Иркутск в послевоенное время // «Иркутск в панораме веков» (2004)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Закончилась Великая Отечественная война, страна начала восстанавливать города и селения, заводы и фабрики, перестраивать экономику в соответствии с задачами мирного времени. На это был нацелен четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны (1946—1950). В 1946 г. в Иркутске было более 120 предприятий государственной и кооперативной промышленности (промкооперации), которые вырабатывали продукции в три раза больше, чем в 1940 г. Это объяснялось не только высокой производительностью, но и тем, что производственная база предприятий возросла за счет эвакуированных сюда заводов и фабрик. За годы войны в Иркутскую область прибыло более 30 заводов, фабрик, трестов, сырьевых баз, часть из них была рассредоточена в Иркутске 1.

На завод имени В.В. Куйбышева прибыло оборудование со Старокраматорского машиностроительного завода, в результате чего возросли его мощности. Оборудование Московского авиационного завода было установлено на Иркутском авиационном заводе. Днепропетровская обувная фабрика была размещена в Ленинском районе Иркутска, став самостоятельной обувной фабрикой № 9. Швейные фабрики разместили на родственных предприятиях.

После войны ревакуации этих предприятий не было. В 1946 г. в промышленности города работало 29,7 тыс. рабочих и 4470 инженерно-технических работников.2 В первый послевоенный год с предприятий города уволилось около 14 тыс. человек, в основном уезжали те, кто был эвакуирован. Почти такое же количество — 13,6 тыс. — пришло на заводы и фабрики из числа демобилизованных из армии. Им предстояло осваивать производство, овладевать новыми специальностями, выпускать продукцию мирного назначения.

Перспективы развития экономики областного центра определялись на основе решений научной конференции по развитию производительных сил Иркутской области, которая работала в городе с 4 по 11 августа 1947 г. В ней участвовало около тысячи человек, среди них 12 академиков и 5 членов-корреспондентов АН СССР, в их числе академики И. Бардин, А. Шевяков, А. Григорьев, В. Образцов, С. Струмилин и др. Город готовился к приему гостей. Была отремонтирована гостиница «Центральная» («Сибирь»), на улицах установили 5 громкоговорителей, открыли 3 киоска «Союзпечать», 9 почтовых отделений. И к тому же прошел обкатку первый маршрут городского трамвая.

Конференция наметила грандиозную программу развития энергетики в области, первым этапом которой должно быть сооружение Байкальской ГЭС, позднее ее назовут Иркутской, обосновала необходимость создания в Иркутске филиала Академии наук СССР. Зимой 1947 г. начались изыскательские работы по определению места для будущей плотины, строительство которой началось в мае 1951 г. Оно стало главным делом городской партийной организации в годы пятой пятилетки (1951—1955). На стройку областная партийная организация направила сразу 175 коммунистов и 400 комсомольцев, большей частью которых были иркутяне. 1877 предприятий страны снабжали оборудованием и машинами ангарскую стройку, кроме этого, Чехословакия поставляла экскаваторы и автомашины, ГДР — железнодорожные и портальные краны.3

В 1956 г. была перекрыта Ангара, а в конце 1957 г. дали ток первые агрегаты ГЭС. 24 сентября 1958 г. государственная комиссия приняла Иркутскую ГЭС в постоянную эксплуатацию. Ее мощность составляла 660 тыс. киловатт. Народное хозяйство области получило самую дешевую в мире электроэнергию. С этого времени Иркутская ГЭС вырабатывает в среднем в год 4 миллиарда киловатт-часов. Она позволила осуществить электрификацию Восточно-Сибирской железной дороги, дала электроэнергию для строившейся Братской ГЭС, ей обязан своим рождением Иркутский алюминиевый завод в городе Шелехове. С вводом Иркутской ГЭС была создана возможность в 20 раз увеличить производственные мощности промышленности Иркутска.4

Труд строителей ГЭС получил высокую оценку. 11 января 1960 г. за внедрение прогрессивных методов труда и выдающиеся успехи в сооружении Иркутской ГЭС были присвоены звания Героев Социалистического Труда начальнику строительства А.Е. Бочкину, арматурщику А.А. Кузнецову, машинисту экскаватора В.А. Саламатову, шоферу Н.П. Шеину, начальнику управления строительства ГЭС Т.Ф. Лепендину.5 Орденами Ленина были награждены 15 человек, орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» — 125 человек. В числе награжденных был Н.Ф. Салацкий, работавший с 1953 по 1957 г. секретарем партийного комитета «АнгарГЭСстроя». В апреле 1962 г. Н.Ф. Салацкий был избран председателем исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов и оставался в этой должности до февраля 1980 г., то есть более 18 лет.

С пуском ГЭС Иркутск стал энергопроизводящим центром, что сказалось на развитии других отраслей промышленности. Крупным машиностроительным предприятием в городе был завод тяжелого машиностроения имени В.В. Куйбышева. С 1947 г. здесь вновь стали выпускать драги для золотодобывающей промышленности, но теперь уже не 50-, а 150-литровые производительностью 100 куб. метров в час. В 1949 г. был освоен выпуск 240-литровой драги производительностью 250 куб. метров в час, а в 1958 г. — 250-литровой драги производительностью 320 куб. метров в час и глубиной черпания 15 метров.

Наряду с этим коллектив завода освоил производство механизированных трубоволочильных и калиброванных станков с усилением волочения от 1 до 150 тонн. Они имели спрос не только в стране, но и за рубежом: успешно работали в Чехословакии, Польше, КНДР, Ираке. Много усилий приложили инженеры, техники и рабочие завода, чтобы начать выпуск карусельных и конвейерных машин для разливки свинца, меди, чугуна, бронзы, латуни, алюминия и других металлов и сплавов. Эта техника пользовалась особым спросом, заказов на нее поступало больше всего. Главный технолог ИЗТМ А. Архипов был в числе тех, кто в 1950 г. был удостоен звания лауреата Сталинской премии за создание первого советского рельсового стана.6

Большие изменения происходили на авиационном заводе. Во много раз возрос объем производства на Иркутском станкостроительном заводе, где появились новые инструментальный, ремонтный, сборочный цехи, были установлены две компрессорные станции. Завод стал выпускать более мощные токарно-винторезные станки типа 1АБ-17 и 1Р-62 с высокой скоростью резания. Станки пользовались большим спросом на предприятиях Сибири.

В 1953 г. вступил в строй действующих ремонтно-механический завод «АнгарГЭСстроя». В 1956 г. начал выпуск продукции — стиральных машин и металлоизделий — завод «Сварщик». В 1959 г., после реконструкции, ремонтно-механический завод стал специализироваться на производстве карданных валов и запасных частей к автомашинам и тракторам и получил название «Автотрактородеталь». С 1963 г. завод «Востсибэлемент» в связи со специализацией стал называться Иркутским релейным заводом.

Техническую реконструкцию в эти годы пережила Иркутская слюдяная фабрика. На ней был освоен выпуск изделий для электротехнической и радиотехнической промышленности страны, в частности радиодетали, калиброванные подборы, телевизионные пластинки, микалента, конденсаторная слюда и др. В результате фабрика стала одним из ведущих предприятий слюдяной промышленности страны. Дальнейшее развитие получили отрасли строительной индустрии, началось сооружение железобетонных заводов. Первым был построен завод ЖБИ в Ленинском районе Иркутска мощностью 25 тыс. изделий, позднее такой же завод появился в поселке Мельниково.

Легкая промышленность города была представлена предприятиями обувной, швейной, трикотажной, пищевой отраслей. Старейшее предприятие Иркутска — кожевенный завод имени Марата — выпускало жесткие кожтовары и поставляло их на обувные предприятия от Ленинграда до Сахалина. После войны усилия коллектива были направлены на механизацию трудоемких технологических процессов, на создание поточных и конвейерных линий. На заводе была смонтирована поточная линия по переработке полуфабрикатов, сооружен подошвенный поток, внедрена автоматическая линия по обработке шерсти. Производством обуви в городе занимались три фабрики и несколько артелей, поэтому спрос на сырье был огромен. В обувной промышленности города было занято более 5% всех рабочих.

Иркутская трикотажная фабрика выпускала 70 наименований изделий, швейная фабрика № 1 осваивала выпуск новых моделей швейных изделий, но она не могла удовлетворить растущий спрос населения, особенно на детскую одежду. В 1958 г. в городе начала работать швейная фабрика № 2. Были реконструированы Иркутский мясокомбинат, три мельницы, макаронная и чаепрессовочная фабрики, молокозавод, кондитерская и бисквитная фабрики, дрожжевой и пивоваренный заводы.

Среди предприятий города было более 40 артелей промкооперации, они обеспечивали выпуск 10 % объема городской промышленности, причем производили те товары, которые больше всего были нужны жителям. Артели «Нерудстрой», «Игла», «Универсал», «Швейник», «Шубник», «Строчевышивка», «Канат», «Прогресс» и другие выпускали меховые и швейные изделия, обувь, мебель, краску, известь, бутовый камень, всевозможные изделия из дерева, в целом более 60 видов продукции.7

Предприятия легкой промышленности быстрее перестраивались на производство товаров для населения города и области, чем коллективы предприятий тяжелой промышленности. Удельный вес их товаров в объеме производимой в городе промышленной продукции не превышал 30%.

К началу 1960-х гг. более половины работавших в промышленности было занято в отраслях тяжелой индустрии, в легкой — 18%, в пищевой — 10%. Это свидетельствовало о дальнейшем этапе индустриального развития экономики города, начало которому было положено в годы довоенных пятилеток. По характеру и темпам индустриального развития Иркутск не мог сравниться с такими молодыми городами области, как Братск, Ангарск, Шелехов и др. С 1940 по 1960 г. объем промышленного производства Иркутской области вырос в 6 раз, а города Иркутска — лишь в 4 раза. Рост промышленного производства достигался в основном за счет реконструкции и расширения действующих предприятий, их технического перевооружения и повышения производительности труда. На промышленных предприятиях города, как и всей страны, происходило социалистическое соревнование и росло движение за коммунистическое отношение к труду. Званий коллективов коммунистического труда в числе первых были удостоены Иркутская ГЭС, Иркутская чаепрессовочная фабрика, ТЭЦ‑2, станция Иркутск-Пассажирский, молочный завод и др.

Заметные изменения в эти годы произошли в научной сфере. В феврале 1949 г. в Иркутске был создан Восточно-Сибирский филиал Академии наук СССР. При филиале сразу была открыта аспирантура. Первым председателем филиала был член-корреспондент АН СССР В. Звонков. Через пять лет его сменил профессор ИГУ Е. Павловский, а затем филиал возглавлял крупный иркутский экономист В. Кротов. В составе филиала тогда было два института — Институт геологии и Институт энергетики и химии и два сектора — биологический и географо-экономический. В 1953 г. в филиал вошла байкальская Лимнологическая станция, затем сейсмическая станция Академии наук.

Быстро росло число академических институтов. В 1955 г. на базе Института энергетики и химии был создан Институт химии, образованы отдел энергетики и три самостоятельные лаборатории: электрометаллургии, металлургии тяжелых и цветных металлов и металловедения.

В 1959 г. Восточно-Сибирскому филиалу из Министерства связи была передана комплексная магнито-ионосферная станция, на базе которой был создан в 1960 г. Сибирский институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн—СибИЗМиР. В этот период происходило формирование Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске, которому с 1960 г. стали подчиняться все иркутские академические институты. В это время в Иркутске было создано еще четыре института — Сибирский энергетический, Лимнологический, Восточно-Сибирский биологический и Нефте- и углехимического синтеза. Таким образом, у 1963 г. завершилось в основном формирование Иркутского научного центра.

Иркутский научный центр быстро развивался. На левом берегу Ангары в Иркутске развернулось строительство Академгородка, на территории которого возводились здания институтов, жилые дома, гостиница, больница, школы и дошкольные учреждения. Быстро росло число научных работников, в том числе докторов и кандидатов наук. С 1960 по 1964 г. научный центр возглавлял академик (а тогда член-корреспондент) Л. Мелентьев, с 1965 по 1969 г. — член-корреспондент М. Одинцов, а с 1969 по 1972 г. — академик В. Сочава. 

Заметные изменения в промышленности города произошли к концу семилетки (1959—1965). Автосборочный завод (почтовый ящик № 709) стал специализироваться на производстве радиоаппаратуры. К 1963 г. он становится крупным заводом радиотехнической промышленности страны. Горожане приобрета­ли радиоприемники и радиолы «Рекорд», выпускаемые заводом. (В 1972 г. завод стал называться Иркутский завод радиоприемников имени 50-летия СССР.)

Техническая реконструкция развернулась на заводе имени Куйбышева, где мартеновские печи были заменены электроплавкой. В эти годы в Иркутске были сданы в эксплуатацию трикотажная фабрика, молочный завод (предместье Марата), фабрика химчистки, новоленинская подстанция, продолжилось строительство иркутского холодильника, масложиркомбината, расширился мясокомбинат. С 1 октября 1960 г. промышленные предприятия, строительные организации, транспорт и связь были переведены на новые условия оплаты труда и организации производства, в предпраздничные и предвыходные дни был установлен сокращенный рабочий день 8.

В 1961 г. Иркутск отмечал 300-летие со дня основания острога. Население города в этом году превысило 372 тыс. К своему юбилею он считался уже индустриальным городом. Из всего населения, занятого в народном хозяйстве, рабочие составляли 63%, служащие — 34%. 78% рабочих были заняты в промышленности, строительстве и на транспорте.9 45% работавших в промышленности трудились на предприятиях машиностроения и металлопереработки. В 22 страны Европы, Азии, Африки и Америки направлялись станки и оборудование, сделанные в Иркутске.

Подготовку квалифицированных кадров вели 8 вузов и 23 средних специальных учебных заведения, в них обучалось 22 тыс. студентов, а в 1945 г. в 7 вузах Иркутска обучалось 4,8 тыс. человек.10

Дальнейший шаг в развитии промышленности был сделан в годы восьмой пятилетки (1966—1970). На базе завода «Автотрактородеталь» в центре города был построен новый завод — карданных валов, который стал высокотехнологичным предприятием по производству карданных валов различной модификации. Число работавших здесь превысило тысячу человек. На заводе были установлены конвейерные и поточные линии, создан хорошо оснащенный инструментальный цех, что позволило его коллективу добиваться высоких результатов.11

21-я Иркутская городская партийная конференция (январь, 1971) отметила, что «восьмой пятилетний план по основным социально-экономическим показателям был выполнен досрочно».12 За пять лет объем промышленного производства в городе увеличился на 46,5%, а производительность труда возросла на 42%, на 4% поднялась энерговооруженность труда.13 Было реконструировано более 50 объектов промышленности. В строй действующих вступили первые очереди домостроительного комбината (ДСК) и масложиркомбината. По новой системе планирования и экономического стимулирования работали 68 из 76 промышленных предприятий города. За эти годы был освоен выпуск более тысячи новых изделий, среди которых головной образец усовершенствованной 150-литровой драги на заводе имени В.В. Куйбышева. Новая машина отличалась высокой степенью механизации и автоматизации технологических процессов. Конструкторы завода завершили проектирование крупных станов, которые позволили впервые в СССР освоить производство стальных фасонных профилей высокой точности методом волочения. Была изготовлена часть технологического оборудования для самой мощной в мире доменной печи объемом 2700 куб. метров. Высоко ценились на внутреннем и внешнем рынке универсально-фрезерные станки, выпускаемые станкостроительным заводом. Связисты города в числе первых в Сибири установили фототелеграфную связь «Газета-1», в результате чего иркутяне стали получать центральные газеты на 5 часов раньше москвичей.14

Более высокими темпами развивалась промышленность в Иркутске в годы девятой пятилетки (1971—1975). Тогда было завершено строительство завода «Радиан» и завода по розливу вин, вступила в строй вторая очередь масложиркомбината, были сданы в эксплуатацию Дом быта и Дом моделей и другие экономически и социально значимые предприятия.

Количество предприятий в городе в 1970-е гг. не увеличивалось, но в ходе реконструкции и технического перевооружения они меняли свой облик, наращивали производственные мощности, изменяли ассортимент продукции не только за счет увеличения выпуска товаров народного потребления, но и за счет объемов и ассортимента профильной продукции.

В годы десятой пятилетки в городе работало 80 промышленных предприятий с годовым объемом реализации продукции более 1,3 миллиарда рублей. В 1979 г. был сдан в эксплуатацию новоленинский хлебозавод — это высокомеханизированное предприятие с проектной мощностью 68 тонн хлебобулочных изделий в смену. На его строительство было затрачено более 3 миллионов рублей.15 Промышленно-производственный персонал городских заводов и фабрик превысил 73 тыс. человек, то есть по сравнению с 1946 г. увеличился в 3 с лишним раза.

Итоги социально-экономического развития Иркутска за годы десятой пятилетки были подведены на II пленуме Иркутского ГК КПСС в январе 1981 г. при обсуждении проекта «Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1981—1985 гг. и на период до 1990 г.».16

План десятой пятилетки был выполнен, перевыполнены задания по производству стали, измерительных приборов, изделий из слюды, комбикормов и др. Основные производственные фонды выросли почти на 40%. Государственный Знак качества был присвоен 160 видам промышленной продукции, то есть они входили в число лучших российских товаров. На 24 предприятиях города была внедрена КСУКП (комплексная система управления качеством продукции), которая позволила добиться хороших успехов. Иркутская слюдяная фабрика выпускала с государственным Знаком качества 75 % своей продукции, завод «Эталон» — 62,7%, объединение «Радиан» — 38,9%.17

За десятую пятилетку было освоено производство 400 новых видов продукции и изделий. Машиностроители смонтировали золотодобывающую драгу «25 ОДМ», которая обеспечивала народно-хозяйственный эффект более 540 тыс. рублей, установку для полунепрерывной отливки крупногабаритных алюминиевых слитков, увеличившую в 3 раза производительность труда металлургов. На предприятия поступили 10 наименований измерительной аппаратуры, новые виды машин и оборудования, мебели и продовольствия, детской одежды и меховых изделий.18 В 1980 г. производственное объединение «Иркутскслюда» было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Этой же награды был удостоен и коллектив Иркутского политехнического института.19

На предприятиях расширялось применение станков с программным управлением, промышленных роботов, точного литья, штамповки, прогрессивных методов сварки, алмазной обработки деталей. В легкой промышленности год от года росло количество технологических потоков и машин высокого класса. В эти годы в числе первых стали использовать роботы коллективы авиационного, релейного заводов и завода радиоприемников. На авиационном заводе была создана опытно-эксплуатационная база по внедрению промышленных роботов, на которой велись подготовка и переподготовка кадров по использованию робототехники. На одиннадцатую пятилетку (1981—1985) было запланировано внедрить на предприятиях города 92 робота.20

Как и в предшествующие годы, трудовые коллективы участвовали в социалистическом соревновании, в социалистические обязательства заводов и фабрик включались задания по внедрению новой техники, передовых технологий, механизации и автоматизации производства. Лидерство в соцсоревновании машиностроителей постоянно удерживал коллектив Иркутского авиационного завода, уступая иногда коллективу ИЗТМ. Среди производственных объединений лидировали обувная фабрика «Ангара» и «Иркутскслюда». Все годы одиннадцатой пятилетки город выходил победителем Всесоюзного социалистического соревнования, пять раз подряд ему вручалось переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

Однако на реконструкцию и техническое перевооружение в одиннадцатой пятилетке было израсходовано только 17,3% от объема капитальных вложений21, а среднегодовой прирост промышленного производства составил 3,5%, тогда как в девятой пятилетке он был 8,4%. Станки с программным управлением составляли только 6% от общего их парка. Все это свидетельствовало об устойчивой тенденции снижения темпов экономического роста, характерного для экономики страны. И даже экстенсивный путь развития экономики восточных районов страны не смог сгладить эту отрицательную тенденцию в развитии промышленного производства.

К концу одиннадцатой пятилетки в городе действовало более тысячи промышленных объединений, предприятий торговли и сферы обслуживания, организаций строительства и транспорта, научных и учебных заведений. К этому времени почти все институты, кроме Лимнологического, работали в Академгородке в новых зданиях, они получили оборудованные современной техникой лабораторные и экспериментальные корпуса. В 1980 г. был создан Иркутский вычислительный центр во главе с членом-корреспондентом В. Матросовым. Это был девятый институт в составе Иркутского научного центра. Много сил и энергии созданию центра отдали его руководители того периода — член-корреспондент В. Степанов и особенно академик Н.А. Логачев.

В 1985 г. население Иркутска превысило 601,4 тыс. человек22. Это был 38‑й город в СССР по величине23.

Средняя заработная плата в промышленности в 1985 г. составляла 229 рублей, а по области она была 265 рублей24. Каждый горожанин в 1985 г. приобрел промышленных и продовольственных товаров на 150 рублей больше, чем в 1980 г. Реализация бытовых услуг тоже возросла и составляла 43 рубля на человека25. Население города, как и всей страны, испытывало большие трудности с продовольствием. Не хватало не только товаров, но и магазинов, которыми город был обеспечен лишь на 69%, столовых — на 65%, предприятий бытового обслуживания — на 70%. По норме на 1000 человек должно быть 180 школьных мест, а в Иркутске их было 7426. Все это осложняло жизнь людей.

С 1984 г. началась подготовка к 300-летию присвоения Иркутску статуса города. Этот вопрос обсуждался на заседаниях городского исполнительного комитета Совета народных депутатов, на пленумах городского и областного комитетов КПСС. Этому было посвящено собрание городского партийно-хозяйственного актива, на котором были приняты социалистические обязательства трудовых коллективов к данной юбилейной дате27. Как вспоминал об этом периоде своей работы председатель Иркутского горисполкома Ю.А. Шкуропат, было разработано около 3 тыс. мероприятий, которые предстояло выполнить к июню 1986 г. Празднование совпадало с завершением одиннадцатой пятилетки и стартовым годом двенадцатой. Трудностей, проблем, противоречий в социально-экономической жизни города, как и в стране, было множество, но при подведении юбилейных итогов говорили и писали о достижениях.

К своему 300-летию Иркутск стал крупным центром машиностроительной промышленности: здесь действовали предприятия авиастроения, станкостроения, приборостроения, радиотехнической промышленности. Среди 80 предприятий самым крупным было Иркутское авиационное производственное объединение (в 1981—1987 гг. — Иркутский авиационный завод имени 60-летия образования СССР), которое выпускало самолеты МиГ-23 и ‑27, Ан‑24, Як‑28 и др. И, конечно, здесь шла подготовка к выпуску новых марок современных военных машин — Су-27 и ‑30. Коллектив объединения удачно вписался в экономику области, он оказывал услуги другим предприятиям, выполняя их заказы по обработке металла.

В городе находилось единственное в России предприятие по выпуску дражного и обогатительного оборудования — Иркутский завод тяжелого машиностроения, продукция которого предназначалась для золотодобывающей промышленности области, Якутии, Казахстана, Урала. До 40% его продукции экспортировалось в 32 страны мира, из них больше всего — в Индию и Китай. На заводе было 22 цеха, а число рабочих превышало 7 тыс. человек. Коллектив завода построил самую крупную в мире драгу с объемом черпака 600 литров, которая была смонтирована в Мамско-Чуйском районе области.

К концу одиннадцатой пятилетки крупнейшим в радиотехнической промышленности стало производственное объединение «Восток» (Иркутский завод радиоприемников). Его продукция, как и изделия Иркутского релейного завода, предназначалась для военно-промышленного комплекса. Эти предприятия первыми в области столкнулись с проблемами финансирования и реализации своей продукции, не осознав пока ни причин, ни последствий этого.

Более 90% продукции Иркутского станкостроительного завода, который выпускал токарно-винторезные станки различных модификаций, вывозилось за пределы области. Энергетические предприятия города — Иркутская ГЭС, ТЭЦ‑1, ТЭЦ‑2 и Ново-Иркутская ТЭЦ — обеспечивали теплом и электроэнергией как промышленность, так и жилые массивы города.

Дальнейшее развитие получила пищевая промышленность. На Иркутском масложиркомбинате производилось до 10% общероссийского объема масложировой продукции, по объемам производства он входил в число пяти крупнейших комбинатов России28. С каждым годом наращивал темпы производства продукции Иркутский мясокомбинат, сотрудничая с Монгольской Народной Республикой, большая часть продукции которого вывозилась за пределы области. Макаронная, кондитерская, чаеразвесочная фабрики, пивоваренный, ликероводочный заводы, мелькомбинат и хлебозаводы обеспечивали своей продукцией не только население города, но и области.

В Иркутске сформировалась крупнейшая база строительной индустрии, в состав которой входили пять крупных предприятий Главвостоксибстроя, в их числе мельниковский завод ЖБИ и завод нерудных материалов треста «Железобетон», мельниковский и ленинский заводы крупнопанельного домостроения Иркутского ДСК и завод «Стройдеталь» треста «Востоксибстройкомплект».29

На объектах жилья и соцкультбыта работали замечательные кадры строителей. Среди них лауреат Государственной премии СССР Н.И. Хоминок, кавалер орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени бригадир монтажников ДСК В.И. Сапега, кавалер ордена Ленина бригадир маляров Л.К. Сурикова и др.

Итак, к концу ХХ столетия ведущую роль в экономике города играла промышленность, причем такие ее отрасли, как металлообработка и машиностроение. В связи со строительством железной дороги Тайшет — Лена — Северобайкальск Иркутск терял свою роль перевалочной базы для транспортировки продукции в северные районы страны, но возрастала его роль как научного и образовательного центра не только области, но и Сибири. Здесь были сосредоточены все структуры центральной, областной и городской власти с присущей ей системой материального и информационного обеспечения и ростом чиновничьего аппарата, что характеризовало Иркутск как административный центр.

Старый Иркутск становится новым

В отличие от людей города с возрастом не стареют, а, наоборот, обновляются, расширяются, становятся более красивыми и уютными. Это отчетливо видно на примере Иркутска. В послевоенный период в связи с развитием производительных сил области быстро росла численность его населения. В довоенном Иркутске (1939) проживало 243,4 тыс. человек, по числу жителей он занимал 30-е место в СССР 30. В 1956 г. население города составляло 314 тыс., в 1960 г. — 385 тыс., в 1967 г. — 420 тыс. В 1975 г. здесь появился полумиллионный житель.31

Сразу же после войны город столкнулся с проблемой обеспечения населения жильем. Надеяться на выделение средств из государственного бюджета на городское строительство не приходилось, так как восстанавливались города и селения, на территории которых проходили военные сражения. В этих условиях горсовет предложил руководителям предприятий строить квартиры для своих работников собственными силами и средствами. В 1947 г. были сделаны точные расчеты и определены задания каждому коллективу: авиационный завод должен был построить 100, завод имени В.В. Куйбышева — 35, авторемонтный — 25 квартир, всего 456 жилых одноквартирных и двухквартирных домов.32 Площадки для строительства выбирали недалеко от предприятий, застраивали свободные участки земли в городе. В результате появились целые микрорайоны, относящиеся к одному предприятию: авиационный завод застраивал Иркутск‑II, завод имени Куйбышева — предместье Рабочее (куйбышевские дома), кирпичный завод — район Лисихи.

К концу четвертой пятилетки в центральной части города были построены Дом пилота (сейчас в нем на первом этаже находятся кассы Аэрофлота), Дом специалистов по улице Марата, здание межобластной партийной школы (улица Сухэ-Батора, 9, педагогический университет), завершено строительство учебного корпуса института иностранных языков (ныне здание Лингвистического университета), который был открыт в 1948 г. В 1949 г. завершилось строительство жилого 28-квартирного дома для «стахановцев и ИТР» на углу улиц К. Маркса и Б. Хмельницкого. В этом же году центральную улицу украсил еще один трехэтажный жилой дом (недалеко от улицы Пролетарской), продолжалось строительство здания «Востсибугля», было сдано в эксплуатацию здание филармонии. В 1950-е гг. была проведена реконструкция зданий Управления Восточно-Сибирской железной дороги по улице К. Маркса. Несмотря на трудности послевоенного времени, архитекторам и строителям удалось сохранить уникальность оформления фасадов домов, монументальность всего сооружения.

В 1947 г. на центральной улице города прокладывали канализацию и одновременно вели реконструкцию ее старых зданий. Завод имени В.В. Куйбышева надстроил несколько этажей над парикмахерской на углу 5-й Красноармейской и улицы Б. Хмельницкого, автосборочный завод возводил этажи над аптекой на углу 4-й Красноармейской (улица Киевская), надстраивались этажи над рестораном «Байкал» и третьим почтовым отделением. Реконструировано было здание финансово-экономического института (ныне Экономическая академия). По улице К. Маркса были заменены все фонарные столбы. Весной вдоль улицы были высажены тополя. Центральная улица города стала одной из красивейших улиц, и горожане любили прогуливаться здесь в вечернее время. В целом же Иркутск послевоенного времени продолжал оставаться на 90 % деревянным и преимущественно одноэтажным.

В 1949—1953 гг. главным архитектором Иркутска был С.А. Гусаров. Вспоминая эти годы, он писал, что капитального строительства было очень мало — три-четыре дома в год. В основном строились индивидуальные дома, застраивались поселки, но планы на будущее были грандиозные. В 1950 г. был разработан генеральный план развития Иркутска. Автором его был московский архитектор В.Н. Симбирцев, по проекту которого восстанавливался Волгоград, за что архитектор был удостоен Государственной премии СССР. Уже тогда планировалось будущее Иркутска как административно-культурного центра с ограничением промышленного строительства в черте города и сохранением его исторической архитектуры. Город тогда был разделен на 5 районов: Нагорный, Кировский, Сталинский, Ленинский, Свердловский.33 Протяженность его улиц составляла 257 километров, и почти все они не имели никакого покрытия, только 25 километров были выложены булыжником. В 1946 г. был проложен асфальт по улице Доронина (ныне улица Российская), это была первая асфальтированная улица города. В следующем году были заасфальтированы улицы Дзержинского, Литвинова, Урицкого. В городе прокладывали магистральные линии водопровода, к которому стационарно подключались крупные здания и от которого сооружались временные водоводы в индивидуальные усадьбы и бараки. Проблемой для жителя города было электрическое освещение. Газета «Восточно-Сибирская правда» писала как о достижении 1950 г., когда электрическая лампочка загорелась в 1500 квартирах города.34

В 1951 г. на электрификацию жилья было израсходовано 300 тыс. рублей. Электрический свет пришел в дома поселка Кирова, на улицы Ушаковскую, Сарафановскую, Дальневосточную, 9-ю Советскую и др.35 Но в городе чувствовалась нехватка энергетических мощностей. И только в связи с пуском более емкого трансформаторного устройства положение дел с производством и распределением электроэнергии стали считать удовлетворительным. В 1954 г. в центре города было установлено 250 светильников, хотя 1428 домов еще не имели электровводов.36 В 1955 г. на окраины города было проведено 17 километров осветительных линий.

Строящемуся городу нужен был транспорт. Протяженность линий автобусного движения в городе в 1940 г. едва достигала 60 километров, по ним курсировали 46 автобусов. Основные автобусные маршруты проходили по магистральным направлениям: вокзал — Марата, вокзал — аэропорт, вокзал — Рабочее предместье, вокзал — лисихинский кирпичный завод. Автобусных остановок, закрепленных за определенным местом, еще не было. Автобусы останавливались по требованиям пассажиров, что вызывало определенные трудности. С лета 1945 г. в городе началось строительство трамвая. Его сооружение осуществлялось методом народной стройки. Ежедневно 300—400 человек с иркутских предприятий выходили на прокладку трамвайных путей. Газета «Восточно-Сибирская правда» вела дневник народной стройки, регулярно сообщая о ходе строительства и его проблемах. Трамвай должен был связать вокзал с районом центрального рынка, а затем повернуть в сторону трамвайного депо. 3 августа 1947 г. трамвай был сдан во временную эксплуатацию, трамвайное полотно было уложено на расстоянии 4,5 километра.

В мае 1949 г. началось строительство вторых путей трамвая, которое было закончено к концу 1950 г. Общая длина маршрута достигла 10 километров. Трамвайный путь связал четыре района города. По трамвайной линии пока курсировало 14 вагонов. Большую часть вагонов Иркутску подарили ленинградские вагоностроители. Сначала они направили 6 вагонов, в ответ на это Иркутск отправил им 10 вагонов высококачественной лиственницы. В 1949 г. иркутяне получили вторую партию вагонов, украшенных надписью: «Трудящимся Иркутска от ленинградцев». Еще 4 вагона Иркутск получил из Челябинска. Трамвай стал самым доступным видом транспорта.

Городской автотранспорт в 1949 г. пополнился двумя комфортабельными автобусами ЗИС-154 на 32 пассажира. Эта новинка очень понравилась горожанам. За 10 дней эти два автобуса перевезли 38 тыс. пассажиров. Несмотря на эти меры, проблема городского транспорта не была решена. Особенно сложно было добираться до центра города из Иркутска‑II. Единственным видом транспорта здесь был пригородный железнодорожный поезд, который делал по два рейса в день: утром и вечером. В 1949 г. в городе появилось легковое такси — пять новых «побед». Первая стоянка такси находилась на углу улиц Литвинова и К. Маркса.37

Городской и районные Советы депутатов трудящихся приложили немалые усилия для благоустройства города, развития коммунального хозяйства, привлекая к этому трудовые коллективы и все население города, особенно студенческую молодежь. Традицией стало проведение субботников, месячников по благоустройству городских улиц, дворов, территории предприятий. Одна из заметок «Восточно-Сибирской правды» сообщала в 1946 г., что за время месячника с территории ИЗТМ было вывезено 750 вагонов мусора, собрано 103 вагона металлолома, который был отправлен на переплавку. На территории завода было высажено 4,3 тыс. деревьев и кустарников.38

Продолжалось озеленение города, устройство новых скверов, детских площадок. Было закончено строительство первой очереди стадиона «Авангард», сооружался сквер на площади Труда. В 1950 г. трудящиеся города отработали на благоустройстве 155 тыс. человеко-дней.39 При большой помощи населения в черте города по берегам Ангары и Ушаковки была сооружена земляная защитная дамба протяженностью более 10 километров. За эти годы была обустроена привокзальная площадь: ее расчистили от устаревших строений, на склоне горы сделали укрепления, посадили кустарники и ежегодно стали делать на ней цветочный орнамент.40 Благоустраивалась и площадь аэропорта, было завершено строительство его центрального здания. Таким образом, два въезда в город (со стороны железнодорожного вокзала и аэропорта) подтверждали, что Иркутск — современный индустриальный город, который, как и вся страна, уверенно набирал темпы жилищного и капитального строительства.

Перед коллективом Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (ВСУ ГВФ) была поставлена задача установить регулярное авиационное сообщение города со всеми районными центрами области. В годы послевоенной пятилетки авиаторы Иркутска осваивали новые для того времени самолеты Ли‑2, Су‑47, Ил‑12, Ил‑14. В 1952 г. началось строительство в иркутском аэропорту новой взлетно-посадочной полосы, которое было закончено через четыре года. В 1955 г. авиационный парк пополнился самолетом Як‑12. В Иркутск поступили новые летательные аппараты, созданные в конструкторском бюро бывшего иркутянина Л.П. Миля — вертолеты Ми‑4.

В середине 1950-х гг. страна первой в мире начала перевозку пассажиров на турбореактивном самолете Ту‑104. Первая в Советском Союзе пассажирская линия на этом самолете была открыта 15 сентября 1956 г. между Москвой и Иркутском. Этот рейс положил начало новому этапу в развитии гражданской авиации — этапу больших скоростей и массовых воздушных перевозок. В 1960‑е гг. с иркутского аэропорта поднялись новые скоростные самолеты с турбовинтовыми двигателями Ан‑10, Ан‑24. Иркутские авиаторы осваивали новые воздушные линии не только внутри страны, но и в зарубежные страны.

Наибольший размах жилищное строительство в городе получило в годы семилетки — в 1959—1965 гг. Застраивали жилыми домами районы площади Декабристов, Лисихи, Академгородка, поселка Ново-Ленино. В центральной части города возводились только административные здания, что сохраняло его архитектурный облик. В связи со строительством Иркутской ГЭС вырос поселок Энергетиков. Строителям ГЭС удалось избежать участи многих начинающих стройку с бараков. Здесь сразу строились комфортные дома коттеджного типа. И уже к началу 1960-х гг. на левом берегу Ангары стоял современный благоустроенный поселок Энергетиков, ставший новым микрорайоном города. Строители получили 12 тыс. квадратных метров жилья, красивое здание управления ГЭС, магазины, кафе, парикмахерскую, аптеку, среднюю школу, детсад и ясли. В поселке было 5 асфальтированных улиц, спортивный сад с волейбольной и баскетбольной площадками, танцевальная площадка. Одна из улиц микрорайона стала называться Приморской, так как ее построили на берегу рукотворного Иркутского моря.41 В 1961 г. Сталинский район был переименован в Октябрьский, в который была включена и территория Нагорного района.

Продолжалась газификация квартир. За первые два года семилетки (1959—1960) было газифицировано 7744 квартиры, теплофицировано 53 крупных дома, построено 24 километра водопровода, 22,4 километра канализации, заасфальтировано 856 тыс. квадратных метров улиц, тротуаров и площадей. Юбилейные торжества по случаю 300-летия основания Иркутского острога проходили в 1961 г. на отремонтированном стадионе «Труд». В юбилейном году строители города сдали в эксплуатацию 150 тыс. квадратных метров жилья, что почти в 3 раза больше, чем в 1946 г. В их социалистических обязательствах значились школы, общежития, детские сады и ясли, магазины и столовые.

В годы семилетки очень быстро изменился облик Иркутска, особенно это стало заметно, когда председателем исполкома Совета депутатов трудящихся стал Н.Ф. Салацкий. К концу семилетки был построен пригородный вокзал и подземный переход на перрон станции Иркутск-Пассажирский, были обустроены для отдыха остров Юность и бульвар Гагарина. Много усилий было приложено для благоустройства города. Под этим понимается очень многое. Это и строительство ливневой канализации, укрепление оврагов, засыпка ям, посадка и охрана насаждений, освещение улиц, очистка дворов, создание новых скверов, снос ненужных заборов, ветхих надворных построек, оборудование новых площадок, улучшение санитарного состояния. К этому надо добавить и такие трудоемкие и затратные работы, как асфальтирование улиц, централизация источников тепла, газификация и электрификация быта жителей города. И все это делалось под руководством местных Советов и при активном участии трудовых коллективов. Были заасфальтированы магистральные улицы города: Рабочего Штаба, Сибирских партизан, Лермонтова, скверы у Белого дома и у Дома Советов, на площади Труда.42 Ежегодный расход угля сократился на 110—115 тыс. тонн, меньше стало в городе копоти и сажи, но еще дымили 440 различных котелен.

Проблемой для города оставались транспорт и телефон, ветхие дома и бараки, детские дошкольные учреждения и продовольствие. В 1965 г. продолжалось строительство трамвайного пути в Рабочее предместье и по улице Партизанской. В 1968 г. был открыт трамвайный маршрут № 4. По улице Байкальской через плотину ГЭС до студенческого городка прокладывали троллейбусную линию, которая единым транспортным кольцом должна была связать правобережную и левобережную части города.

Центральный рынок за этот период пережил не одну реконструкцию. В 1967 г. было завершено строительство его каменного здания с крытой частью уличных прилавков. Вокруг рынка сложился комплекс организаций бытовых услуг. К этому времени в городе действовало 448 магазинов и 406 столовых.43

За годы восьмой пятилетки в Иркутске было построено 1200 тыс. квадратных метров жилья, быстро росли новые микрорайоны — Ново-Ленино, Синюшина гора, Приморский, началось строительство жилых домов за плотиной Иркутской ГЭС — будущего микрорайона Солнечный. За пятилетку в городе было построено 8 школ, 5 поликлиник, родильный дом, детские сады, одно за другим возводились здания Академгородка. На берегу Ангары завершилось строительство зданий Иркутского педагогического института. Строительство в городе вели 37 строительных и монтажных организаций, но ведущими оставались коллективы трестов «Строймеханизация», «Иркутскжилстрой», «Спецстрой», ДСК.

В 1970 г. Иркутск получил утвержденный генеральный план развития города.44 В нем учитывалось, что Иркутск вошел в число 115 городов страны, получивших статус исторических. Застройка города должна была осуществляться с учетом сохранения его архитектурного наследия, представляющего историческую ценность. Вероятно, это обстоятельство способствовало тому, что наиболее быстрыми темпами росли микрорайоны города, чем обновлялась его центральная часть. К концу девятой пятилетки строители города освоили 650 миллионов рублей капитальных вложений, что было на 30 % больше, чем в восьмой. За 5 лет были построены 1300 тыс. квадратных метров жилья, 7 школ, детских дошкольных учреждений на 2700 мест, 7 поликлиник, больница, 2 кинотеатра, 70 магазинов. Украшением города стал спортивный комплекс стадиона «Труд». Интенсивно развивались микрорайоны Байкальский, Солнечный, Юбилейный. В 1975 г. появился новый район города — Куйбышевский. Более 70 тыс. иркутян получили за эти годы квартиры.45

Но, несмотря на столь высокие темпы строительства, город испытывал большие трудности. По-прежнему было много аварийного жилья и бараков. В них проживало более 15 тыс. семей. На очереди для получения квартир в исполкоме города стояло более 11 тыс. горожан. Не лучше обстояли дела в образовании и здравоохранении. В восьми школах города в 1970 г. занятия проводились в 3 смены.46 Не хватало детских садов, бань, столовых, буфетов, были перегружены больницы и поликлиники. Все это осложняло жизнь населения областного центра. Об этом писали избиратели в своих наказах, выбирая депутатов районных и городского Советов. Эти вопросы обсуждались на очередных партийных городских и районных конференциях, на заседаниях советских органов, где намечались планы их решения на перспективу, а в ряде случаев определялись и экстренные меры.

8 мая 1975 г. в ознаменование 30-летия разгрома фашизма был открыт мемориальный комплекс «Иркутяне в Великой Отечественной войне». Он возведен на том самом месте, где в 1661 г. был поставлен Иркутский острог. В центре мемориала, облицованного байкальским полированным мрамором, со дня открытия горит Вечный огонь. Он зажжен факелом, доставленным от могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены в Москве. Со дня открытия и до настоящего времени иркутские школьники гордо несут Вахту мужества у Вечного огня. В сооружение мемориального комплекса большой вклад внесли трудовые коллективы города, студенчество, работая на расчистке местности, закладке аллей, благоустройстве исторической части города.

В 1977 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию в 1978—1982 гг. городского хозяйства Иркутска».47 В истории города этот период получил название «иркутская пятилетка». В соответствии с данным постановлением планировалось ежегодно вкладывать в развитие городского хозяйства по 180 миллионов рублей. Но не всем планам удалось свершиться, хотя сделано было много. Жилой фонд за десятую пятилетку увеличился на 1300 тыс. квадратных метров, а это значит, что около 25 тыс. семей справили новоселье. Выросли строительные организации, укрепилась их материальная база. Был создан специализированный отделочный трест. Большой вклад в развитие города внесли коллективы трестов «Иркутскпромстрой», «Иркутскспецстрой», «Иркутскстроймеханизация», домостроительного комбината. Три раза за пятилетку они награждались переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Два треста — «Иркутскпромстрой» и «Иркутскспецстрой» — были занесены на Всесоюзную Доску почета ВДНХ.

Значительно улучшилась застройка города. Наиболее интенсивно застраивались главные городские магистрали. В годы десятой пятилетки было завершено строительство нового моста через Ангару в районе Жилкино — Марата, а также Дворца спорта стадиона «Труд», Академгородка, который стал одним из лучших современных районов города и радовал своей застройкой на фоне серых и унылых пятиэтажных жилых домов и научных учреждений. В городе началось строительство девятиэтажных домов 135‑й серии с улучшенной планировкой квартир. За разработку и внедрение домов этой серии иркутские проектировщики и строители были удостоены диплома ВДНХ. В 1983 г. иркутские строители начали осваивать сооружение домов 464‑й серии, которые по благоустройству, отделке были еще более комфортными.

К концу одиннадцатой пятилетки (1985) в основном был застроен микрорайон Солнечный, продолжалось строительство жилого массива Синюшина гора, строились микрорайоны Первомайский, Университетский. На долгие годы затянулось строительство микрорайона Ново-Ленино, который, как наиболее удаленный от центра, превратился в город-спутник Иркутска. В эти годы было начато строительство еще одного микрорайона — Топкинский.48

С расширением территории города, с развитием новых микрорайонов обострились две проблемы: теплоснабжение и транспорт. В связи с этим продолжалось строительство Ново-Иркутской ТЭЦ, росла длина магистральных тепловых сетей, один из ответственных участков которых был проложен по мосту через Ангару.49 Для координации работ по строительству ТЭЦ и теплотрассы, которое планировалось завершить в 1982 г., был создан штаб, его возглавил главный инженер треста «Иркутскпромстрой» Г.А. Каган. Иркутский горком партии и горисполком периодически анализировали ход строительства этого важного объекта, оказывая всяческую помощь и содействие. Увеличилась протяженность водопровода, и в 1980 г. она составила 573,1 километра, а длина канализационных сетей — 401,1 километра.50 Это сложное инженерное хозяйство надо было содержать в таком состоянии, чтобы оно бесперебойно работало. Затраты на содержание и развитие коммунального хозяйства в общем объеме капитальных вложений города занимали третью строку, уступая жилищному и производственному строительству.

По объемам жилищного строительства в 1980-е гг. Иркутск занял лидирующее положение среди городов области. Здесь строилась четвертая часть из того жилья, что сооружалось в области.51 И несмотря на это, очередь на получение квартир в городе не сокращалась, а увеличивалась. В конце 1985 г. она насчитывала 39 тыс. семей.52

В связи с ростом населения города и появлением в нем новых микрорайонов необходимо было быстрыми темпами развивать средства связи и городской транспорт. В 1981 г. в городе было 56 почтовых отделений. Острейшей проблемой была телефонная связь. Общая емкость телефонной связи росла медленно. В 1980 г. в Иркутске насчитывалось 44,3 тыс. телефонных номеров. И хотя их число за десятую пятилетку увеличилось почти на 12 тыс., потребности населения не были удовлетворены. На одну тысячу жителей в городе приходилось 79 телефонных номеров.53

Иркутск — один из тех сибирских городов, в котором появились и получили значительное развитие все виды транспорта, кроме метро. Здесь действовало 36 предприятий транспорта и связи. Городской пассажирский транспорт работал на 52 маршрутах протяженностью 650 километров. Ежедневно на автобусные маршруты по городу выходило более 470 машин и около 500 легковых такси. Они развозили пассажиров в самые отдаленные части Иркутска. Обстановка на автомагистралях значительно улучшилась со строительством объездной автодороги в Ново-Ленино и вводом в эксплуатацию моста через Ангару. В начале одиннадцатой пятилетки было завершено строительство скоростной магистрали Иркутск — Лиственичное.54

Протяженность линии трамвая в однопутном исчислении превысила 43, а троллейбуса — 58 километров. Пятый маршрут трамвая появился в микрорайоне Солнечном. Третий маршрут троллейбуса, протяженностью 5,6 километра, связал с центром старейшую часть города — предместье Марата. Около 200 троллейбусов и трамваев ежедневно работали на линии, ускоряя темп жизни областного центра.

Иркутск в рассматриваемый период имел не только развитую внутригородскую транспортную систему. Железнодорожными путями, автомобильными дорогами и авиационным транспортом он был связан как с районными центрами области, так и с наиболее крупными городами страны и зарубежными государствами. Иркутский аэропорт являлся международным, через него проходили авиалинии в Китай и Японию. В 1970-е гг. иркутские авиаторы освоили самолет Як-40, а с 1975 г. здесь получил постоянную прописку самолет второго поколения реактивных пассажирских машин Ту-154. В ноябре 1980 г. на местные воздушные линии вышел новый пассажирский самолет Л-410, он заменил заслуженного ветерана авиации самолет Ан-2. 22 июля 1986 г. коллектив Восточно-Сибирского управления Гражданской авиации отмечал свое 60-летие. Приветственные поздравления юбиляру поступили не только из разных мест родной страны, но и из других стран мира. Ежегодно иркутские авиаторы обслуживали до 150 тыс. иностранных пассажиров.55 Это было время массовых перевозок и скоростных достижений в авиации.

Наиболее заметными были изменения в облике города, когда он готовился к праздникам, юбилейным датам или встречал таких высоких гостей, как Н.С. Хрущев, глава революционной Кубы Фидель Кастро и др. С 1984 г. Иркутск начал готовиться к 300-летию. В связи с этим горком партии, горсовет, горком комсомола обратились к коллективам предприятий, организаций, рабочим, служащим, студентам, пенсионерам, учащимся — ко всем жителям Иркутска с призывом в честь юбилея отработать не менее 20 часов на благоустройстве, озеленении и улучшении санитарного состояния улиц, скверов, дворов, территорий предприятий, организаций, школ, учебных заведений, микрорайонов и кварталов. Горисполком наметил провести капитальный ремонт более 200 тыс. квадратных метров жилья, отремонтировать и реконструировать 339 фасадов зданий, 22 сквера, благоустроить 71 улицу, 69 дворов, установить 2 тыс. подцветочников, построить в жилых микрорайонах 30 детских городков, 17 спортивных площадок. Между районами города началось соревнование, которое проходило под девизом: «За город высокой культуры и образцового порядка».56

Общая протяженность улиц города к концу одиннадцатой пятилетки превысила 700 километров, из них только половина была заасфальтирована. Были приведены в порядок Центральный парк культуры и отдыха, расчищен зеленый массив «Роща», более благоустроенным стал парк имени Парижской коммуны. Общая площадь зеленых насаждений и массивов в городе, включая уличные газоны, достигла 660 гектаров. 27 июня 1986 г. в Октябрьском районе был открыт парк имени 300-летия города Иркутска. Юбилейные торжества, связанные с 300-летием города, проходили в июне 1986 г. 28 июня во Дворце спорта состоялось торжественное собрание общественности, посвященное вручению городу ордена Октябрьской Революции. Кроме официальных лиц центральной партийной и советской власти на юбилейных торжествах присутствовали летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза, почетный гражданин Иркутска Б.В. Волынов, делегация из Монголии во главе с первым секретарем Улан-Баторского горкома МНРП Б. Алтангэрэлом, делегации соседних городов: Красноярска, Омска, Новосибирска, Кемерова, Барнаула, Томска и др.

Орден Октябрьской Революции был вручен трудящимся города за их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, и в связи с 300-летием присвоения Иркутску статуса города. Как отмечалось в приветствии ЦК КПСС, Иркутск — один из крупнейших арсеналов Великой Отечественной войны, где ковалось оружие Победы. Иркутск — город-труженик, занимающий одно из ведущих мест в стране в таких отраслях, как энергетика, тяжелое машиностроение и радиотехника. Он не только стал крупным промышленным центром на востоке страны, но и является одним из культурных, образовательных, исторических центров России.

Примечания

  1. Очерки истории Иркутской организации КПСС. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976. Ч. 2. Кн. 1. C. 343.
  2. ЦДНИИО, фонд Иркутского городского комитета КПСС, ф. 159, оп. 7 а, д. 416, л. 21.
  3. Советская молодежь. 1955. 13 янв.
  4. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 19, д. 1, л. 67.
  5. Иркутск: Библиографический указатель. Иркутск, 1971. С. 37.
  6. Вост.-Сиб. правда. 1951. 1 янв.
  7. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 14, д. 20, л. 52, 101.
  8. Вост.-Сиб. правда. 1961. 5 янв.
  9. Вендрих Г.А., Должных В.Н. Иркутску 300 лет. Иркутск, 1961. С. 13.
  10. Вост.-Сиб. правда. 1945. 14 окт.
  11. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 38, д. 1, л. 38.
  12. Там же. Оп. 30, д. 1, л. 11.
  13. Там же. Оп. 29, д. 31, л. 13.
  14. Там же. Л. 21, 26.
  15. Там же. Оп. 38, д. 1, л. 10.
  16. Там же. Л. 3—73.
  17. Там же. Оп. 34, д. 18, л. 12.
  18. Там же. Оп. 40, д. 11, л. 45.
  19. Там же. Оп. 36, д. 1, л. 13.
  20. Там же. Оп. 44, д. 12, л. 8.
  21. Вост.-Сиб. правда. 1986. 29 июня.
  22. Иркутская область в цифрах: Статистический сборник. Иркутск, 1986. С. 2.
  23. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 44, д. 12, л. 27.
  24. Вост.-Сиб. правда. 1986. 30 янв.
  25. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 44, д. 12, л. 27.
  26. Вост.-Сиб. правда. 1986. 1 февр.
  27. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 44, д. 12, л. 3—7.
  28. Винокуров М.А., Суходолов А.С. Экономика Иркутской области: В 2 т. Иркутск, 1999. Т. 2. С. 298.
  29. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 38, д. 58, л. 15.
  30. Иркутская область. Экономико-статистический ежегодник. Иркутск, 1941. С. 267.
  31. Иркутская область. Краткий экономический сборник. Иркутск, 1958. С. 30.
  32. Вост.-Сиб. правда. 1987. 4  апр.
  33. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 7 а, д. 426, л. 13.
  34. Вост.-Сиб. правда. 1951. 5 янв.
  35. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 19, д. 141, л. 25.
  36. Там же. Оп. 23, д. 3, л. 42.
  37. Вост.-Сиб. правда. 1999. 26 сент.
  38.  Там же. 1946. 5 июля.
  39. Там же. 1951. 15 марта.
  40. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 20, д. 3, л. 27.
  41. Вост.-Сиб. правда. 1958. 9 марта.
  42. Там же. 1965. 9 февр.
  43. Иркутск: Библиографический указатель. С. 50.
  44. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 30, д. 1, л. 30.
  45. Там же. Оп. 31, д. 21, л. 12—13.
  46. Там же. Оп. 30, д. 1, л. 35.
  47. Там же. Оп. 32, д. 16, л. 90.
  48. Там же. Оп. 38, д. 4, л. 35.
  49. Там же. Оп. 34, д. 30, л. 16—17.
  50. Иркутск за годы пятилетки: 1976—1980. Иркутск, 1980. С. 5.
  51. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 38, д. 4, л. 36.
  52. Вост.-Сиб. правда. 1986. 18 янв.
  53. Иркутск за годы пятилетки... С. 6.
  54. ЦДНИИО, ф. 159, оп. 40, д. 11, л. 55.
  55. Там же. Оп. 42, д. 1, л. 116.
  56. Там же. Оп. 44, д. 12, л. 59.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Рабецкая З. И. | Источник(и): Иркутск в панораме веков: Очерки истории города, Иркутск, 2003 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2003 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...