Фотографии Байкала

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Одной из психологически значимых загадок остается восприятие человеком природы в присущих ей характеристиках. Здесь две альтернативы: или разнообразие образов природного мира — это только ему присущее свойство, или же оно является порож­дением человеческих чувств и субъективно в своей основе. Пер­вый случай требует признать природу субъектом бытия, а второй, хочешь не хочешь, в красоте природы видит лишь проявление человеческих эмоций. Психолог и философ Н.О. Лосский был яв­ным сторонником первой позиции, когда писал:

«согласно интуити­визму, чувственные качества - цвета, звуки, твердость, мягкость, тепло, холод, запахи, вкусы и т.п. суть качества самого телесного бытия, а вовсе не субъективные психические реакции; зеленый цвет листьев березы и белизна ее коры при дневном свете, шелест ее ли­стьев, нежный аромат ее весенних только распускающихся листоч­ков — все это существует не в уме наблюдателя, а в самой березе, в самой окружающей нас природе. Сказочное великолепие природы, выражающееся в красках, звуках, ароматах, есть выражение ее соб­ственной жизни, независимо от того, воспринимает ли ее человек или нет»

Академик В.А.Обручев, восхищенный красотами священного моря, как-то сказал: «увидеть Байкал — и умереть», подчеркивая, что его великолепие может стать смыслом человеческой жизни. Но все же сегодня просто увидеть Байкал — обычное незатейливое дело, поскольку его фотографиями и фильмами о нем наполнены полки видеопродукции в разных странах, их так же легко обнаружить на различных сайтах Интернета. Байкал надо увидеть, услышать и про­чувствовать всеми человеческими чувствами (извиняемся за тавтоло­гию). О себе он говорит на языке разных чувств и ощущений и каж­дое восприятие вносит в его картины новые впечатления.

Американский эсквайр Г. Дэвис как-то сказал:

«Подставьте лицо здешним ветрам и лучам низко над горизонтом склонившегося солнца, выглядывающе­го из-за окружающих гор, и вдохните запахи морской воды вместе с запахами поднимающихся ночью туманов. Пробегите по берегу пря­мо из сауны, окунитесь на мгновение - и обратно. Вот тогда вы и узнаете, что такое Байкал».

Байкал - круглый год. Фотограф Борис Слепнев

Летняя поедка по Кругобайкальской железной дороге. Фотограф Валерий Панфилов

Виды Байкала. Альбом 1913 года

Денис Мацуев на Байкале. Фотограф Борис Слепнев

Байкал. Большие Коты. Зима. Фотограф Борис Слепнев

Зимний Байкал. Остров Ольхон. Фотограф Антон Климов

Ловля омуля неводом. Фотограф Борис Слепнев

Душа человека воде подобна

Свое размышление о главной ценности священного моря и значи­мости воды в целом можно и нужно начать с одного предания, которое врезалось мне в душу. Это предание о рождении Байкала. Есть такая ле­генда, записанная фольклористом Л. Эльясовым, «Сердце стран­ника», в которой рассказывается о том, что люди у Саянских гор жили без достаточного запаса воды. И когда они не выдержали этой жизни и стали уходить, встретился им странник и сказал, что здесь будет вода. Но они прождали несколько времени, а воды нет. Тогда люди вновь пошли в другие края и по дороге опять увидели этого странника и спросили его: «Почему ты обманул нас?» Тогда стран­ник вырвал свое сердце, бросил его на землю, и там, где упало его сердце, стала распространяться вода. Ее стало очень много, и так появился Байкал. «Байкал» - потому что странник сказал это сло­во. Мне нравится эта легенда именно потому, что она одухотворяет и одушевляет воды Байкала и говорит нам, что сегодня, губя, загряз­няя их, мы губим живую душу. Душу не только самого Байкала, но и свою собственную.

Одухотворение байкальских вод важно и в связи с теми функ­циями, которые они выполняют для человека. Благодатное их влия­ние всегда чувствовали люди. В якутском богатырском эпосе есть сказание о доблестном витязе Эр Соготохе — воине хана Одуна — близкого родственника Чингисхана. Эр Соготох хотя и был верен своему господину, но имел и более значимые ценности.

«Был он искренне предан Одуну,
но любил больше жизни не хана,
а Байкал — свою родину-море,
почитал, как святилище предков.
Возвращаясь из дальних походов,
приходил он с сыновним почтеньем
к древним водам байкальским и скалам,
припадал, изнывая от жажды,
к вековечной струе, освященной
дымом отчих костров, и молился,
и дарил свою песню Байкалу:
«Дже боу! Этот первый глоток
в душу радость и добрость вселяет,
груз лишений, несчастий, тревог
позабыть заставляет.
Дже боу! От второго глотка
сила духа и мышц прибывает,
даже рана от сабли врага
на глазах заживает.
Дже боу! Предпоследний глоток
затуманенную мысль проясняет.
Дже боу! А последний глоток
Духов злых отгоняет...»

Не трудно понять, что подобная богатырская признательность байкальской воде - это прежде всего благодарность ей от всего наро­да. Уникальные чувства, которые испытывает витязь после каждого глотка животворящей воды, подчёркивают её конкретное благодат­ное влияние на людей, и об этом мы ещё  скажем.

Кстати, сравнение о сходстве воды и души человека в свое время делал еще и Гете:

Душа человека
Воде подобна
С неба сошла,
К небу взнеслась,
И снова с неба
На землю рвется, Вечно меняясь.

Вода во многих древних трактатах символизировала связь с жиз­нью и даже саму жизнь: «чистая река воды жизни». Реальный вид, а тем более образ воды и ее воплощений (лед, снег, пар, туман) всегда имел богатейшие ассоциации с различными атрибутами жизни. К.Г.Юнг в докладе «К психологии восточной медитации» показыва­ет взаимосвязь и взаимопроникнутость йоги и буддизма и приводит ряд превозносимых Буддой медитаций о воде, каждая из которых своеобразна и наполнена специфическими образами.

В одной из них ясная и чистая вода в последующем развертыва­ется в восприятие сверкающего и прозрачного льда, «переходящего в камень лазурит, на основе которого создается впечатляющая картина из флага, алмазов с тысячами лучей, а «у каждого луча 84000» цве­тов, которые, отражаясь на основании лазурита, выглядят как 1000 миллионов солнц...»

Другая медитация о воде так же уникальна. «Эта вода находится в восьми озерах. Вода в каждом озере состоит из семи алмазов, кото­рые мягки и податливы. Источником воды является король алмазов, исполняющий всякое желание... Посреди каждого озера находится 60 миллионов цветков лотоса, каждый из них состоит из семи алма­зов... Текущая между цветками вода издает мелодичные и приятные звуки, слагающиеся в превознесение всех совершеннейших добро­детелей - «страдание», «несуществование», «изменчивость» и «от­сутствие Я»... От короля алмазов текут окрашенные золотом лучи необычайной красоты. Их сияние преображается в птиц, цвета коих имеют оттенки ста алмазов. Они поют песнь гармонии, сладостно и восхитительно прославляя память Будды и память о законе, и память о церкви. Таково восприятие воды восьми добрых свойств и такова Пятая Медитация».

У русского народа также существовало благоговейное отноше­ние к воде, практиковались различные наговоры над водой с целью повышения ее лечебного влияния на душу и тело. Стоит вспомнить только, сколько сказок и легенд несет образы «живой» и «мертвой» воды, скольким богатырям глоток воды приносил жизненную энер­гию. Об этом ее и просили.

...Матушка-водица всему миру помощница.
Помоги ты и мне рабе Божьей
Смой ты с меня страхи-переполохи
Щипоты-ломоты, узоры-призоры
С семидесяти жил, с семидесяти суставов
С рук-ног, с больной головы
С ретивого сердца, с бела лица
С серых очей, с черных бровей... и т.д.

Такие заклинания можно было услышать и в давнее, и не в столь давнее время. Этой наговоренной водой омывали детей, омывались взрослые, и - было проверено опытом -  помогало от разных не­дугов и хворей, улучшалось состояние человека.

Принимаемые в недалеком прошлом за чисто субъективные яв­ления философское осмысление ассоциаций воды с другими разноо­бразными атрибутами жизни и, казалось бы, потусторонних сил, или народные лечебно-прагматические заклинания и наговоры, отражают прежде всего ее основополагающую сущность в бытии и Природы и Человека. На сегодня появляется все больше и больше доказа­тельств, что духовное общение о воде и с водой — это естественная реальность, предусмотренная природой. В русле медитаций о воде интересны позиции, наблюдения и практические рекомендации япон­ского исследователя Масару Эмото, поддержанные теоретически и экспериментально его немецкими коллегами.

Суть концепции М.Эмото можно отразить в следующих обобщен­ных положениях:

  1. вода при замораживании создает великолепные по красоте и из­ящной форме кристаллы, которые живут около двух минут и кото­рые можно фотографировать (по аналогии со снежинками и узорами на стекле и других предметах);

  2. каждая капля воды хранит память о том, с чем и кем она взаимодействовала, она как дискета или «флэшка» может нести в себе информацию о людях, их настроениях и эмоциях, их реакциях на предметы внешнего мира; именно поэтому «одна вода не похожа на другую», причем это «памятливое» своеобразие воды ярко проявля­ется в форме кристаллов; вода хранит информацию о своем кругово­роте в окружающей среде;

  3. в связи с названными обстоятельствами кристаллы и сама вода меняют свои ипостаси в зависимости от «восприятия» условий существования, цвета и света, слов (адекватно хорошим и плохим, до­брым и недобрым из них), приятной и неприятной музыки и т.д.;

  4. эти природой установленные связи говорят о том, что воду мож­но и нужно делать своим собеседником и союзником, высказывая ей любовь и благоговение, признательность и благодарность, и вода обязательно ответит человеку тем же. В возможностях двустороннего диалога человека с водой — ее бесконечная и безграничная исцеляю­щая и совершенствующая людей сила (но вполне возможно и альтер­нативное развитие событий: «как аукнется, так и откликнется»);

  5. через искренние и благодатные взаимодействия с водой человек может в корне изменить и улучшить отношения с природой и свою духовную сущность.

М. Эмото со своими единомышленниками из Германии выпустили книгу, которая называется «Исцеляющая вода», проиллюстрировав высказываемые мудрости и откровения оригинальными фотография­ми водных кристаллов с различным информационным содержанием. Не бросаясь в длительные рассуждения, хочется сказать, что аналогичныве научно-практические разработки по байкальской воде (в частности, чистой и одухотворенной или загрязненной стоками) весьма востребованы и значимы сегодня. Зачин этому уже сделан на Байкале 3 августа 2008 года с участием самого М. Эмото. Под его руководством проведена международная акция «Церемония благословления воды». Ее участ­ники на берегах острова Ольхон мысленно посылали слова любви и благодарности байкальской воде. Одновременно по просьбе органи­заторов акции то же самое делали тысячи людей во многих городах Европы, Азии и Америки.

В дни пребывания на Ольхоне профессор Масару также показал слайды, на которых запечатлены кристаллы воды, взятой у побережья острова. Они были удивительно красивыми! Воде показали записанное слово «море». При замораживании она образовала кристалл причуд­ливой формы, символизирующий переменчивость моря. Озеро Байкал согласилось со статусом моря.

Естественно, в интерпретации сути воды люди не могли обойти вниманием саму живородящую природу — образ матери. Поэтому у многих народов вода - чрезвычайно распространенный мифологи­ческий эквивалент материнского лона. К примеру, христианский об­ряд крещения связан, скорее всего, с этой мифологемой: погрузиться в воду значит не только внешне очиститься, но и вернуться в хаос, во тьму материнского чрева, чтобы заново возродиться и начать жизнь по-новому. Вода в большей степени символизирует материаль­ную основу жизни, без которой не может быть и духовного развития человека. В Новом Завете Христос говорит фарисею Никодиму «... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух» (Иоанн, III, 5-6).

Известный столетиями и используемый многими людьми — верую­щими и неверующими - эффект «крещенской» непортящейся воды, как и эмпирические исследования М. Эмото, показывают таинственные возможности этого великого создания природы. Вода, по-видимому, мо­жет на какое-то время вбирать в себя любую информацию, как кремний является основой компьютерной памяти. В водном «резервуаре сведе­ний» могут храниться сообщения о прошлом и настоящем, мифы и ар­хетипы былых времен и т.д. Насыщенная информацией вода способна под воздействием некоторых чудотворцев менять свою сущность. В дан­ном свете становится понятным библейское предание о том, что Иисус превратил воду в вино — его слово придало воде вкус, цвет, аромат и пьянящие свойства вина.

Не только использование, но и вид чистой проточной воды пси­хологически  стимулирует  человека  на  активную  и  полноценную жизнь. В одной из восточных притч, мудрец учил людей: чтобы быть здоровым надо больше смотреть на текучую воду, на зеленые растения и на красивых женщин. Один из обывателей спросил его: нельзя ли ограничиться только третьим, а водой и растениями пре­небречь? На что мудрец ответил: «Если не будешь смотреть на бы­струю воду и пышные растения, на женщин не захочется смотреть само по себе».

Автор: Профессор Александр Дмитриевич Карнышев

Выходные данные материала:

Жанр материала: Иллюстрации | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 11 января 2016

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Байкал | Изобразительное искусство | Иллюстрации