Новости

Буряты. Культура: история и современность

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Автор: Не известен
Источник: cat-red.com
Автор: Не известен
Источник: f.greatgoddess.ru
Автор: Ц. Сампилов
Источник: horlib.narod.ru
Автор: Не известен
Источник: horlib.narod.ru

Буряты (бурладууд)  —  монголоязычный народ, живущий в Восточной Сибири.  Сегодня общая численность их в мире  составляет 520 тысяч. Основная масса народа проживает в Республике Бурятия, в Усть—Ордынском и Агинском автономных округах на территории Иркутской области. За пределами России буряты живут в основном в Монголии и Китае.

Сегодняшние исторические сведения позволяют говорить о существовании в Прибайкалье пробурятских племен шоно и нохой в позднем неолите (около 2500 лет до н.э.).  Названия  эти  являются  тотемными и  переводятся  как  «волк»  и  «собака».  Некоторые  исследователи  считают  племя  шоно  предками  булагатов  и  эхиритов,  а  нохой    предками  хоринцев.  Вероятно,  в  ходе  длительных  процессов  передвижения  племен  нохой перешли  на  восточную  сторону  Байкала,  где  и  обосновались.                                         

Первые сведения  о  бурятах (братах) в России  появились  в  начале  XVII века. Заселение  русскими  земель  нынешней Иркутской области  началось  во  второй половине XVII  века и  закрепилось  с  установлением  в  этих  землях  острогов:  Нижнеудинского  (1648 г.), Балаганского  (1654 г.), Иркутского (1661 г.), Бельского (1669 г.) и  др. В 1666 г.  был  основан  Верхнеудинский  острог  (ныне столица  Бурятии  г.  Улан-Удэ). Официально  Забайкалье,  где  проживала основная часть бурятских племен, было  присоединено  к  России  в  1689 г.  в  соответствии  с  Нерчинским  договором,  заключенным  с  Китаем.  Присоединение  бурятских  племен  к  России  происходило  в  основном  мирным  путем,  хотя  случались  и  военные  столкновения,  вызванные   непомерными  поборами  при  взимании  ясака  воеводами.  Но  в  основном  буряты  активно  сотрудничали  с  русскими  властями,  их  принимали  в  казаки. 

В  начале  XVIII  века  из-за  притеснений  со  стороны  властей  11  бурятских  родов  отправили  посланников  в  Москву,  к  императору  Петру  I.  В  Указе,  подписанном  Петром I  22  марта  1703  г.,  говорится:

«В  нынешнем,  1703  году,  февраля  в  25  день,  били  челом  нам,  Великому  Государю,  Нерчинские, ясашных брацких людей  разных  родов,  галзутского  роду  зайсан  Бадан  Туракин,  да  харганатского  роду  зайсан  Дасха  Бодороев, да  бодонгутского  роду…, и  все  родовые  ясашные  брацкие  люди.  Жалоба — де  их  иноземцев  Иркутского  присуду  на  селенгинских  и  удинских  служилых  и  всяких  чинов  людей;  в  прошлых  годах  деды  их  жили  за  мунгальскими  тайшами  и, не  похотя  за  ними  жить,  и  со  всеми  своими  родами  вошли  в  наш  Великого Государя  ясак… на породные  свои  земли  кочевать,  где  жили  прадеды  и  деды  и  отцы  их,  и  после    де   их  и  иные  роды  их  вошли  в  наш,  Великого  Государя,  ясашный  платеж;  а  породные  их  земли    кочевные  места  вниз  по  Селенге,  по  Уде  и  по  Курбе  рекам,  а  на  тех  их  кочевных  местах  удинские  казаки  целыми  заимками  поселились  по  правую  сторону  и  ниже  Чикою  реки  по  Хилку,  по  Темную,  по  Уде  и  Итанце  подле  Байкала  моря.  И  нам,  Великому  Государю, пожаловать  бы  их  иноземцев  за  их  радетельные  многие  непрестанные  службы  и  ясашный  платеж:  велеть  им  быть  под  Нерчинском  по-прежнему  в  их  породных  землях  и  кочевных  и  вышесказанных  местах  по  правую  сторону  Селенги  реки;  а  с  Кударинских  степей  их, селенгинских  и  удинских  служивых  и  всяких  чинов  людей,  с  заимки  свести  на  другую  сторону  Селенги  реки».

До  прихода  русских  основу  бурятского  хозяйства  составляло  в  основном  скотоводство.  Но  все  исследователи  быта  бурятского  народа  кроме  скотоводства отмечают  и  другие  отрасли:  добычу  железной  руды, кузнечное  ремесло,  добычу  и  выварку  соли.  С  приходом  русских  бурятское  население  стало  заниматься  и  земледелием.

Все  катаклизмы  XX века (гражданская  война,  насильственная  коллективизация,  необоснованные  репрессии)  коснулись  населения  Сибири,  в  том  числе  бурятского.

В  связи с этим в конце  XX  века  возникла  реальная  опасность  утраты  народных  традиций,  потери  языка,  исторической  памяти.

В 2002  году  решением  ЮНЕСКО  бурятский  язык  был  занесен  в  «Красную  книгу»  как  вымирающий.  В Республике  Бурятия, в  Забайкальском  крае  (Читинская  область,  объединенная  с  Агинским  Бурятским  национальным  округом)  ведется  большая  работа  по  сохранению  и  развитию  национальной  культуры  и  языка.  Возможность  прикоснуться  сегодня к  своей  национальной  культуре  и  языку,  вспомнить  свои обычаи  и  традиции  имеет  и  бурятское население  Иркутской  области,  объединенной  с  Усть-Ордынским  национальным  округом.

В  Иркутске  создано  Областное государственное учреждение  «Центр  сохранения  и  развития  бурятского  этноса»,  которое  проводит  значительную  работу по сохранению и развитию бурятской национальной культуры и языка. 

Так, накануне праздника «Алтарганы» «Центр  сохранения  и  развития бурятского  этноса» примет активное участие в конференции «Возрождение, сохранение и трансформация традиционных культур и обычаев», на которую съедутся в пос. Усть-Ордынский главы всех районов и заведующие отделами культуры округа. В программе конференции: обсуждение мероприятий по представлению округа на «Алтаргане-2008», работа секции по проблемам шаманизма (тема:  «Шаманский обряд как помощник в регулировании общественных институтов»).

Также в Иркутске создана  Бурятская региональная национально-культурная автономия «Эрхуу» (в переводе «Иркутск»), основные задачи которой — содействие возрождению, сохранению и развитию бурятской культуры, в том числе языка и традиций, организация исследовательской работы; приобщение широких слоев населения Иркутской области, особенно молодежи, к духовным ценностям бурятского народа; расширение культурных связей, содействие дружбе народов.  Статус национально-культурной автономии позволяет решать проблемы сохранения языка и культуры бурят на государственном уровне.

В других городах и районах Иркутской области (Ангарске, Шелехове и др.) действуют городские и районные бурятские национально-культурные автономии.

Культурой  коренного  народа  Приангарья  интересуются  и  представители  других  национальностей,  проживающие  в  Приангарье,  что  во  многом  способствует  дружбе,    взаимопониманию и  взаимопроникновению  культур  разных  народов. 

Всебурятский фестиваль «Алтаргана» зародился в монгольской глубинке в начале 1990-х годов. Это было время, когда в Монголии, как и в России, начались демократические процессы, обусловившие рост национального самосознания и возрождение бурятской культуры, языка, традиций…   Фестиваль «Алтаргана» первоначально был задуман как песенный конкурс, но вскоре стал настолько популярным, что перешагнул границы государства и стал международным всебурятским праздником»,  рассказывает Э. Болотова на страницах альманаха «Созвездие дружбы» (2006, № 2).

Фестиваль назван в честь скромного степного цветка — кустарника с золотой корой (алтан золото, алтаргана золотарник). Этот цветок преодолевает любые природные катаклизмы — засуху или наводнение, жару или мороз. Весной он расцветает вновь благодаря своим мощным корням. Цветок символизирует собой народ, который, несмотря ни на какие перипетии судьбы, сохранил свои этнические корни, язык, культуру.       

«Алтаргана» проводится один раз в два года. Первый фестиваль (как конкурс бурятской песни) состоялся в 1994 году в Дадал сомоне Хэнтэйского аймака Монголии. Последующие три фестиваля (1996, 1998, 2000 гг.) прошли также в Монголии. В 2002 году участников фестиваля принимали в России  в Агинском Бурятском автономном округе. В нем приняли участие представители Китая, бурятских субъектов Российской Федерации — Бурятии, Усть-Орды, Аги, бурятских землячеств из других регионов России. Фестиваль приобретает международный статус и способствует развитию не только культурных связей, но и экономического сотрудничества между странами и регионами.

Шестой фестиваль в 2004 году прошел в г. Чойбалсан (Монголия), а в 2006 году  очередной фестиваль  в Бурятии (г. Улан-Удэ). В Улан-Удэ впервые приняла участие делегация Иркутской области  наряду с представителями Читинской области, Автономного района Внутренней Монголии КНР, бурятских землячеств Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Якутии.

В 2008 году эстафету праздника всебурятской культуры приняла Иркутская область

Ссылки

  1. Централизованная библиотечная система города Иркутска

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Цепилова Оксана | Источник(и): cbs.irkutsk.ru | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2008 | Дата последней редакции в Иркипедии: 03 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Библиотека по теме "Народы вокруг Байкала. Этнография"