Ангара, р. (в ниж. течении от устья р. Илима наз. еще верх. Тунгуской) // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Ангара, р. (в ниж. течении от устья р. Илима наз. еще верх. Тунгуской) — прав. прит. Енисея (см.) вытекает из оз. Байкала, на 65 км к Ю. -B. от Иркутска.

Направление течения на С. и С.-З.; далее, в пределах, б. Енисейской губ.,—на З. Впадает в Енисей в 84 км выше Енисейска; в истоке перегорожена каменистой грядой, составляющей для судов узкое незначит. глубины русло; скорость течения здесь 12—15 км в час. От Байкала до Иркутска долина А. узка (приблизит. 1—2 км шир.), занята руслом р., болотистыми о-вами, поросшими кустарником или лесом; террасы А. круто обрываются по лев. берегу, более пологи и заселены по правому, сложены из слоев песчаника, прикрытых конгломератами, галечниками и лессовидными суглинками. От Иркутска до с. Усть-Удинского на протяжении 427 км долина А. меридианального направления значит. расширяется: прав. берег обрывами песчаника часто спускается к р., лев.—сливается с возвышенностью равнинного характера, расположенной к 3., по pp. Сухой, Китою и Белой; к С. от Усть-Удинс-кого А. протекает в таежной местности, в узкой долине с гористыми коренными берегами, представляющими древние террасы р.; к подошве их примыкают небольшие участки 2-й террасы, низменные, орошенные ручьями, поросшие смешанной тайгой. За 106 км от устья лев. прит. Оки А. течет на З. расширенной долиной, образуя ряд проток. Около устья Оки А. круто поворачивает на С, а долина ее еще более расширяется. Гл. прит. слева: Иркут, Китой, Белая, Ока, Идучанка, Кова, Мура и Тасеева; справа: Ушаковка, Куда, Оса, Харюзова, Янды, Илим, Карапчанка, Ката, Кежма, Каменка. Площадь бассейна А. 571 тыс. км2; дл. 1.880 км; шир. у истока 853 м, у Иркутска 577—580 м, у с. Братский острог 2 км, в низовьях 3,5 км; скорость у Усолья 15 км в час; глуб.: у Иркутска 6—10 м, у устья Оки 2,1 м, у р. Илима 4,2 м; наименьшие глуб. на порогах (1 —1,5 м). Вода прозрачна в верховьях и более мутна после впад. Иркута и Китоя. Расход воды в истоке в межень 1.500—1.900 м3 в секунду. Весеннего половодья нет, наоборот в мае—апреле в верх. течении наблюдается наименьший уровень, что об’ясняется недостатком больших снегов в Забайкалье и Монголии, откуда через Байкал А. получает гл. приток воды. В низовьях в это время, наоборот, происходят разливы до 5 м выше ординара. В июле — августе происходит паводок, обусловленный обилием осадков и таянием снегов в горах. Замерзает у Иркутска при наличии явления образования донного льда (см.) в средине или конце декабря: вскрывается до 27 апреля. значит. затруднение для судоходства по А. представляют пороги, самые крупные из них на плесе от с. Братского до устья р. Илима; менее значит. ниже его. Из порогов следует отметить Падун в 33,5 км ниже с. Братского, во всю ширину А. при длине 1,5 км и падении воды на 15,5 м, Долгий в 85 км вниз от с. Братского дл. 7,5 км, с стержневыми воротами шир. до 106 м; Шамановский у с. Шамановского дл. 6,5 км, с падением воды прибл. на 14 м с большими волнами и водоворотами. На А. более 430 о-вов, некоторые из них дл. до 10 км. При выходе своем из Байкала А. вытягивает не только поверхностные воды Байкала, но также и воды с глуб. до 10 м. Этим об’ясняется, что зимою на участке от Байкала до с. Никольского А. имеет более 0° и не замерзает.

Байкальские воды лишь очень постепенно изменяются в А. По наблюдению Байкальской экспедиции Акад. Наук лишь в 300 км от Байкала в июле 1926 наблюдалось прекращение влияния Байкала в отношении t° воды, прозрачности и химизма; в др. времена года это влияние охнатывается и ниже. По наблюдением В. Яснитского, планктонные организмы, вовлекаемые в А. из Байкала, очень быстро в ней погибают и не доходят, обычно, даже до Иркутска. Ниже Иркутска планктон в А. очень скуден и вода несет значит. количество слюдяных частиц. Донное население А. состоит возле истока ее в значит. мере из форм, обитающих и в Байкале, но, по наблюдениям Б. Дыбовско-го и В. Дорогостайского, они образуют в А. своеобразные морфологические уклонения. По мере удаления от Байкала, в состав донного населения все больше примешиваются представители общесиб. фауны, хотя у крайнего исследованного пункта А., в 607 км от Байкала (у с. Б. Мамыри), встречено еще 13 байкальских форм (1 рыба, 2 моллюска, 1 полихета, 9 гаммарид). Несомненно, что байкальские формы распростр. и ниже по А., а рыба Coituskneri Dyb. известна даже на Енисее. На протяжении верх. 600 км все крупные притоки А.: Иркут, Белая, Китой резко отличаются от вод А. не только гидротермически, но и по химизму. Благодаря этому и уже указанному присутствию на А. значит. количества длинных о-вов, делящих ее течение на право- и левобережные протоки, смешивание воды прит. с водами А. происходит очень медленно; так еще около Балаганска, в 108 км ниже впад. последнего прит. р. Белой, наблюдается значит. разница в физико-химических свойствах воды А. у лев. и прав. ее берегов, и это влияние прит. у лев. берега наблюдается до 200 км ниже впад. р. Белой.

В экономическом отношении А. имеет большое знач., протекая через районы, пригодные для земледелия, с большими лесными фондами. По А. имеются мощные залежи каменного угля (Черемхово), железной руды (Николаевский завод. У устья Оки), во многих местах выходы соленосных источников. А. имеет исключительно мощные запасы гидравлической энергии: мощность только 8 наибольших порогов А. равна 1.200 тыс. лош. сил. значит. уклон между Байкалом и Иркутском дает падение А. в 29,87 т. Судоходство на А. имеет лишь местное значение, т. к. транзитному его развитию мешают пороги, расположенные ниже с. Братского, на протяжении 295 км. В настоящее время А. судоходна до порогов на протяжении 654 км, т.-е. от истока до с. Братского; на этом плесе поддерживаются срочные буксиро-товаро-пассажирские рейсы судами Селенгинского Гос. Речного Пароходства; ниже средствами передвижения служат илимки (см.) и лодки. От Мурского порога до с. Стрелки поддерживается сообщение особыми рейсами парохода Зап.-Сиб. Гос. Речного Пароходства. Сплошной водный путь до А. использовался около 200 лет, но, благодаря множеству подводных камней и порогов по ср. течению р., от Братска до Илима, на протяжении до 300 км был чрезвычайно труден и небезопасен для грузов; поэтому, с увеличением населения по Московскому тракту, б. ч. транзитных грузов была отвлечена с А. на тракт, как более постоянный и в достаточной мере безопасный путь.

А. стала известна русским в 1-й полов. XVII в. С самых первых лет существования Енисейска его обитателей, казаков, привлекли низовья А., заселенные тунгусами, куда еще в 1619 отправляются отряды для собирания ясака. Некоторые отряды углубляются далеко вверх по А., доходя до устья Илима, Оки и даже до бурятских кочевий; пороги А. преодолевались на стругах и каюках. В 1631 у устья Оки заложен Братский острог (ныне с. Братское (см.)), а в 1652 в устье р. Иркута построено Иркутское зимовье (см. Иркутск). Следом за острогами и зимовьями по А. возникают рус. поселения выходцев преим. из сев. районов России.

Исследования А. начались в 1883 Рунебергом. В 1887 — 89 были произведены исследования для решения спора о судоходности р. и поставлены работы по очистке русла от порогов. Был взорван ряд порогов, уложены туэрные цепи, построены туэра и произведена обстановка фарватера. В результате работ, обошедшихся в 1.775.000 руб., была достигнута транзитная глуб. по всей А. в 0,888 м, за исключением Падунского порога, где необходимо шлюзование. Затем исследования на А. были прерваны и возобновились в 1917 организациями Обь — Енисейского водного пути и партией по исследованию рек Ленского бассейна, продолжавшимися до 1920. Последней партией проведена барометрическая нивелировка и установка водомерных постов от начала порогов до устья. Начата (1920) и выполнена подробная инструментальная с’емка на участке от Байкала до Иркутска.

В последние годы Иркутским Ун-том и Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва проведен ряд раб. по исследованию химического состава воды, температурного режима, вопроса об образовании донного льда, флоры и фауны, до-истории и быту рус. и туземного населения долины Ангары. Характеристику судоходства по А., флота и его перевозок — см. Пароходство Судоходство и Флот.

Литература

  1. Геологические исследования и разведочные раб. по линии Сиб. ж. д., в. 2, СПб., 1906;
  2. Малышев, В. М. и Молодых, И. Ф. Водные пути Вост. Сиб. и ближайшие задачи развития их, Иркутск, 1926;
  3. Планы р. А. от истока до с. Братский острог но рекогносцировочным исследованиям 1917—18 гг. Масшт. 5 в. в 0,01 с, Иркутск, 1920, с дополн. 1924;
  4. Р. Ангара по исследованиям Ангарской Описной Партии в 1888—89 гг., СПб., 1894; .
  5. Труды совещания 1906 в Иркутске о путях сообщения Сиб.», тт. I и II, Иркутск, 1907;
  6. Шамарин, А. А. Анализы ангарской воды и воды Ушаковки, „Изв. Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва», т. VIII, вв. 5—0, Иркутск, 1877;
  7. Штеллинг, Э.В. О расходе воды и колебаниях уровня р. Ангары у г. Иркутска в 1886—87 гг., „Изв. Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва», т. XIX, в. 4, Иркутск, 1888.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Подгорбунский В. и Верещагин Г. | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях
Загрузка...