Новости

Докс, Фёдор Фёдорович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фёдор Фёдорович Докс (1845 – ?) — инженер путей сообщения.

Родился в семье обер-офицера. Мать имела каменный дом в Одессе. После окончания лицея, прослушав курс в Санкт-Петербургском институте путей сообщения, он в 1865 сдал экзамены на гражданского инженера с правом производства строительных работ. После этого Докс был зачислен в департамент железных дорог Министерства путей сообщения, а затем переведен на Балто-Елизаветградский участок. С августа 1866 он младший инженер чертежной Департамента железных дорог.

В 1868 Докс поступил на работу в Общество железной дороги между Ковно и Либавой, в 1868 – в Общество Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, в 1870 – Воронежско-Ростовской, в 1872 он сверхштатный инженер МПС, затем работает в Обществе Лазово-Севастопольской железной дороги, с июня 1875 прикомандирован в технико-инспекторский комитет МПС, в 1876 – в Обществе Донецкой железной дороги. С 25 февраля 1880 Докса назначили исполняющим обязанности ревизора, а с 5 сентября ревизором технико-инспекторского комитета МПС. В 1881 он помощник инспектора Донецкой и Константиновской железных дорог, а с сентября 1883 Федор Федорович возглавлял изыскания правительственной линии Ржевско-Вяземской железной дороги. С 1885 он вновь в Департаменте железных дорог.

Результаты исследований по выбору направления Кругобайкальской железной дороги, проведенных инженером путей сообщения О.П. Вяземским в 1889, не могли удовлетворить правительство. Сибирская железная дорога уже строилась с востока и с запада и с запада на восток, но оставался открытым вопрос о выборе направления от Иркутска вокруг Байкала. Когда в 1895 в Министерстве путей сообщения возник вопрос об опытном руководителе экспедиции, которому можно было бы поручить исследование кругобайкальского направления (А.Н. Пушечников и Н.П. Меженинов были сильно загружены работой), то выбор пал на Федора Федоровича Докса. Результатом изысканий Ф.Ф. Докса в Прибайкалье в 1895 было предложение строить железную дорогу от Иркутска до Култука по Олхинскому плато. Однако журнальным постановлением совета Управления по сооружению Сибирской железной дороги от 16 марта 1896 за № 173, утвержденным министром путей сообщения 19 марта того же года, было предписано окончить в 1896 следующие работы: 1) произвести подробные изыскания от Иркутска долиной Иркута и далее до Култука по берегу Байкала, руководствуясь при производстве этих изысканий, по отношению уклонов и кривых техническими условиями Средне-Сибирской железной дороги и 2) произвести изыскания части линии от Култука по берегу озера до ст. Мысовая.

Докс продолжил исследования в Прибайкалье в 1896 и предложил вариант трассирования дороги по Иркуту, убеждая при этом руководителей Министерства путей сообщения, что сможет значительно понизить затраты на строительство по сравнению с проектом О.П. Вяземского. Однако этот вариант не был принят. Докс весьма болезненно отнесся к тому, что все его идеи Министерство путей сообщений отвергало. В письме управляющему делами Комитета Сибирской железной дороги А.Н. Куломзину Докс писал:

«Теперь в должности начальника изысканий кругобайкальской линии мне опять приходится вести непосильную, неблагодарную борьбу, так как мои работы по изысканиям дискредитируются, сводятся к нулю, а главное результаты их не правильно доводятся Сибирскому Комитету. Я начинаю падать духом, терять душевную бодрость. Защищая не себя лично, а великое дело постройки Сибирской железной дороги, я вынужден был подать управляющему Министерством путей сообщения прилагаемую докладную записку от 28 сентября. Доклад это ясно покажет Вашему высокопревосходительству тяжелое и невыносимое положение инженеров, служащих на изысканиях Кругобайкальской железной дороги».

Ф.Ф. Докс пытался через А.Н. Куломзина склонить чащу весов в пользу своего варианта, но на это не соглашался министр путей сообщения М.И. Хилков. Получив приказ министра сделать в 1895 изыскания по направлению Вяземского Ф.Ф. Докс приложил много старания «к разработке наилучшей части линии в горной ее части», на которой были сосредоточены самые большие и наиболее трудные работы. По выражению Ф.Ф. Докса «получились поразительные результаты, а именно: сокращено земляных и искусственных работ на 7 млн руб.». Об этом Ф.Ф. Докс доложил М.И. Хилкову, который, желая оценить выполненную работу, поручил инженеру А.Н. Пушечникову сделать проверку профиля трассы на месте. Проверка засвидетельствовала точность и правильность работы Ф.Ф. Докса. Но А.Н. Пушечников отрицательно отнесся в целом к идее строительства железной дороги по долине Иркута, считая, что для принятия окончательного решения необходимы более полные изыскания. Он оценил изыскания Ф.Ф. Докса, как рекогносцировку по одному из направлений. Ф.Ф. Докс возражал, считал, что это «ложный донос на товарищей инженеров».

Ф.Ф. Докс посылал телеграммы в столицу с конкретными предложениями по выбору станций, направлению дороги, но, судя, по всему ответа на них не получал. В конце концов, хотя и был составлен проект Кругобайкальской железной дороги, МПС не торопилось принять его к действию.

По окончании работ в Прибайкалье Докс руководил изысканиями на участке Вологда-Вятка. Им была написана инструкция по изысканиям.

Ф.Ф. Докс был надворным советником, награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и орденом Св. Станислава 3-й степени.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Хобта А.В. | Источник(и): Строительство Транссиба: очерки истории (конец XIX – начало XX вв.). Иркутск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 марта 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.