правда. — 1994. — 12 февр.
12. В областном парламенте будет тридцать депутатов // Вост.-Сиб. правда. - 1993. -26 окт.
13. Второе пришествие неформалов // Вост.-Сиб. правда. - 1994. - 15 марта.
14. Депутаты руководителей не меняют// Вост.-Сиб. правда. - 1996. — 2 июля.
15. Законодательное собрание Иркутской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irk.gov.ru/.
16. Законодательное собрание Иркутской области IV созыва в лицах: от назначения губернатора до проекта агломерации : монография / М. М. Плотникова [и др.] : под общ. ред. М. М. Плотниковой. - Иркутск : Иркут, гос. ун-т. 2007.
17. Заявление // Вост.-Сиб. правда. — 1993. - 2 окт.
18. Игнатенко В. Заявление для печати // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 18 дек.
19. Игорь Есиповский: последний полет [Электронный ресурс]// СМ Номер один. - 2009. - 14 мая. - URL: http://baikalpress.ru/sm/2009/l8/006001.htinl.
20. Избирательные округа по выборам депутатов в Законодательное собрание Иркутской области // Вост.-Сиб. правда. - 1994. - 26 янв.
21. Иркутские парламентарии преодолели вето губернатора [Электронный ресурс] // Медиакратия. - 2006. - 29 мая. - URL: http://mediacratia.ru/owa/ тс/ mc_region_time.html?a_id= 16241.
22. Иркутские правые пожаловались генпрокурору на президента за нарушение сроков назначения губернатора [Электронный ресурс] // Тайга-инфо. - 2005. - 12 авг. - URL: http://tayga.info/news/2005/08/12/~53631.
23. И сказка стала былью // Вост.-Сиб. правда. - 1995. - 15 дек.
24. Какой парламент получила Иркутская область? Комментарии экспертов [Электронный ресурс] // ИА Телеинформ. — 2013. - 25 сент. - URL: http://www.i38.ru/kommentariy-politika/kakoy-parlament-poluchila-irkutskaya-oblast-kommentarii-ekspertov.
25. Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов в законодательное собрание Иркутской области 27 марта 1994 г. // Вост.-Сиб. правда. - 1994. -27 янв.
26. Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов представительного органа государственной власти в Иркутской области // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 27 окт.
27. Конкуренция за бюллетени // Областная. - 2008. - 15 сент.
28. «Континент Сибирь» о конфликте Тишанина с Заксобранием. Тулунский заговор [Электронный ресурс] // Тайга-инфо. - 2006. - 28 мая. - URL: http://tayga.info/press/2006/05/28/~92277.
29. Костина Ж. Строптивые союзники [Электронный ресурс] / Ж. Костина// Конгинент-Сибирь. - 2008. - 3 окт. - URL: http://comsibpress.ru/03.10.2008/ politics/89958/.
30. Кто стоит за словом «партия»? [Электронный ресурс] // Вост.-Сиб. правда. - 2003. - 23 янв. - URL: http://www.vsp.ru/our_parlament/2003/01/ 23/451080.
31. Кынев А. Выборы парламентов российских регионов 2003-2009: Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы / А. Кынев. - М. : Центр «Панорама», 2009. - 302 с.
32. Люстрицкий Д. Выборы без выбора // Вост.-Сиб. правда. - 2000. - 2 дек.
33. Мармышев Д. Сокола отправляют в Иркутск [Электронный ресурс] / Д. Мармышев // Континент-Сибирь. - 2008. - 25 апр. - URL: http://comsibpress.ru/ 25.04.2008/ politics/88403.
34. Мартов Л. «Либо» вместо «и» // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 18 дек.
35. На сессии ЗС Иркутской области избраны спикер, вице-спикер и руководители комитетов и комиссий [Электронный ресурс] // ИА Телеинформ. - 25 окт, - URL: http://i38.ru/pervaya-politika/na-sessii-zs-irkutskoy-oblasti- izbrani-spiker-vitse-spiker-i-rukovoditeli-komitetov-i-komissiy-zs.
36. Не Пиночет перед вами [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. - 2011. - 17 февр. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/1587115.
37. Не последнее заседание // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 28 окт.
38. От Совета к парламенту // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 16 окт.
39. Обращение депутатов Законодательного собрания к Президенту РФ В.В. Путину [Электронный ресурс]// БАБР.РУ. - 2008,- 3 апр.- URL: http://newsbabr.com/?lDE=44606.
40. О недопущении проведения предвыборной агитации в день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва и предшествующий ему день : постановление времен. Избират. комиссии по выборам депутатов Законодат. собрания Иркут, обл. первого созыва от 11 окт. 2008 г. // Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
41. Отчет об итогах работы Законодательного Собрания Иркутской области за 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irk.gov.ru/activity/plans/ reportss/2009/%D0 %9Е %D1 %82 %D1 %87 %D0 %В5 %D1 %82-09.htm.
42. Отчет о деятельности Законодательного Собрания Иркутской области за 2010 г. [Электронный ресурс].- URL: http://www.irk.gov.ru/activity/plans/reportss/ 2010/ %D0 %9Е %D1 %82 %D1 %87 %D0 %В5 %D1 %82-10 %20 %D0 %ВЕ %D0 %ВА %D0 %ВЕ %D0 %BD %D 1 %87 %20 %D0 %В2 %D0 %В0 %D1 %80 % DO %В8 %D0 %В0 %D0 %BD %D1 %82. %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B4.htm.
43. Отчет о деятельности Законодательного собрания Иркутской области в 2011 г. [Электронный ресурс].- URL: http://www.irk.gov.ru/activity/plans/ reportss/2011 / %D0 %9Е %D1 %82 %D1 %87 %D0 %В5 %D1 %82-11. %D0 %ВЗ %D0 %ВЕ %D0 %B4.htm.
44. Отчет о деятельности Законодательного собрания Иркутской области в 2012 г. [Электронный ресурс].- URL: http://www.irk.gov.ru/activity/plans/ reportss/2012/%D0 %9Е %D1 %82 %D1 %87 %D0 %В5 %D1 %82-2012 %20 %D0 %ВЗ %D0 %ВЕ %D0 %B4.htm.
45. Петров А. В. 38+85 // Законодательное собрание Иркутской области IV созыва в лицах: от назначения губернатора до проекта агломерации : монография / М. М. Плотникова [и др.] ; под общей ред. М. М. Плотниковой. - Иркутск : Иркут, гос. ун-т, 2007.
46. Петров А. В. О достоинствах пропорциональной избирательной системы на примере выборов в органы представительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ/ А. В. Петров// Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения генерал- губернатора Вост. Сибири И. И. Муравьева-Амурского. - Иркутск. 2010. — С. 259-266.
47. Петров А. В. Партийная жизнь Иркутской области / А. В. Петров // Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник / под ред. И. Петрова, А. Титкова : Моск. центр Карнеги. - М., 2010. - С. 239-245.
48. Петров А. В. Региональные выборы в Прибайкалье и Забайкалье: первые итоги / А. В. Петров // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2009. - № 1 (3). - С. 42-47.
49. Третий// Законодательное собрание Иркутской области IV созыва в лицах: от назначения губернатора до проекта агломерации: монография / М. М. Плотникова [и др.]; под общ. ред. М. М. Плотниковой. - Иркутск, 2007.
50. Петров А. В. Формирование новой политической системы // Современная история Иркутской области: 1992-2012 гг. : в 2 т. : учеб. пособие/С. М. Алексеев [и др.]; под ред. Ю. А. Зуляра. -Иркутск. 2012. — Т. 1.-C. 17-18.
51. Повода для беспокойства нет? // Вост.-Сиб. правда. - 1994. — 5 янв.
52. Положение о Законодательном собрании Иркутской области: Положение о выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области// Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 15 дек.
53. Попов Валерий Иванович // Законодательное собрание Иркутской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irk.gov.ru/about/history/ls-l994-1996/valery_popov.php.
54. Постановление администрации Иркутской области, малого совета Иркутского областного совета народных депутатов от 13 окт. 1993 г. № 2I4/25/1MC // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 16 окт.
55. О депутатском совете областного совета народных депутатов : постановление главы администрации Иркут, обл. от 5 нояб. 1993 г. № 341 // Вост.- Сиб. правда. - 1993. - 11 нояб.
56. О защите избирательных прав граждан, являющихся избирателями избирательного округа № 1 по выборам депутата Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва и подтверждении полномочий избранного депутата Законодательного собрания от 01-11-2000 : постановление № 30/251-2 // Сайт Избирательной комиссии Иркутской области, (старая версия). - URL: http://oblizbirkom.irk.ru/p4.html ; Дело об обжаловании действий и решений избирательной комиссии Иркутской области районному суду неподсудно : кассац. определение Иркут, обл. суда от 15 дек. 2000 г. // Адвокатское бюро «Легат» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.legat.ru/page/kollectiv/plahotnuk/pract/9.html.
57. О мерах по выполнению Указа Президента РФ от 09.10.1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации // Вост.-Сиб. правда. -1993. - 14 окт.
58. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Вост.-Сиб. правда. - 1994. - 15 янв.
59. Причиной убийства политтехнологов партии «Родина», совершенного в Иркутске в ночь на 27 сентября, стало ограбление [Электронный ресурс] // РИА-Сибирь. - 2004. - 29 окт. - URL: http://ria-sibir.ru/viewnews/2503.html.
60. Пронин Ю. Политический кризис в Иркутской области: вчера, сегодня, завтра // Кто есть кто в Иркутске. - 2000. - № 3.
61. Пронин Ю. Портрет на берегу И Вост.-Сиб. правда. - 1994. - 2 апр.
62. Пронин Ю. С перерывом на работу // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 25 нояб.
63. Сизых Николай Николаевич [Электронный ресурс] // Законодательное собрание Иркутской области. - URL: http://www.irk.gov.ru/about/history/ls-1994- 1996/sizykh_nicholas.php.
64. Регионы предлагают выход // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 30 сент.
65. Советов больше не будет // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 3 нояб.
66. Совместное заявление общественно-политических организаций Иркутской области // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 11 нояб.
67. Совместное заявление общественно-политических организаций Иркутской области // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 21 дек.
68. Терентьева А. Группа депутатов законодательного собрания Иркутской области просит действующего президента Владимира Путина отправить в отставку губернатора Александра Тишанина. Обращение можно считать началом избирательной кампании в области [Электронный ресурс] / А. Терентьева, Н. Беспалова // Коммерсантъ. - 2008. - 24 марта. - URL: http://www.guardinfo.ru/ tender 1 /incidents/incidents 5550.html.
69. Торбеев Александр Юрьевич [Электронный ресурс] // Законодательное собрание Иркутской области. - URL: http://www.irk.gov.ru/about/history/ls-1994- 1996/torbeev_alexander_y .php.
70. Уважаемые избиратели! Земляки! // Вост.-Сиб. правда. - 1994. - 15 янв.
71. О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации : указ Президента РФ // Вост.-Сиб. правда. - 1993. - 13 окт.
72. Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации : указ Президента РФ // Вост.-Сиб. правда. - 1993. – 3 нояб.
73. Устав Иркутской области [Электронный ресурс] // Законодательное собрание Иркутской области. - URL: http://www.irk.gov.ru/about/basic/charter/
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей